Анастасия Владимировна ЕМЕЛЬЯНЕНКО, начальник отдела Кассового планирования Управления финансового прогнозирования и управления Единым казначейским счетом Федерального казначейства
Бюджетный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» государственную функцию составления, уточнения и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета возлагают на Казначейство России. В соответствии со ст. 217 БК РФ под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными администраторами доходов бюджета, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана, устанавливаются финансовым органом.
Кассовое планирование
Кассовое планирование Казначейство России осуществляет в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2007 г. № 120н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 4 мая 2010 г. № 40н) (далее — Порядок). При исполнении государственной функции по составлению, уточнению и ведению кассового плана Федеральное казначейство:
- составляет кассовый план на текущий финансовый год с помесячной детализацией (см. рис. 1);
- составляет кассовый план на текущий календарный месяц с детализацией по рабочим дням;
- вносит уточнения в кассовый план на текущий финансовый год с помесячной детализацией (см. рис. 2);
- осуществляет прием и обработку представляемых сведений для формирования и уточнения кассового плана исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год.
- полномочия Федерального казначейства по составлению, уточнению и ведению кассового плана исполнения федерального бюджета;
- сроки представления сведений для кассового плана исполнения федерального бюджета;
- формы представления показателей для кассового плана исполнения федерального бюджета;
- требования к представлению бюджетных данных;
- требования к уточнению представляемых сведений;
- порядок обмена информацией.
- закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
- сводная бюджетная роспись федерального бюджета по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год;
- сводная бюджетная роспись федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год;
- лимиты бюджетных обязательств, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации на текущий финансовый год (за исключением показателей по некассовым операциям);
- показатели для кассового плана по доходам федерального бюджета;
- показатели для кассового плана по расходам федерального бюджета;
- показатели для кассового плана по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
В целях реализации Порядка Федеральным казначейством с декабря 2007 года организован сбор, ведение и уточнение показателей для кассового плана от участников процесса составления кассового плана исполнения федерального бюджета (далее — участники бюджетного процесса). Схема участников бюджетного процесса представлена на рисунке 4. При этом следует отметить, что в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 4 мая 2010 г. № 40н в целях совершенствования ведения кассового плана исполнения федерального бюджета были внесены некоторые изменения в состав участников бюджетного процесса. Было введено указание на представление Управлением делами Президента РФ и Министерством обороны РФ сведений по управлению имуществом, находящимся в федеральной собственности. Также было введено указание на представление дополнительных показателей по кассовым выплатам для главных распорядителей, которым предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме, превышающем 60 млрд руб. Указанные участники бюджетного процесса представляют сведения по всем расходам с выделением сумм контрактуемых расходов.
Кассовый план исполнения федерального бюджета на едином счете федерального бюджета включает следующие показатели.
1. Остатки на едином счете федерального бюджета на начало месяца.
2. Кассовые поступления — всего.
2.1 Ненефтегазовые доходы.
2.2 Нефтегазовые доходы.
2.3 Нефтегазовый трансферт.
2.4 Поступления источников финансирования дефицита федерального бюджета:
привлечение государственных внутренних заимствований РФ;
привлечение государственных внешних заимствований РФ;
перевод средств из Резервного фонда;
перевод средств из Фонда национального благосостояния.
3. Кассовые выплаты — всего.
3.1 Расходы — всего, из них:
межбюджетные трансферты;
обслуживание государственного долга;
безвозмездные перечисления организациям;
увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.
3.2 Выплаты из источников финансирования дефицита федерального бюджета:
погашение государственного внутреннего долга РФ;
погашение государственного внешнего долга РФ.
3.4 Перевод нефтегазовых доходов на отдельный счет.
4. Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах.
5. Возврат средств федерального бюджета с банковских депозитов.
6. Остатки на едином счете федерального бюджета на конец месяца.
Основой для формирования показателя кассового плана по кассовым поступлениям федерального бюджета являются:
- прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на текущий финансовый год в разрезе кодов классификации доходов бюджетов РФ по главным администраторам доходов федерального бюджета;
- сведения о помесячном распределении поступлений доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, в федеральный бюджет на текущий финансовый год;
- сведения о помесячном распределении поступлений доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, в федеральный бюджет на текущий финансовый год;
- сведения о помесячном распределении поступлений доходов, администрируемых отдельными главными администраторами доходов федерального бюджета, в федеральный бюджет на текущий финансовый год;
- сведения о помесячном распределении поступлений доходов, администрируемых Министерством финансов РФ, в федеральный бюджет на текущий финансовый год2;
- прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год.
