В декабре 2010 года в Государственной думе РФ состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ, посвященное реформе муниципальных учреждений в соответствии с принятым Законом № 83-ФЗ.
Как отметил вице-спикер Госдумы О. В. Морозов, возглавляющий думскую рабочую группу по реализации Закона № 83-ФЗ, «существующая в России система бюджетных учреждений до сих пор функционирует в отрыве от современных принципов оптимальности и эффективности госуправления. В результате у нас есть серьезные претензии к качеству образовательных, медицинских услуг. Ни у кого не было сомнений, что существующую систему необходимо менять, вопрос стоял только в том, как это делать. Одним из шагов в этом направлении и стал закон № 83-ФЗ, вызвавший серьезный общественный и гражданский резонанс. Принимая этот закон, мы осознанно пошли на введение переходного периода и уже полгода активно обсуждаем, как должен реализовываться этот закон. Нам очень не хотелось наступить на одни и те же грабли, когда закон уже вступает в действие, и тут выясняется, что мы не готовы к его реализации».
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ А. М. Лавров сообщил, что «на данный момент все, что необходимо было выполнить на федеральном уровне для реализации Закона № 83-ФЗ, сделано: завершено формирование законодательной базы, приняты соответствующие нормативно-правовые акты, принято пять постановлений Правительства РФ. Сейчас центр тяжести основных работ сместился на уровень отраслевых министерств. На данный момент уже выпущен ряд методических рекомендаций по отнесению бюджетных учреждений к разным типам». По мнению Минфина России, в этом вопросе в первую очередь нужно исходить из отраслевых критериев и особенностей, так как отраслевые различия гораздо значительнее, чем региональные.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Н. С. Максимова рассказала, что «еще при принятии Закона № 83-ФЗ было понимание, что его исполнение будет проходить очень непросто, и мы сразу достигли договоренности с Правительством РФ, что Министерство финансов РФ будет вести мониторинг и сообщать о ходе реализации закона». По словам Н. С. Максимовой, «в конце ноября рабочая группа Госдумы выезжала в территории, депутаты провели свой мониторинг реализации закона на местах. По нашим впечатлениям, разработанный Правительством РФ график принятия необходимых нормативных актов в основном выполняется, большинство субъектов уже создали и комиссии, и рабочие группы. Во многих регионах определили, в каком статусе с 1 января 2011 года начнут работать их учреждения». Однако, к большому сожалению, отметила депутат, «в большом количестве регионов, и особенно муниципальных образований, эта работа еще находится в зачаточном состоянии».
Н. С. Максимова обратилась к коллегам из отраслевых министерств: «Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, какие вопросы чаще всего задают в регионах и муниципалитетах, так как именно этой информации не хватает на местах для реализации закона. Во-первых, задают вопрос: как выбрать наиболее оптимальный тип учреждения, где критерии, по которым его нужно выбирать? Отраслевые министерства ответа на этот вопрос не дают. Во-вторых, пока не будет ясности с перечнем услуг, предоставляемых на платной и бесплатной основе, мы не сможем продвинуться вперед. Например, Министерство спорта, туризма и молодежной политики уже разработало списки, но по другим отраслям таких сведений нет. В-третьих, в сфере государственного и муниципального заказа еще в сентябре Минфин и Минэкономразвития России разместили новый порядок его формирования, но эти рекомендации носят общий характер, а содержательное наполнение должно идти через отраслевые министерства, именно они должны определить перечень услуг, показатели объемов, требования к качеству и так далее. В этом же русле — расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг. Мы все время говорим о том, что без разработки стандартов двигаться дальше невозможно. Получается, что основополагающие моменты вызывают множество вопросов, это говорит о том, что информации на местах явно недостаточно».
Пермский край относится к регионам, имеющим положительную практику по реализации Закона № 83-ФЗ. Как подчеркнул глава города Перми И. Н. Шубин, «сама идея закона нам понятна, и мы ее поддерживаем, однако при реализации этого закона мы натолкнулись на ключевую проблему, связанную с дифференциацией учреждений на три типа. Необходимы четкие определения двух понятий: что такое государственная и муниципальная функция, а также государственная и муниципальная услуга. Как только это будет определено, все остальное встает на свои места и все вопросы разрешаются. На данный момент ни в одном документе нет этого определения».