— Николай Васильевич, расскажите об основных характеристиках бюджета Чувашской Республики за 2010 год: его приоритетах, доходах, расходах, дефиците, источниках покрытия.
— Бюджет Чувашской Республики на 2010 год был сформирован по итогам проведения антикризисных мер. Несмотря на глубокое падение реального сектора экономики, объем бюджета республики за прошлый год не только сохранен, но и превысил первоначальные значения, составив 102,8 процента. В результате структурных изменений даже удалось увеличить расходы по таким приоритетным направлениям, как государственная поддержка сельского хозяйства, жилищного строительства, содействие занятости, социальная поддержка населения. Правительство России по результатам 2010 года в очередной раз отнесло Чувашию к числу регионов–лидеров с высоким уровнем эффективности деятельности, имеющих почти нулевую долю неэффективных бюджетных расходов.
Бюджет на 2010 год был сформирован с учетом восстановления положительной динамики экономического роста. За январь — октябрь прошлого года индекс промышленного производства к аналогичному периоду 2009 года составил 114,7 процента. Увеличились и налоговые доходы бюджета. Тем не менее в условиях кризиса мы постарались адаптировать расходы к периоду низких государственных доходов.
В республике осуществляются меры по оптимизации бюджетных обязательств, обеспечению высокого уровня прозрачности, контроля и подотчетности при формировании и исполнении бюджетов. С учетом этого утвержденный объем консолидированного бюджета Чувашской Республики на 2010 год по доходам составил почти 34,1 миллиарда рублей, по расходам — 38,1 миллиарда рублей. Важным инструментом обеспечения сбалансированности бюджета мы считаем проведение эффективной долговой политики. Дефицит консолидированного бюджета республики на 2010 год составил более 4 миллиардов рублей. Основные источники покрытия дефицита — привлечение краткосрочных и среднесрочных заимствований, в том числе трехлетних бюджетных кредитов.
В 2010 году существенно поменялась структура бюджета: с одной стороны, возросла доля расходов на оплату труда с начислениями, социальных трансфертов населению, с другой — уменьшилась доля бюджетных инвестиций. Это обусловлено сохранением социальных гарантий населению, проведением жесткого контроля за недопущением кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам, долговым обязательствам и другим расходам. А также обеспечением повседневного устойчивого функционирования инфраструктуры и социально-культурной сферы. Некоторые расходы даже проиндексированы: закупка медикаментов — на 10 процентов, коммунальные услуги — на 18 процентов, детские пособия — на 5 процентов.
В республике запланировано увеличение расходов на социально-культурную сферу в консолидированном бюджете с 57,8 процента в 2009 году до 62,9 процента в 2012-м. В последние годы наш регион реализовал ряд пилотных проектов в сфере образования, здравоохранения. Достигнутые результаты и в дальнейшем будут способствовать повышению качества бюджетных услуг и эффективности расходов. В 2010–2012 годах будут реализованы проекты по развитию высокотехнологической медицинской помощи, например, на финансирование лечения онкологических заболеваний предусматривается 758,3 миллиона рублей.
Еще одно важное направление — работа по обеспечению и содействию занятости населения, на эти цели в 2010 году было направлено более 1,3 миллиарда рублей. Мы планируем снижение общего уровня безработицы с 3,2 процента от численности экономически активного населения в 2009 году до 2 процентов в 2012 году. Хотя инвестиционные ресурсы резко снизились, бюджет финансирует серьезные проекты по жилищному строительству и развитию инфраструктуры, что обусловлено, во-первых, важностью самих проектов, во-вторых, необходимостью поддержать внутренний спрос и обеспечить условия для стимулирования экономики.
Продолжится формирование государственного жилищного фонда Чувашской Республики, переселение граждан из аварийного жилья, улучшение жилищных условий ветеранов, инвалидов войны, обеспечение жильем детей-сирот, многодетных семей, молодых семей и специалистов, проживающих на селе, и т. д. В 2010 году на государственную поддержку жилищного строительства было направлено почти 3,3 миллиарда рублей. Приоритетное направление — и обеспечение населения чистой питьевой водой. В 2010 году государственные инвестиции на строительство объектов водоснабжения составили 833,5 миллиона рублей.
Чувашская Республика за последние два года завершила строительство дорог, которые требовалось провести к населенным пунктам. Теперь их содержание в должном состоянии — первостепенная задача. В 2010 году на эти цели из консолидированного бюджета республики было выделено около 2,4 миллиарда рублей.
