Электронная Россия№1 Январь 2011 — 15 февраля 2011

Информатизация региональной власти как элемент совершенствования государственного управления и развития

Версия для печати 8200 Материалы по теме
Информатизация региональной власти как элемент совершенствования государственного управления и развития

круглов
В настоящий момент на территории Российской Федерации создаются и последовательно претворяются в жизнь проектные инициативы, направленные на модернизацию государственного управления. Особая роль в этом процессе отводится информационным технологиям. На федеральном и региональном уровнях принимаются законы и правовые акты, утверждаются целевые программы в области информатизации. Так, в принятой Правительством РФ Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» отмечается, что важнейшим условием обеспечения экономического развития, совершенствования государственного управления является развитие IT-технологий. Именно они должны обеспечить наиболее эффективное взаимодействие государства, населения и бизнеса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых возможностей повышения эффективности работы органов исполнительной власти, новых способов и подходов к интеграции существующего многообразия программно-аппаратных платформ, концентрирующих ресурсы всех участников для решения социально значимых проблем. Олег Валентинович КРУГЛОВ, руководитель направления по работе с госсектором компании «НОРБИТ»

IT-будущее государственного управления

Одним из ключевых направлений применения информационных технологий в ближайшей перспективе становится их включение в контур поддержки регионального стратегического планирования и реализации программ по социально-экономическому развитию регионов. На региональном уровне для обеспечения развития территорий органы государственной власти осуществляют мероприятия по стратегическому планированию, включающие в себя шаги по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и их контролю. В процессе этой деятельности фактически проводится работа по построению модели будущего региона, ставятся цели для основных субъектов, участвующих в обеспечении процессов социально-экономического развития, и прорабатывается комплекс мероприятий, направленных на достижение выбранных целей. Помимо этого организуется система контроля и корректировка действий.

Для адекватного учета и организации оперативной реакции на возникающие вызовы при реализации региональных программ становится необходимым использовать возможности информационных технологий как наиболее эффективного инструмента поддержки всего цикла процессов разработки и реализации мероприятий стратегического развития. В связи с этим возникает необходимость во внедрении определенной системы, охватывающей информационную, аналитическую, экспертную и прогнозную деятельность различных служб и структур региональных органов управления, а также обеспечивающей координацию их работы. При этом особенно важно, чтобы подобная информационно-аналитическая система задействовала как внутренние источники данных (региональных и муниципальных органов власти), так и внешние — данные территориальных органов государственной власти, региональных многофункциональных центров, региональных научных учреждений и учебных заведений, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, банков, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний и фондов и т. п.

Зачем нужны информационно-аналитические системы в госуправлении

В целом подобная система должна представлять собой информационный образ региона, адекватно отражающий реальную и ретроспективную ситуации, особенности и тенденции развития региона и отдельных сфер его жизнедеятельности. Функционирование такой системы позволит обеспечить с минимальными затратами решение следующих задач:

  • осуществление непрерывного разнопланового мониторинга ситуации в регионе, отслеживание состояния и выявление новых проблем во всех сферах жизнедеятельности; 
  • оперативное предоставление альтернативных вариантов решений задач управления, подготовленных с использованием различных методик, технологий и опосредованным привлечением сторонних независимых экспертов; 
  • формирование информационного банка данных с широким спектром сведений по различным проблемам региона и создание условий для оперативного сетевого открытого или регламентированного доступа к этим материалам;
  • прогнозирование развития ситуации в экономической и социальной сферах региона.

Для выполнения этих задач необходимо, чтобы информационно-аналитическая система позволяла обеспечить как минимум три возможных режима принятия решений.

1 Решение управленческих задач стра­тегического характера, связанных, как правило, с перспективами развития региона. Стратегические задачи предполагают выявление проблемных областей в различных сферах жизнедеятельности региона, анализ и прогноз долгосрочных тенденций его социально-экономического развития. Кроме того, эта сфера управления включает оценку общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных проявлений политической активности. 

