Версия для печати 4686 Материалы по теме
В эпицентре бюджетной реформы

В декабре в Московской области состоялась конференция на тему: «Задачи повышения эффективности бюджетных расходов и пути их реализации», организатором которой выступил Комитет Совета Федерации по бюджету при технической поддержке Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ).

В работе конференции приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. В. Бушмин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету В. А. Петров, заместитель Председателя Счетной палаты РФ В. П. Горегляд, заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Попов, заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ М. Ю. Алашкевич, директор Департамента развития медицинского страхования Министерства здравоохранения и социального развития РФ В. А. Зеленский, начальник юридического отдела Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ В. М. Байрамов и более 80 представителей органов исполнительной власти из муниципальных образований и субъектов РФ.

«Мы находимся сегодня в самом эпицентре бюджетной реформы, — заметил, открывая заседание, В. А. Петров, — поэтому для нас жизненно важно встречаться, получать ответы на вопросы, обмениваться опытом. Что мы и делаем регулярно в рамках либо совещания Министерства финансов РФ, либо Сообщества финансистов России, либо в ходе заседаний Совета Федерации. Мы лет на 20–25 отстали от ведущих стран, но зато сегодня у нас есть возможность воспользоваться их передовым опытом». Участники конференции обсудили вопросы реализации Закона № 83-ФЗ, базовые инструменты повышения эффективности бюджетных расходов, в частности государственные программы, планы реализации региональных Программ по повышению эффективности бюджетных расходов, развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами и опыт их успешного применения, проблемы, с которыми сталкиваются регионы при формировании перечней государственных/муниципальных работ/услуг.

М. Ю. Алашкевич в своем докладе рассказал о ходе реализации Закона № 83-ФЗ, уделив особое внимание проблемам регионов. С января 2011 года начался переходный этап, но ситуация в субъектах РФ, по словам выступающего, очень неоднородна. В части регионов учреждения преобразованы в автономные (в первую очередь в сфере образования), в ряде других субъектов уже началась разработка нормативно-правовой базы, необходимой для реализации закона. Отдельные субъекты боятся нововведений и спешно готовят свои учреждения к преобразованию в казенные. Большинство же ждет развития ситуации на федеральном уровне и инструкций по реализации Закона «сверху». При этом население и муниципальные власти недостаточно информированы о концепции закона и не понимают его смысла, воспринимая закон как «антинародный».

Докладчик озвучил основные шаги, которые в рамках реализации закона необходимо делать субъектам. А именно: определиться с типами учреждений (с учетом законодательства и отраслевой специфики), сформировать государственные (муниципальные) задания и обеспечить контроль за их выполнением, а также рассчитать нормативы затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствующих сферах деятельности. Учитывая, что на переходный этап отводится 2011 год, в 2012 году будет проходить масштабная реализация закона, а на 2013 год намечено достижение системных эффектов, времени на реализацию запланированного объема работ не так много.

Большое внимание собравшиеся уделили теме модернизации здравоохранения. Первый этап работы — рассмотрение региональных программ модернизации с точки зрения общей оценки их показателей, соответствия программ методике, а также доработка самой методики распределения средств по регионам — завершен Министерством здравоохранения и социального развития РФ в декабре 2010 года. Общий итог всех представленных в министерство субъектами РФ заявок на финансирование программ равняется почти 1,5 трлн руб., из которых порядка 800 млрд руб. запрошено регионами из средств Федерального фонда ОМС (тогда как на ремонт больниц, информатизацию, обеспечение новых стандартов и порядков оказания медпомощи и другие мероприятия в рамках модернизации системы здравоохранения в 2011–2012 годах из этого фонда планируется направить только 460 млрд руб. — Прим. редакции). Эти завышенные запросы связаны с тем, что регионы не произвели приоритизации, а просто заложили в свои программы набор объектов, требующих ремонта. «Зачастую, — отметил В. А. Зеленский, — перечислены практически все имеющиеся на территории субъекта учреждения здравоохранения. Что противоречит даже элементарной логике, ведь если все эти учреждения будут закрыты на капитальный ремонт, то где населению будет оказываться медицинская помощь?» Свои рекомендации по доработке программ Минздравсоцразвития регионам разослало, следующий этап —  доведение до субъектов методики распределения средств.

Также В. А. Зеленский сообщил, что создание в системе здравоохранения автономных учреждений не предполагается. «Мы исходим из того, что большая часть наших учреждений станет бюджетными. Исключение составят психиатрические больницы с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные станции. То есть те учреждения, которые имеют отношение скорее к безопасности окружающих, нежели к нормированию объемов деятельности». Казенными, по мнению докладчика, должны стать и все бюро медико-социальной экспертизы, специализированные средние учебные заведения для детей-инвалидов. В следующем году ждут своего решения и вопросы, связанные со способами распределения объемов госзаданий между медучреждениями.

КОММЕНТАРИЙ

моносов
Александр Наумович МОНОСОВ, генеральный директор Компании БФТ

Организация и проведение мероприятий в сотрудничестве с федеральными органами государственной власти при участии представителей региональных органов государственной власти и органов муниципального самоуправления является постоянной практикой Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии». Мы всегда стремимся быть в центре значимых событий, создавать площадки для общения по самым актуальным вопросам государственного и муниципального управления.

Настоящая конференция преследовала своей целью обмен практическим опытом в области повышения эффективности государственных и муниципальных финансов, в том числе в части реформирования системы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений. Выбранная тема «Задачи повышения эффективности бюджетных расходов и пути их реализации» оказалась очень актуальной, что подтвердили и состав участников конференции, и количество вопросов к докладчикам пленарного заседания. Участники конференции обсудили вопросы, связанные с основными направлениями Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, обменялись личным опытом применения различных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, рассмотрели с коллегами из других регионов проблемы, с которыми они сталкиваются при формировании перечней государственных работ/услуг, и многие другие вопросы.

Являясь лидером в сфере управленческих и информационных технологий для государственного и муниципального управления, БФТ предлагает субъектам РФ и муниципальным образованиям комплексный подход к реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов, включающий в себя как консалтинговую поддержку по разработке самой Программы, так и конкретные шаги по ее реализации на основе новейших информационно-технологических решений. Участие в подобных мероприятиях, проводимых по самым актуальным темам, позволяет финансистам быть в курсе самых последних событий и тенденций в сфере управления государственными финансами, выбирать самые эффективные инструменты для достижения высоких результатов.

Поделиться