Сложные погодные условия привели к засухе, гибели посевов, лесным пожарам. Вследствие гибели посевов общая сумма ущерба оценивается в 5,7 миллиарда рублей. На дополнительную государственную поддержку крестьян в связи с засухой направлено около 700 миллионов рублей. Кроме прямых перечислений сельхозтоваропроизводители получили иные виды поддержки в форме отсрочек платежей в лизинговый фонд, дополнительных льготных кредитов, пролонгации ранее полученных кредитов и т. д.
— Сейчас на повестке дня всех уровней власти остро стоит вопрос повышения эффективности бюджетных расходов. Минфин России даже разработал соответствующую программу. Какие наработки есть в Чувашской Республике по этому направлению?
— Чувашия — первопроходец в реформировании системы управления общественными финансами. Первый проект в этом направлении был реализован еще в 2002 году совместно с экспертами Минфина России и МБРР. В результате бюджетная система Чувашии была признана самой прозрачной в Российской Федерации. Процесс реформирования мы сделали непрерывным, а по истечении пяти лет совместно с Минфином России на новом качественном уровне реализовали еще один проект реформирования общественных финансов, за что получили очередной грант в сумме 148 миллионов рублей. Рейтинговое агентство Moody`s подтвердило в 2009 году присвоенный Чувашской Республике кредитный рейтинг на уровне Ва2 по международной шкале и на уровне Аа2.ru — по национальной шкале с прогнозом «стабильный». Поэтому и на будущее ставятся задачи совершенствования программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также модернизации управления общественными финансами.
В России реализуется Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. На стадии разработки находится аналогичная программа Чувашской Республики.
В 2010 году принят Федеральный закон № 83-ФЗ по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий создание учреждений, способных функционировать на основе рыночных отношений. В Чувашии много сделано в плане реструктуризации и оптимизации бюджетных учреждений. Количество бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджетов республики, в настоящее время составляет 3618 единиц. В межбюджетных отношениях несколько лет применяется принцип подушевого распределения финансовых ресурсов. Осуществлена полномасштабная реструктуризация бюджетной сети. Например, прошли реструктуризацию 273 школы, создано 138 кустовых базовых школ. Сокращение малокомплектных школ и создание образовательных центров привело к значительному повышению уровня образовательного процесса. И сейчас больше выпускников школ имеют возможность поступить в вузы. А переход на систему подушевого финансирования образовательных услуг стал реальной гарантией качественного образования вне зависимости от места предоставления услуг — в сельской или городской местности.
Чувашия стала пилотной площадкой правительства России по совершенствованию образовательного процесса и организации одноканального финансирования в здравоохранении. Осуществляется поэтапная работа по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования, что позволяет переходить на осуществление расчетов за оказанные услуги по полным тарифам на основе стандартов оказания медицинской помощи.
Серьезная работа проделана по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, направленная на стимулирование персонала к повышению качества услуг. С 1 января 2009 года все учреждения, финансируемые из бюджетов республики, переведены на отраслевые системы оплаты труда. Для реализации положений Закона № 83-ФЗ на сегодня принят ряд законодательных, нормативных и правовых актов Кабинета Министров Чувашской Республики. Думаю, перевод бюджетных учреждений в новые формы произойдет в установленные сроки.
— В Чувашской Республике планируется интегрировать в единое целое процессы исполнения бюджета и государственные закупки. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Одновременно с централизацией процедур закупок на единых (федеральных) площадках в Чувашской Республике полностью будет обеспечена взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров и услуг для государственных нужд через Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. Эта служба является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению функций государственных заказчиков по размещению заказов.
Совместное применение программного комплекса «WEB-Торги-КС» с системой планирования и исполнения бюджета «Бюджет-КС» позволит значительно повысить финансовую дисциплину государственных заказчиков, начиная с момента формирования заявки на закупку и заканчивая финансированием государственных контрактов. В результате будут решены вопросы автоматического контроля на наличие остатков бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, резервирования необходимых средств на этапе подготовки закупки, снятия сэкономленных средств после проведения закупки и полноценного контроля исполнения государственных контрактов. При этом в режиме реального времени можно будет получить сведения о состоянии исполнения и финансирования государственного контракта посредством реализации жестких связок между позициями плана-графика исполнения и фактов осуществления кассового расхода.
