Реформы№1 Январь 2011 — 15 февраля 2011

Социальные приоритеты МВД России

Версия для печати 6958 Материалы по теме
Социальные приоритеты МВД России

Перова
Непростой для страны период начала финансово-экономического кризиса был связан с падением доходов бюджетов всех уровней и ростом безработицы. Для МВД России ситуация осложнилась тем, что одновременно с преодолением последствий кризиса необходимо было решать и поставленные Президентом РФ задачи по реформированию ведомства. 

На наши вопросы о финансовом самочувствии ключевого силового министерства ответила начальник Финансово-экономического департамента МВД России, генерал-лейтенант милиции, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук Светлана Николаевна ПЕРОВА.

— Светлана Николаевна, как экономический кризис отразился на финансовом состоянии МВД России? Удалось ли финансово обеспечить весьма многоплановую деятельность ведомства? 

— Безусловно, кризис, который привел к падению государственных доходов, не мог не отразиться на уровне финансирования МВД России. Наиболее сложным в экономическом плане стал 2009 год, когда наблюдался значительный спад ВВП, а бюджеты всех федеральных министерств и ведомств подверглись сокращению как минимум на 15 процентов. С высокой долей вероятности прогнозировалось продолжение глобального экономического кризиса. 

Однако в этой ситуации социальные гарантии государства были соблюдены, поскольку на соответствующие цели направлялись накопленные резервы. Для нашего ведомства это было очень важно, ведь основная часть расходов бюджета министерства (около трех четвертей) на протяжении ряда лет имеет социальную направленность: это и различные выплаты личному составу, и пенсии. Решением Правительства Российской Федерации денежное довольствие сотрудников МВД и военнослужащих с 1 августа 2009 года повышено на 8,5 процента, что также позволило пересчитать в сторону увеличения пенсии нашим пенсионерам. Одновременно было организовано финансовое обеспечение этих мероприятий. 

В итоге в процессе доработки и исполнения бюджета министерства на 2009 год мы потеряли только 2,5 процента своего бюджета. В основном были уменьшены затраты на закупку некоторой техники, программы Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС), оплату услуг. Можно считать, что в этот сложный период нам, благодаря перераспределению внутренних ресурсов, удалось ослабить влияние кризиса и оптимально решить задачи по финансово-экономическому обеспечению деятельности МВД России.

— С какими финансовыми показателями министерство завершило 2010 год, который уже можно отнести к посткризисному периоду? 

— Финансово-экономическое обеспечение деятельности Министерства внутренних дел в 2010 году осуществлялось в условиях преодоления последствий экономического кризиса. Реализация антикризисных мер, применение инструментов бюджетной политики в сфере органов внутренних дел, адекватное экономической ситуации и выделенным ресурсам, позволило сохранить стабильное функционирование всех служб ведомства, ориентированных в конечном счете на выполнение важнейшей государственной задачи по обеспечению безопасности граждан. 

Итоги исполнения федерального бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2010 году свидетельствуют о позитивных тенденциях в его финансовом обеспечении. По сравнению с 2009 годом расходы министерства за 2010 год увеличились на 40,8 миллиарда рублей (или на 9,4 процента) и составили 476,9 миллиарда рублей. Бюджетные назначения МВД России на 2010 год сохранили свою социальную направленность: основная доля расходов (более 70 % всего бюджета министерства) приходится на выплаты денежного довольствия, платы, социальных пособий и компенсаций личному составу, а также пенсий пенсионерам МВД России.

В ходе исполнения бюджета в результате конструктивного взаимодействия с Минфином России министерству в прошлом году дополнительно выделено 16,7 миллиарда рублей на закупку автомобильной техники отечественного производства; дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел; обеспечение их жильем; пенсионное обеспечение; обеспечение безопасности при подготовке и проведении Олимпийских игр в 2014 году; оснащение 1067 патрульных и специализированных автомобилей подразделений милиции общественной безопасности специализированным бортовым оборудованием; приобретение медицинского оборудования; обеспечение расчетов с личным составом внутренних войск; коммунальные расходы; транспортные услуги; дополнительное стимулирование сотрудников, принимавших участие в ликвидации последствий лесных пожаров, и другие расходы.

