Версия для печати 9298 Материалы по теме

Опыт Краснодарского края 

Политика заимствований представляет собой часть долговой политики Краснодарского края. Основное ее направление — соответствие заимствований не только бюджетным потребностям, но и возможностям по гарантированному возврату этих средств в установленные сроки. В рамках бюджетного процесса работа по практической реализации политики заимствований в Краснодарском крае ориентирована на достижение следующих результатов:

  • поступление в краевой бюджет заемных средств в рамках бюджетных назначений в сроки и объемах, требуемых для бесперебойного финансирования расходных обязательств; 
  • минимизация бюджетных расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края;
  • наличие в краевом бюджете на даты соответствующих расчетов достаточного объема средств для своевременного возврата основного долга и уплаты процентов по государственным долговым обязательствам.

В докризисный период на фоне высоких темпов роста доходов заемные средства использовались при исполнении краевого бюджета лишь в отдельные годы в ограниченных объемах. Так, с 2004 по 2008 год включительно Краснодарский край не привлекал средства кредитных организаций. Государственные облигации Краснодарского края в этот период размещались дважды — в 2004 и 2007 годах, то есть с большим перерывом. И даже в 2009 году, сложном по экономическим условиям, край смог избежать масштабных заимствований. Вместе с тем, как и во многих регионах, государственный долг Краснодарского края (включая заимствования как его составную часть) возрос в 2009–2010 годах (см рис. 8). 

рис 8
Низкий уровень государственного долга Краснодарского края в период экономического роста обеспечил высокую кредитоспособность и хорошие условия заимствований в последующее время, когда увеличилась потребность в заемных средствах для направления их в совокупности с доходами на исполнение расходных обязательств краевого бюджета, включая финансирование строительства и реконструкцию особо важных, социально значимых объектов в отраслях социальной сферы, финансовое обеспечение проектирования и строительства ряда олимпийских объектов, финансирование краевых целевых программ, направленных на улучшение качества жизни кубанцев. Новый этап в кредитной истории Краснодарского края поставил ряд новых вопросов, которые решаются в ходе составления и исполнения краевого бюджета и управления государственным долгом региона. Ощущается потребность в новых научных исследованиях в части оценки границ использования заимствований в ходе исполнения бюджетов. Очевидна необходимость расширения горизонта планирования основных показателей бюджета, влияющих на оценку динамики государственного долга, и определение соотношения объемов привлечения и погашения заимствований по годам. В условиях наметившегося роста государственного долга Краснодарского края и более активного использования заемных средств в процессе исполнения краевого бюджета формируется стратегия управления задолженностью. Она включает в себя: 

  • принятие мер по более равномерному распределению платежей по государственному долгу во времени;
  • поиск решений, обеспечивающих достижение разумного баланса между срочностью и стоимостью долга;
  • систематический контроль за соблюдением норм бюджетного законодательства.

Этим вопросам мы уделяем постоянное внимание. И в очередном финансовом году, и в плановом периоде вопросам управления задолженностью будет уделено должное внимание.

Необходимо отметить, что, как и в предшествующие годы, в 2011–2013 годах объем государственного долга Краснодарского края будет значительно ниже предельно допустимого уровня, определенного Бюджетным кодексом РФ. Предусмотренные проектом краевого бюджета на 2011–2013 годы операции по государственному долгу позволят придать дополнительную устойчивость краевому бюджету, расширят возможности роста его инвестиционной составляющей, будут способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию региона. Важно отметить, что на очередной финансовый год и плановый период в полном объеме предусмотрены ассигнования на погашение и обслуживание государственных долговых обязательств Краснодарского края, включая возникшие до 1 января 2011 года и вновь принимаемые. Темпы роста государственного долга в 2011 и 2012 годах, несмотря на планируемый рост его объема в указанный период, существенно замедлятся по сравнению со сложившимися в 2009 и 2010 годах, а в 2013 году произойдет снижение накопленного объема долга. 

Опыт Республики Татарстан 

Управление государственным долгом имеет большое значение в организации бюджетного процесса наряду с вопросами по мобилизации доходов бюджета и осуществления расходных полномочий субъекта РФ. По состоянию на 1 ноября 2010 года в Республике Татарстан объем государственного долга составил 54,6 млрд руб., из них объем выданных гарантий — 19,9 млрд руб. Основная масса заемных средств привлечена республикой в последние годы под влиянием последствий глобального экономического кризиса. Политика государственных заимствований республики направлена на недопущение необоснованного увеличения долговой нагрузки на бюджет региона при полном и свое­временном исполнении всех обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга. С учетом данной концепции в благоприятный докризисный период в структуре государственного долга свыше 85 % занимали условные обязательства — государственные гарантии Республики Татарстан, выданные для реализации приоритетных вопросов региона и поддержки республиканских товаропроизводителей. Объем прямых заимствований на начало 2009 года не превышал 3,3 млрд руб. В условиях финансово-экономического кризиса в связи со снижением доходов и дефицитом бюджетных средств Республика Татарстан начала активнее привлекать банковские и, преимущественно, бюджетные кредиты из федерального бюджета. В связи с этим долговая нагрузка на бюджет республики существенно возросла. По состоянию на начало 2010 года в структуре государственного долга Республики Татарстан 48 % занимали бюджетные кредиты из федерального бюджета, 52 % — государственные гарантии. В период бюджетного дефицита государственные заимствования помогли финансировать первоочередные расходы.

Ежегодно при бюджетном планировании Министерство финансов Республики Татарстан разрабатывает программу государственных заимствований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, которая является приложением к закону о бюджете на очередной финансовый год (и плановый период) и включает в себя объемы привлечения и погашения заемных средств. Необходимый объем заимствований рассчитывается исходя из параметров дефицита бюджета, ожидаемых поступлений от других источников его финансирования, а также планируемого погашения задолженности по долговым обязательствам. Наличие действующих долговых обязательств, а также плановых заимствований определяет объем расходов по обслуживанию долга, который тоже учитывает Министерство финансов Республики Татарстан при бюджетном планировании на очередной финансовый год (и плановый период). Структура государственного долга должна быть направлена на максимальное снижение данных расходов.

При разработке закона о бюджете Министерство финансов республики рассчитывает и предлагает для законодательного утверждения предельные значения государственного долга региона, которые в соответствии с бюджетным законодательством не должны превышать утвержденный объем доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Несмотря на рост государственного долга республики в период кризиса, его объем находится на допустимом Бюджетным кодексом РФ уровне и в 2010 году не превысил 72 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета. Это порядка 55,3 млрд руб., из которых 35,5 млрд руб. — прямой долг, 19,8 млрд руб. — государственные гарантии. В дальнейшем, в условиях экономической стабилизации, политика республики в области заимствований вновь будет носить преимущественно консервативный характер. Планируемые привлечения денежных средств будут использованы в основном для покрытия действующих обязательств.

В настоящее время в структуре долгов муниципальных образований Республики Татарстан свыше 70 % занимают бюджетные кредиты, выданные муниципалитетам из бюджета региона для их поддержки в условиях последствий экономического кризиса. Кроме того, в структуре долгов местных бюджетов имеются долговые обязательства по муниципальным ценным бумагам, привлеченным коммерческим кредитам, а также выданным гарантиям. Проведение мониторинга муниципального долга позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным исполнением местными бюджетами своих долговых обязательств, а также за соблюдением норм бюджетного законодательства. 

От редакции: мы приглашаем все субъекты Федерации и муниципалитеты поделиться своим опытом организации бюджетного процесса. Если у вас имеются уникальные разработки и новаторские идеи, мы с удовольствием их опубликуем.

Поделиться