Для пресечения злоупотреблений при формировании начальных цен закупаемых товаров, работ или услуг, в рамках проекта планируется организовать автоматизацию централизованного мониторинга начальных цен. Таким образом, еще на стадии согласования условий закупки государственный заказчик не сможет указать запредельные цены, что, несомненно, приведет к повышению эффективности расходования бюджетных средств. В результате мы можем уверенно говорить о повышении качества контроля и прозрачности в сфере закупок и о значительном эффекте от применения инновационных технологий.
— Николай Васильевич, на ваш взгляд, каких результатов следует в первую очередь ожидать от применения современных информационных технологий управления региональными финансами?
— Сфера общественных финансов накладывает свои, более строгие требования к таким показателям, как надежность и защищенность информационных систем. И в Чувашии этого удалось достичь: построена республиканская система, которая включает сотни взаимодействующих участников бюджетного процесса, использующих единые информационные ресурсы. Вот почему мы требуем от поставщиков и разработчиков IТ-продуктов подготовки и внедрения наиболее технологически совершенных решений с учетом запаса по модернизации на будущее. В Минфине Чувашии применяются разработки компании «Кейсистемс», в сотрудничестве с которой у нас внедрены и успешно применяются такие известные в России разработки, как «Бюджет-WEB» — система интернет-взаимодействия с распорядителями и бюджетополучателями, «Свод-WEB» — система подготовки и формирования бюджетной отчетности с применением Интернета. Эти системы позволяют всем участникам бюджетного процесса непосредственно со своих рабочих мест осуществлять всю необходимую работу по исполнению бюджета и сдаче отчетности. К системе подключены республиканские министерства, финансовые органы муниципальных образований, сотни подведомственных бюджетополучателей. По мере готовности средств связи мы продолжаем расширять сферу охвата участников бюджетного процесса в режиме онлайн взаимодействия с применением средств электронно-цифровой подписи. В ближайшее время рассматриваем вопрос полного отказа от бумажного документооборота. Экономическая эффективность от этих систем уже на порядок превосходит первоначальные вложения и текущие затраты.
Главный приоритет дальнейшего развития на современном этапе — это повышение оперативности контроля состояния государственных финансов и получение информации для принятия управленческих решений. Справиться с этими задачами без использования новейших информационно-технологических средств практически невозможно.
— Введено ли в Чувашской Республике трехлетнее бюджетное планирование? Расскажите о бюджетах 2011 года, а также 2012–2013 годов. Что в них принципиально новое? Какие наиболее крупные и значимые инвестиционные проекты заложены в бюджет 2011 года?
— Трехлетнее бюджетное планирование введено в Чувашской Республике с 2008 года. 9 ноября 2010 года на очередной сессии Госсовета республики принят закон о региональном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Основные направления бюджетной политики в 2011–2013 годах предусматривают активную реализацию действий, направленных на модернизацию отраслей экономики, повышение их восприимчивости к инновациям, создание высокотехнологических секторов во всех сферах экономики и социально-культурной жизни.
Реализуется Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Чувашия планирует выйти на восстановление роста экономики к середине 2013 года и превзойти докризисный уровень к концу этого же года примерно на 10 процентов. Постепенно восстановятся и объемы инвестиций. Темпы налоговых поступлений будут несколько опережать темпы выхода из падения объемных показателей, что свидетельствует о присутствии диверсифицированной экономики.
В республиканском бюджете Чувашской Республики безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены на 2011 год в сумме почти 7,2 миллиарда рублей, на 2012 и 2013 годы — по 1,5 миллиарда рублей. Больше половины в межбюджетных трансфертах занимает дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 4,6 миллиарда рублей, что на 690,5 миллиона рублей больше, чем в 2010 году (17,5 процента). Наши предложения в связи с кризисом были услышаны: значение весовых коэффициентов отчетных периодов для оценки налогового потенциала за 2009 и 2010 годы было принято в размере по 35 процентов. Это как раз годы наибольшего сокращения налоговых поступлений, хотя, если посмотреть докризисный период, федеральный бюджет планировал для нас значительное урезание дотаций на выравнивание, так как ранее мы опережали другие субъекты по темпам налоговых поступлений.