В результате сбалансированного внутреннего перераспределения ассигнований увеличены плановые назначения на такие дефицитные статьи затрат, как выплаты выходного пособия, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, единовременного пособия в размере десятилетнего содержания семьям погибших сотрудников при исполнении служебного долга; а также выплаты компенсаций за вещевое имущество, на капитальный ремонт, за наем (поднаем) жилья, на строительство и аренду жилья для военнослужащих, транспортные услуги и другие. Всего, таким образом, удалось изыскать более 6,3 миллиарда рублей. 

При организации финансирования приоритет отдавался обеспечению оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особое внимание при распределении денежных средств также уделялось проведению спецмероприятий в Северо-Кавказском регионе; обеспечению правопорядка при проведении общественно-политических мероприятий (празднование 65 годовщины Победы, саммит «Россия — ЕС» в Ростове-на-Дону, XIV Петербургский экономический форум и другие), на проведение мероприятий по подготовке к Олимпиаде-2014. В 2010 году финансировались мероприятия семи федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, в которых МВД России принимает участие в качестве государственного заказчика (государственного заказчика-координатора).

В рамках формирования проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены материалы с расчетами потребности бюджетных ассигнований на содержание местной милиции, необходимых для осуществления перевода органов внутренних дел на единое финансирование из федерального бюджета с 2012 года. 

При исполнении федерального бюджета министерства на 2010 год обеспечен системный контроль за равномерным и целевым расходованием выделенных ассигнований на содержание органов внутренних дел и внутренних войск. На основе мониторинга показателей финансово-хозяйственной деятельности более 5,5 тысяч подразделений системы МВД России предпринимались своевременные меры, направленные на повышение результативности бюджетных расходов и укрепление финансово-расчетной дисциплины. Министерство, выполняющее роль главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с федеральным законодательством подготовило консолидированную бюджетную отчетность за 2010 год для представления в Минфин России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации. В целях повышения эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью МВД России осуществлен комплекс мероприятий по совершенствованию автоматизированной системы ведомства, обеспечивающей стабильное функционирование электронного документооборота по всей структурной вертикали, оптимальную прозрачность финансовых потоков и дисциплину исполнения бюджета. 

Согласно бюджетным назначениям в 2010 году выполнены все обязательства по поддержанию уровня социальной защищенности личного состава, членов их семей и пенсионеров системы МВД России.

— Как известно, с 1 января 2012 года финансировать территориальные органы внутренних дел должен будет федеральный бюджет. С какими проблемами в финансовом обеспечении местной милиции приходится сталкиваться в переходный период?

— Нельзя не отметить, что в работе с территориальными бюджетами, выделяемыми на содержание милиции общественной безопас­ности, мы в последнее время испытываем определенные сложности. Конечно, для этого имеются объективные причины, связанные с нынешним экономическим положением российских регионов: кризис, как известно, в гораздо большей степени затронул их бюджеты. Однако иногда управленческие решения, принимаемые на уровне руководства муниципальных образований не в пользу местной милиции, чисто субъективны. Ряд руководителей, принимая во внимание предстоящий перевод местной милиции на федеральное финансирование, решили урезать или не вкладывать средства в развитие милиции. Проведенный в 2009 году мониторинг финансового обеспечения территориальных органов внутренних дел позволил выявить те регионы, где милиция недофинансировалась из местных бюджетов. И лишь благодаря вмешательству руководства МВД России на содержание милиции общественной безопасности только к концу 2009 года был все-таки выделен 191 миллиард рублей, что даже превысило показатель предыдущего года более чем на 22 миллиарда (тогда как в начале 2009 года мы не дотягивали и до уровня 2008 года).

В 2010 году ситуация с финансированием местной милиции не улучшилась. Консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации в 2010 году расходы на содержание органов внутренних дел уменьшились на 1,6 миллиарда рублей по сравнению с фактическим финансированием за 2009 год. В ряде регионов, несмотря на предпринимаемые МВД России меры, к концу года сохранялась напряженность с финансированием органов внутренних дел, оставалась задолженность по выплатам личному составу. В период с 2008 по 2010 год явно прослеживается динамика снижения ассигнований на техническое оснащение милиции общественной безопасности. С нашей стороны предпринимаются исчерпывающие меры для улучшения сложившегося финансово-экономического обеспечения территориальных органов внутренних дел, содержащихся за счет региональных и местных бюджетов. 