Размещение средств федерального бюджета на депозитах
При наличии временно свободных средств федерального бюджета Федеральное казначейство в целях управления ликвидностью Единого казначейского счета осуществляет размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах на основании ст. 236 БК РФ, во исполнении постановления Правительства РФ от 29 марта 2008 г. № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты» и в соответствии с нормативными документами Министерства финансов РФ.
Впервые размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах состоялось в апреле 2008 года. Было проведено 37 отборов заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита. В течение 2008 года максимальный размер средств, предлагаемый к размещению на банковских депозитах, составил 600 млрд руб. (см. рис. 5). В 2009 году с апреля по декабрь Федеральное казначейство продолжило размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах. В 2009 году проведено 20 отборов заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита. По двум отборам заявок возврат средств был предусмотрен в январе 2010 года (см. рис. 6).По итогам 2008–2009 годов Федеральным казначейством было размещено средств федерального бюджета на банковских депозитах в объеме более 2,5 трлн руб., в том числе в 2008 году — 1,8 трлн руб. в 2009 году — 687 млрд руб. Общая сумма доходов от размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, поступившая в доход федерального бюджета в 2008–2009 годах, составила 34,9 млрд руб., в том числе в 2008 году — 16,2 млрд руб., в 2009 году — 18,7 млрд руб.
В случае планирования снижения остатков на едином счете федерального бюджета меньше оборотной кассовой наличности, обусловленного значительным снижением кассовых поступлений, необходима мобилизация дополнительных источников в целях поддержания бюджетной системы. В 2009 году Правительство РФ приняло решение об использовании средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта, в общей сумме более 3,2 трлн руб. (см. рис. 7).
В итоге объем проведенных операций составил более 3,1 трлн руб. Из них на обеспечение сбалансированности федерального бюджета было направлено более 2,9 трлн руб., на обеспечение нефтегазового трансферта — 179,44 млрд руб.Еще одним ключевым направлением по мобилизации дополнительных средств на Едином казначейском счете стал технический прием обеспечения поддержки ликвидности Единого казначейского счета путем концентрации временно свободных остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение со счетов территориальных органов Федерального казначейства: № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» и № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации». В порядке эксперимента с 1 октября 2009 года ежедневно осуществлялось перечисление остатков средств со счетов, открытых территориальным управлениям Федерального казначейства по Новосибирской области, Смоленской области и Пермскому краю в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 сентября 2009 г. № 211 «Об утверждении порядка взаимодействия Федерального казначейства и его территориальных органов при перечислении в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета». Таким образом, общая сумма перечисленных средств составила 11,6 млрд руб. Общий объем средств федерального бюджета, перечисленных с Единого казначейского счета на счета № 40503 и № 40302 составил 8,5 млрд руб. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 15 мая 2009 г. № 46н «О порядке перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета» денежные средства, подлежащие возврату из федерального бюджета в соответствии с данными аналитического учета, 28 декабря 2009 года были перечислены с Единого казначейского счета на счета УФК № 40503 и № 40302 в общей сумме 3,18 млрд руб. Указанный эксперимент был признан удачным, и в 2010 году Федеральное казначейство в соответствии с законодательством РФ продолжило концентрацию внебюджетных средств в масштабах всей страны. Функционирование механизма привлечения внебюджетных средств в 2010 году позволило сформировать дополнительный резерв в общей сумме более 150 млрд руб.
Подводя итог, следует отметить, что на результат эффективности использования описанного механизма кассового планирования оказывает влияние как исполнительная дисциплина участников бюджетного процесса, а именно своевременное представление достоверной и полной информации, так и внедрение новых технологических подходов к кассовому планированию. Эффективное функционирование модели кассового планирования способствует рациональному и оперативному менеджменту в секторе государственного управления, которое в свою очередь способствует минимизации привлечения средств суверенных фондов на сбалансированность федерального бюджета, получению дополнительных процентных доходов от размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах и использованию новых технологий по привлечению дополнительных резервов.