В декабре Комитет Государственной думы РФ по делам Федерации и региональной политике провел круглый стол, посвященный совершенствованию механизмов управления региональным развитием. Тема оказалась настолько широкой, что участники мероприятия смогли обсудить целый спектр вопросов, начиная со стратегического планирования социально-экономического развития территорий и заканчивая трудовой миграцией.
Заместитель министра регионального развития А. П. Викторов посетовал на то, что единая для всей вертикали власти система стратегического планирования пока не создана. Тем не менее постепенно она формируется. Так, принятие Концепции–2020, по мнению замминистра, стимулировало переход от разработки на федеральном и региональном уровнях разрозненных стратегических документов к некоторой координации усилий. В развитие Концепции–2020 была разработана и до сих пор не принятая концепция совершенствования региональной политики в РФ. Кстати, изначально предполагалось, что основная масса предусмотренных в ней мероприятий будет реализована до 2012 года. Теперь в Минрегионе предлагают доработать этот проект и продлить срок его действия до 2020 года. Новая версия документа должна отразить направления развития регионов с учетом их конкретных преимуществ и недостатков. По словам Викторова, в проекте будут предусмотрены меры по развитию бюджетного федерализма, перераспределению полномочий между уровнями власти, поддержке территорий с особыми условиями хозяйствования (как регионов опережающего развития, так и, наоборот, отстающих), развитию приграничного и межрегионального сотрудничества. Будет уделено внимание и трудовой миграции: основная цель при этом, по словам Викторова, добиться «оптимального миграционного баланса макрорегионов».
В Минрегионе намерены продолжить и разработку стратегий социально-экономического развития самих макрорегионов — федеральных округов. Их положения, по мнению замминистра, должны стать основой для всех государственных программ и программ федеральных естественных монополий, реализуемых в регионах, а также одним из критериев для отбора инвестпроектов. Викторов отметил проблемы уже принятых стратегических документов субъектов РФ: они рассчитаны на разные сроки, имеют разную глубину детализации, не согласованы друг с другом и со стратегическими документами более высокого уровня.
Член Общественной палаты В. Л. Глазычев назвал описанные перспективы создания единой системы стратегического планирования «административной утопией». «В этой системе нет реальных игроков», — считает он. Сегодня система госуправления настроена на функционирование, а не на развитие, которым чиновники не могут заниматься в силу отсутствия как времени, так и компетенции. К тому же, уверен член Общественной палаты, любые стратегии развития территорий, привязанные к номинальным границам субъектов, противоречат заявляемому Минрегионом принципу межрегиональной координации, поскольку не учитывают реального деления страны на так называемые «субрегионы».
Глазычев полагает, что главной целью управления на региональном уровне должно стать создание условий для развития малого и среднего бизнеса. «Пока на эту тему во всех стратегических документах говорятся лишь общие слова», — отметил он. «Политическим» он также назвал вопрос о создании соответствующей международным стандартам системы муниципальной статистики.
В региональном развитии, по мнению Глазычева, следует активно использовать механизм целевых фондов с четкими полномочиями и финансовыми рычагами, который зарекомендовал себя при формировании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. «Без этого стратегии округов никогда не заработают», — подчеркнул он.
В этой связи депутат Госдумы Г. С. Изотова рассказала собравшимся о важных для регионов итогах состоявшегося 7 декабря заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка. Так, в рамках ВЭБ будет создан специальный Фонд прямых инвестиций для Дальневосточного Федерального округа и Байкальского региона. Фонд обеспечит реализацию инвестиционных проектов в различных отраслях экономики региона, включая лесную, рыбную промышленность, металлургию и ТЭК. Ожидается, что на первом этапе портфель инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке фонда, составит около 80–90 млрд руб. Долгожданным депутат назвала и решение, принятое на том же заседании наблюдательного совета ВЭБ, о ежегодном выделении 2 млрд руб. на финансирование региональных и городских проектов развития коммунальной инфраструктуры.
«Кризис опровергает написанные несколько лет назад стратегические документы», — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Н. В. Зубаревич. Россия сейчас находится на инвестиционном дне: по данным, которые озвучила эксперт, в 2009 году падение инвестиций в основной капитал составило 19 %, а в 2010 падение ожидается на уровне около 18 %. Причем объем инвестиций западных стран сократился в 2,5 раза. «Все, что делается в регионах, сейчас должно делаться ради привлечения инвестиций», — подчеркнула эксперт и при этом призвала регионы «отказаться от принятия советских стратегий».
По мнению Зубаревич, следует признать, что у России нет перспектив стать плотно заселенной страной. Поэтому необходимо снимать ограничения на мобильность населения, начиная с реформы института прописки и заканчивая решением проблемы доступных кредитов на жилье. «Любая модернизация болезненна», — отметила эксперт. В ней неизбежно будут лидеры: пять-шесть регионов, а также крупнейшие мегаполисы и несколько приморских городов. Всем остальным потребуется самая серьезная поддержка. Причем, как подчеркнула эксперт, эта поддержка должна быть максимально прозрачной. Ситуацию, при которой помощь оказывается фактически в ручном режиме (как это было в пик кризиса), она назвала недопустимой. Отсутствие понятных правил игры вынуждает регионы «клянчить финансовую поддержку по кабинетам».
По словам директора Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» В. Н. Княгинина, никаких уроков из кризиса ни в регионах, ни в стране в целом извлечено не было. Развиваются преимущественно сырьевые сектора, а не переработка, государственные инвестиции существенно опережают частные, а субсидиям отдается предпочтение в ущерб развитию собственных доходных баз региональных и местных бюджетов. И в этой ситуации амбициозные стратегии, принятые до кризиса, никто не спешит пересматривать.
Как отметил президент Центра стратегических разработок М. Э. Дмитриев, после кризиса развитие «по-старому» ни на федеральном, ни на региональном уровнях будет невозможно. В течение последних двух лет система стратегического планирования неплохо развивалась, однако в своем нынешнем виде она непригодна для посткризисной России. Принятые документы «отражают докризисное представление о распределении ресурсов и развитии отраслей», — считает экономист. К тому же они слишком статичны, их трудно привести в соответствие реальности. Не снята и другая извечная проблема — изоляция стратегий развития от бюджетного процесса.
По словам Дмитриева, после кризиса страна столкнется с катастрофическим дефицитом инвестиционных ресурсов и рабочей силы. При этом уже сегодня институциональная отсталость России превращается из просто предмета недовольства населения в ключевой макроэкономический фактор. В этой ситуации, по мнению эксперта, необходима «институционализация механизмов перетока трудовых ресурсов между регионами». Иначе говоря, требуется облегчить трудовую миграцию. В противном случае неконкурентоспособные регионы, удерживая рабочую силу, развиваться все равно не будут, а конкурентоспособные будут страдать от ее нехватки. Также Дмитриев предложил пересмотреть подход к использованию зон развития, и в частности ОЭЗ. Например, подумать о том, чтобы передать управление ими от государства международным коммерческим компаниям. По его словам, такая перспектива уже обсуждается. Заместитель губернатора Магаданской области Е. Ю. Засько привел характерный пример: особая экономическая зона в этом регионе существует уже 11 лет, и все эти годы ей мешают нормально работать различные трения с Минфином и налоговой службой.