— Хотелось бы поговорить о перспективах финансирования на предстоящий 2011 год? Что ждет ведомство в новом году?

— Необходимо признать, что подготовка проекта федерального бюджета МВД России на 2011 год началась в пока еще непростых для страны финансово-экономических условиях. Достаточно сказать, что дефицит федерального бюджета в 2010 году составил 2,4 триллиона рублей, а на 2011 год он планируется в объеме 1,8 триллиона рублей. 

Тем не менее в процессе формирования бюджета на 2011 год удалось добиться положительного решения некоторых важных вопросов, приоритеты при этом отданы мероприятиям социальной защиты сотрудников, военнослужащих и пенсионеров системы МВД. Федеральный бюджет МВД России на 2011 год утвержден с ростом к первоначальному плану 2010 года на 13,5 процента и составляет 523,8 миллиарда рублей. Более 70 процентов бюджета министерства составят расходы на выплаты денежного довольствия, заработной платы, социальных пособий и компенсаций личному составу, а также пенсий пенсионерам МВД России.

Особое внимание при формировании федерального бюджета министерства на 2011 год было уделено финансовому обеспечению мероприятий по реформированию органов внутренних дел. Произведена индексация на прогнозируемый уровень инфляции (в среднем 6,5 процента) отдельных статей расходов (продовольственное и вещевое обеспечение, оплата услуг и некоторых других), что увеличило бюджет министерства на 2,3 миллиарда рублей. 

Вместе с тем необходимо отметить, что в 2011 году прогнозируется дефицит денежных средств на оплату коммунальных услуг в связи с продолжающим ростом тарифов на эти расходы. Есть и другие узкие места в нашем бюджете. Однако, как показывает сложившаяся практика взаимодействия с Минфином России, проблемные вопросы финансового обеспечения нашего министерства должны быть решены в ходе исполнения федерального бюджета на 2011 год. Поэтому уже сейчас формируется доказательная база расчетов и обоснований необходимой дополнительной потребности в бюджетных средствах. Одновременно предпринимаются меры по обеспечению эффективного использования выделенных ассигнований, безусловного целевого их назначения. 

— В мае 2010 года был принят известный 83-й Федеральный закон, предусматривающий реформу существующей сети бюджетных учреждений. Какие решения приняты МВД России в рамках этой реформы? 

— Как известно, в результате реформы правовой статус ныне действующих бюджетных учреждений изменится за счет преобразования в один из типов учреждений: казенные, бюджетные или автономные. Необходимо отметить, что в системе министерства этим законом предусмотрено существование только одного типа государственного учреждения — казенного, которое останется на сметном финансировании и мало чем будет отличается от ныне действующих бюджетных учреждений. Главное отличие состоит в зачислении в бюджет начиная с 1 января 2012 года доходов, полученных от оказания платных услуг. 

Сегодня в системе МВД России насчитывается более пяти тысяч бюджетополучателей, примерно три четверти которых составляют бюджетные учреждения. Таким образом, для реализации положений закона все структурные подразделения министерства должны будут проделать колоссальную работу, связанную с разработкой необходимой нормативно-правовой базы, внесением изменений в учредительные документы учреждений, а также проведением других организационных мероприятий.

В ближайшие годы планируется коренная реформа всего бюджетного процесса. В соответствии с принятой программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов с 2012 года будет сформирована новая система бюджетирования, ориентированная на конечные, общественно значимые результаты. При этом федеральный бюджет изменит свой формат и станет программным. В соответствующей работе будут задействованы практически все службы МВД России. Такой подход является новым для всех бюджетников и потребует коренного пересмотра функциональных обязанностей, критериев бюджетного планирования, финансирования и, главное, оценки деятельности подразделений министерства с позиций денежных затрат.

Поделиться
Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса