Опыт Краснодарского края
В начале 90-х годов, в период формирования новой финансовой системы, в Краснодарском крае на базе финансового управления крайисполкома был создан департамент по финансам, бюджету и контролю. Его полномочия как финансового органа края закреплены в Законе Краснодарского края «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» и Положении о департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края. Основополагающими функциями департамента являются составление проекта краевого бюджета и организация его исполнения. С принятием в 2001 году Закона Краснодарского края «О финансовых органах Краснодарского края» в регионе была создана единая система финансовых органов. Она состояла из департамента по финансам, бюджету и контролю и его финансовых управлений в муниципальных образованиях региона.
Основной функцией финансовых управлений департамента в муниципальных образованиях края являлось оказание содействия органам местного самоуправления в работе по составлению проектов местных бюджетов; в организации исполнения местных бюджетов по доходам и расходам; в осуществлении операций со средствами местных бюджетов; в осуществлении сбора, обработки и передачи информации и отчетов об исполнении местных бюджетов по доходам и расходам департаменту по финансам, бюджету и контролю края; в осуществлении полного и стандартизированного учета операций со средствами местных бюджетов; в осуществлении контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местных бюджетов; по соблюдению получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Данная система финансовых органов Краснодарского края просуществовала до 1 января 2010 года. С помощью специалистов департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и финансовых управлений осуществлялось качественное составление и исполнение местных бюджетов. Было организовано казначейское исполнение местных бюджетов с привлечением современных технических ресурсов и программного обеспечения. Такой подход позволил поднять работу по организации исполнения местного бюджета на новый качественный уровень. На сегодняшний день созданы самостоятельные финансовые органы в муниципальных образованиях региона. В установленном порядке переданы материальные ресурсы (оргтехника, программное обеспечение и т. д.) для поддержания достигнутого уровня в работе по организации исполнения местных бюджетов. Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края проводит обучающие семинары и курсы повышения квалификации руководителей и специалистов финансовых органов в муниципальных образованиях с целью поддержания достойного уровня подготовки и своевременного решения возникающих вопросов в работе.
Опыт Республики Татарстан
Основополагающий документ, регулирующий порядок осуществления бюджетного процесса в регионе, — Бюджетный кодекс Республики Татарстан, который был принят Государственным Советом республики в 2004 году. На сегодняшний день БК РТ — это соответствующий федеральному законодательству и одновременно учитывающий региональные особенности нормативно-правовой акт, который обеспечивает слаженную работу всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета республики, утверждению и исполнению бюджета республики, контролю за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Также в республике в полном объеме сформирована нормативно-правовая база по региональным налогам и сборам, являющимся одним из источников формирования доходов консолидированного бюджета региона. Законы республики, отражающие приоритеты проводимой налоговой политики — «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «О возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Татарстан», «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», — направлены на обеспечение исполнения доходной части бюджета и разработаны в интересах различных категорий налогоплательщиков с рациональным распределением налоговой нагрузки и установлением льготных налоговых режимов.
Одновременно в Республике Татарстан в рамках реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаются законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Татарстан, утверждающие методики расчета субвенций местным бюджетам в целях финансового обеспечения переданных государственных полномочий, размер которых устанавливается ежегодным законом республики о бюджете.
Министерство финансов региона принимает активное участие в работе по формированию нормативно-правовой базы для обеспечения бюджетного процесса. На основании БК РТ и Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерство финансов республики реализует такие функции, как управление бюджетным процессом (формирование бюджета республики), управление государственным долгом республики, регулирование межбюджетных отношений, управление эмиссией и обращением государственных ценных бумаг. Осуществляя закрепленные функции и полномочия в сфере бюджетных правоотношений, Министерство финансов тесно взаимодействует с органами государственной власти республики.