Важным инструментом обеспечения дополнительных источников финансирования и сбалансированности республиканского бюджета остается эффективная реализация программы заимствований. С 2011 года планируется возобновление размещения облигационных займов по 1 миллиарду рублей ежегодно. В 2011–2013 годах также будут привлекаться банковские кредиты. В целом в 2011 году планируется привлечь около 4,6 миллиарда рублей заемных средств. Кроме того, будут использоваться механизмы государственных гарантий Чувашской Республики. В результате проводимой долговой политики государственный долг к 1 января 2014 года снизится до 56,2 процента к собственным доходам по сравнению с уровнем долга на 1 января 2010 года — 66,6 процента.Параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год следующие: доходы составят почти 22,5 миллиарда рублей, в том числе собственные доходы — почти 14,6 миллиарда рублей, расходы — около 23,2 миллиарда рублей, дефицит — 733 миллиона рублей. Объем консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2011 году составит более 28,7 миллиарда рублей, а в 2013 году превысит 30,3 миллиарда рублей.
Один из главных наших приоритетов — обеспечение благоприятной социальной среды через развитие образования, здравоохранения, культуры, обеспечение надежной социальной защиты. Общий объем бюджетных ассигнований на социально-культурную сферу в целом в консолидированном бюджете Чувашской Республики в 2011 году прогнозируется в сумме почти 18,9 миллиарда рублей, доля расходов на эти цели возрастет с 60,3 процента в 2010 году до 63,7 процента в 2013 году. Разработана республиканская программа модернизации здравоохранения, мы намерены активно участвовать в реализации и общероссийской программы, на эти цели предусмотрены средства.
Большие средства будут направлены на социальную защиту населения и на содействие занятости. Расходы по данному направлению, несмотря на кризис, надежно индексируются и защищены от негативных процессов. Индексацию по оплате труда работников бюджетных учреждений и военнообязанных мы намереваемся осуществлять одновременно с решениями Правительства РФ в ходе исполнения бюджета в следующем году. В бюджетной политике предусмотрена активная поддержка дальнейшего развития инфраструктуры и жилищного строительства. Значительный импульс получит строительство жилья эконом-класса. Всего за счет прямых ассигнований через программу государственных гарантий и заимствований на инвестиционные цели будет направлено за три года около 10 миллиардов рублей финансовых ресурсов. На строительство детских дошкольных учреждений в следующем году запланировано 447 миллионов рублей.
В числе приоритетов по-прежнему остается обеспечение населения качественной питьевой водой, обеспечение экологической безопасности. В республике начата реконструкция «Биологических очистных сооружений», стоимость проекта более 3,3 миллиарда рублей. Объект в свое время был построен за счет союзного бюджета, теперь эти расходы взяла на себя республика. В 2011 году предусмотрены средства и на строительство полигона твердых бытовых отходов для городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района.
Значительные средства потребуются на дальнейшее развитие дорожного хозяйства, на содержание дорог, однако из-за сокращения доходов мы вынуждены пока действовать в существующих рамках. Со следующего года на федеральном уровне предусматривается создание федерального дорожного фонда и аналогичных фондов в регионах. Будем анализировать ситуацию, хотя и без создания дорожного фонда Чувашия смогла построить дороги ко всем основным населенным пунктам.
Кабинет Министров Чувашской Республики будет активно поддерживать значимые для нашего региона отрасли экономики. Прежде всего это сельское хозяйство, формы и объемы поддержки которого будут сохранены по всем существующим направлениям. Кроме того, Президент Чувашской Республики подписал Указ о новых направлениях поддержки сельского хозяйства, например о господдержке производства по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, по развитию мелиоративных систем.
Межбюджетные отношения с районами и городами республики сформированы с учетом необходимости поддержания стимулов к качественному выполнению возложенных полномочий, повышению собственных доходов местных бюджетов. Муниципалитетам в большей степени нужно ориентироваться на собственные силы и собственную компетенцию, а суммы финансовой помощи из республиканского бюджета должны быть оптимизированы. В ближайшие годы расходы не будут столь щедрыми и потребуется сделать значительно больше при меньших затратах из бюджета. Вместе с тем проект бюджета сформирован с учетом не только реализации действующих расходных обязательств, но, как видите, содержит ряд конкретных направлений для дальнейшего динамичного социально-экономического развития республики.
* - В период подготовки материала к печати Н. В. Смирнов ушел в отставку с поста министра финансов Чувашской Республики по собственному желанию.