Опыт Краснодарского края
Законом Краснодарского края о бюджетном процессе установлен порядок представления, рассмотрения и утверждения проекта закона о краевом бюджете и отчета о его исполнении. В соответствии с этим порядком ежегодно Законодательное собрание края (далее — ЗСК) принимает бюджет на очередной финансовый год, а также рассматривает и утверждает отчет об исполнении краевого бюджета за предыдущий финансовый год. Кроме того, ЗСК формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением краевого бюджета; устанавливает нормативы отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах зачислению в краевой бюджет; устанавливает региональные налоги согласно законодательству РФ о налогах и сборах; устанавливает общий порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Все это проводится на основе четкого и последовательного взаимодействия со всеми структурами исполнительной власти Краснодарского края.
При этом, конечно же, приоритетное значение имеет работа, выстроенная между ЗСК и краевым департаментом по финансам, бюджету и контролю. Так, совместно были определены приоритеты бюджета на 2011–2013 годы:
- своевременное и полное обеспечение населения мерами государственной поддержки;
- совершенствование сети государственных учреждений в соответствии с потребностями населения и требованиями нового законодательства;
- внедрение новых форм управления расходами (изменение правового статуса государственных учреждений, формирование государственных заданий на выполнение услуг учреждениями и проведение в учреждениях мероприятий, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность). Направления планирования бюджетных ассигнований определены методическими указаниями по планированию бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств Краснодарского края
- государственные задания на выполнение государственных услуг государственными бюджетными учреждениями Краснодарского края;
- исполнение публичных нормативных обязательств;
- страховой взнос за неработающее население по программе обязательного медицинского страхования;
- отдельные мероприятия в области социальной сферы;
- реализация долгосрочных краевых целевых программ;
- обеспечение выполнения государственных функций;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности;
- предоставление межбюджетных трансфертов;
- погашение и (или) обслуживание государственного долга и т. д.
Для определения наиболее социально значимых обязательств, наличия нормативно-правовых актов, их устанавливающих, а также исключения задач, не носящих первоочередного характера, была проведена инвентаризация расходных обязательств Краснодарского края. По итогам инвентаризации с учетом определенных приоритетов, поставленных задач и направлений планирования, а также исходя из финансовых возможностей края были приняты соответствующие решения: о сокращении действующих и принятии новых расходных обязательств; об обеспечении в полном объеме публичных нормативных и приравненных к ним обязательств. Также решено не индексировать расходы на материальные затраты, за исключением коммунальных услуг, и сохранить на уровне 2010 года расходы на осуществление бюджетных инвестиций и дорожное хозяйство. При этом в свете реализации Бюджетного послания Президента РФ объемы фондов оплаты труда работников государственных учреждений, перешедших на отраслевые системы оплаты труда, были увеличены на 6,5 % с 1 июня 2011 года. В рамках реализации долгосрочных целевых программ приоритетными являлись инфраструктурные программы (строительство спортивных объектов в Сочи, дороги, газификация, освещение, водоснабжение), программы развития (предпринимательство, образование, туристическая инфраструктура) и программы социальной направленности (поддержка инвалидов, демография, содействие занятости населения).
Опыт Республики Татарстан
Бюджетная политика нашего региона определяется Бюджетным посланием Президента России и Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету республики. Кроме того, для формирования проекта бюджета используются доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, проекты федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство, а также реестр расходных обязательств республики.
В настоящее время бюджет планируется на трехлетний период. Формирование проекта бюджета начинается с составления прогноза консолидированного бюджета республики на очередной финансовый год и на плановый период. В целях соблюдения единого подхода к составлению проекта бюджета на основании прогноза социально-экономического развития региона министерствам, ведомствам и местным бюджетам сообщаются сценарные условия по составлению проектов бюджетов. Для слаженного взаимодействия всех участников бюджетного процесса разрабатывается приказ Министерства финансов Республики Татарстан о планировании бюджетных ассигнований бюджета республики на очередной финансовый год и плановый период.
Проект бюджета по доходам формируется на основании действующего налогового законодательства, проектов федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство, данных УФНС по Республике Татарстан, а также законодательства РФ, законов республики, устанавливающих неналоговые доходы бюджета региона. Далее составляется сводный расчет прогнозного объема консолидированного бюджета республики и бюджета республики по доходам, расходам и размеру дефицита.
Согласование параметров бюджета проходит в несколько этапов:
- с республиканскими министерствами и ведомствами по бюджету республики;
- с исполкомами муниципальных образований — по местным бюджетам;
- с Президентом Республики Татарстан — по консолидированному бюджету.
Согласованные параметры по доходам и расходам, размер дефицита бюджета республики берутся за основу для составления проекта закона о бюджете республики на очередной финансовый год и плановый период. При этом бюджет республики увязан с формированием 998 бюджетов муниципальных образований. Срок внесения проекта бюджета субъекта в законодательный орган установлен ст. 60 Бюджетного кодекса Республики Татарстан — до 15 октября. После внесения президентом Татарстана проекта закона в Государственный Совет республики, он рассматривается в трех чтениях.