2 Решение управленческих задач опе­ра­тивно-тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово-ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов. В этой области принятия решений производится формирование структурированной и детализированной информации по социально-экономическим и общественно-политическим сферам региона, а также формирование планов реализации концепций, моделей и сценариев развития региона. Кроме того, тактические решения затрагивают вопросы оперативного контроля и корректировки выполнения планов и проектов. 

3 Решение управленческих задач, свя­занных с возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов. Эта сфера управленческих решений предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций. Решение подобных задач включает создание сценариев возникновения и развития опасных социально-политических ситуаций, а также непрерывный анализ их характеристик и показателей. Кроме того, управление в экстремальных условиях требует решения ряда организационно-технических вопросов управления и он-лайн-контроля и мониторинга за поведенческим настроением жителей региона. 

При этом очевидно, что инфо­рма­­ционно-аналитическая система поддержки принятия решения должна включать в себя следующие функциональные возможности: 

  • сбор, обработка, анализ и хранение информации о социально-экономическом состоянии региона, в том числе в разрезе муниципальных образований; 
  • межрегиональное и межмуниципальное сопоставление и анализ территориальной дифференциации значений различных показателей;
  • управление и сопровождение целевых программ и проектов;
  • информирование граждан и организаций о деятельности органов государственной власти и сбор информации о поведенческом настроении в обществе;
  • информационный обмен с федеральными органами власти;
  • оценка эффективности достижения ключевых показателей работы органов государственной власти, сравнение плановых и фактических значений показателей; 
  • сбор и обработка информации для оценки результатов деятельности подведомственных органов исполнительной власти; 
  • прогнозирование развития ситуации в социально-экономических сферах региона в соответствии с влиянием на нее внешних и внутренних факторов.

Особенно важно отметить, что данная система непременно должна удовлетворять требованиям открытости, дополняемости и масштабируемости. Открытость предполагает обеспечение совместимости системы с внешними компонентами, такими как: система электронного документооборота, система электронных государственных закупок, портал государственных услуг, государственные ресурсы официальной статистической информации, а также система планирования и контроля исполнения регионального бюджета. Дополняемость обеспечивает возможность функционального расширения или модификации информационно-аналитической системы, в том числе при изменении законодательства. Масштабируемость обеспечивает применение системы в вертикалях региональных органов власти. 

Таким образом, внедрение ин­форм­а­ционно-аналитической системы в структуру государственного регионального управления позволяет обеспечить кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом и в том числе между гражданами и органами государственной власти региона. Использование инструментов информационно-технологического обеспечения рабочих процессов повышает эффективность государственного управления и местного само­управления, а также создает предпосылки развития принципиально новых возможностей для мониторинга социально-экономических процессов и принятия своевременных решений по их регулированию. 

Таким образом, использование информационных технологий призвано повысить эффективность работы региональных органов власти за счет обработки информации в режиме реального времени, комплексного анализа данных в различных разрезах и независимости от человеческого фактора при подсчете, сортировке и передаче информации. На практике служащим исполнительных органов государственной власти регионов приходится принимать решения в условиях не только неполной, но и зачастую недостоверной и противоречивой информации. Как правило, получить необходимую информацию вовремя и в требуемом виде практически невозможно. Результатом такой ситуации нередко становятся неверные решения. Однако использование информационно-аналитических инструментов позволяет оптимизировать выполнение как простых, так и сложных запросов, поступающих от управленческого персонала исполнительных органов государственной власти регионов. Кроме того, внедрение системы обработки и анализа данных обеспечивает всех участников процесса государственного управления оперативной, актуальной аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов в регионе.

Изложенные в этой статье доводы позволяют предположить, что в ближайшей перспективе передовые в области информатизации регионы активно включатся в разработку и внедрение информационных систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию функциональных процессов регионального управления. 

 


Поделиться