Мировой опыт — 17 января 2011

Как за рубежом борются с перебоями в электроснабжении

Версия для печати 1609 Материалы по теме
Как за рубежом борются с перебоями в электроснабжении

лампочка
Самый крупный блэкаут в Северной Америке случился в августе 2003 года. Без электричества тогда остались 55 миллионов человек в США и Канаде. В Нью-Йорке и Торонто закрылись аэропорты и метро.

На химическом заводе в Онтарио произошел выброс 140 килограммов винилхлорида. Температура в тот день была выше 30 градусов, и многие жители получили тепловые удары из-за прекращения работы кондиционеров и вентиляторов. Впоследствии было подсчитано, что общий ущерб составил шесть миллиардов долларов.

Основная причина катастрофы заключалась в очень высоком потреблении электричества, из-за чего линии электропередачи нагрелись, провисли и коснулись неподстриженных деревьев. В результате произошло короткое замыкание, которое вывело из строя электростанцию в Кливленде, штат Огайо. Дальше из-за ошибки в компьютерной системе и нехватки персонала пошла цепная реакция. В итоге отключилось около 100 других электростанций.

Комиссия по расследованию этой аварии, которую возглавлял тогдашний министр энергетики США Спенсер Абрахам, решила не наказывать частную энергетическую компанию FirstEnergy, обеспечивающую электричеством штат Огайо, так как действующее законодательство не закрепляло стандарты надежности электропередачи.

Как сообщил "РГ" представитель FirstEnergy Марк Дурбин, блэкаут 2003 года послужил для американских властей хорошим уроком. С тех пор стандарты, которым должны соответствовать все энергетические компании, были установлены. В первую очередь у компаний появились обязанности по проверке состояния своих линий электропередачи, а также по условиям их прокладки.

В результате в энергетических компаниях появились специальные подразделения, которые занимаются тем, что Дурбин назвал "управлением растительностью". Теперь они сами подстригают деревья, которые в теории могут соприкоснуться с проводами.

Причем расстояние от ЛЭП, на котором могут расти деревья, сегодня также закреплено официально. Марк Дурбин, к сожалению, не смог вспомнить точные цифры, но пояснил, что эти расстояния разнятся в зависимости от напряжения на линии. Максимальной вырубки деревьев требуют ЛЭПы с напряжением на уровне 345 кВт.

Если с линией электропередачи что-нибудь случается и она выходит из строя, ее ремонт должен провести тот, кто ею владеет. Это может быть частная компания - такая, как FirstEnergy, или же местные власти, у которых тоже есть свои энергосистемы.

Хотя таких масштабных отключений электричества, как в 2003 году, с тех пор в США не было, блэкауты все равно повторяются с определенной периодичностью. Кто в таком случае несет ответственность? После 2003 года и этот вопрос был урегулирован. Если блэкаут происходит по вине стихии - шторма, грозы, сильного ветра или еще чего, - энергетические компании никакую компенсацию платить не обязаны. По словам Марка Дурбина, в таких случаях люди, каким-либо образом пострадавшие от энергосбоя, могут рассчитывать только на свои страховые компании.

Но если в аварии виноваты недосмотревшие энергетики, им и придется раскошелиться. Причем, как заметил Дурбин, американцы совсем не гнушаются в таких случаях подачей судебных исков: они приносят определенную компенсацию.

великобритания
За ураган ни фунта
Природные катаклизмы не облагаются штрафами

Подержу по английской традиции пальцы крестом, чтобы не сглазить, но электричество в лондонском корпункте "РГ" не отключалось в нынешнем столетии еще ни разу. Однако так везло далеко не всем жителям Соединенного Королевства.

Отдельные районы, где случалось бушевать бурям и наводнениям, не раз сидели без света. Что касается столицы, то ей довелось пережить светопреставление в августе 2003 года. Несколько лондонских районов топором погрузились во тьму в разгар часа пик. Деловая столица мира оказалась в значительной степени парализованной. Остановилось движение 1 тысячи 800 электропоездов, сотни людей застряли в лифтах и около 250 тысяч - в вагонах метро. Лондонское "затмение-2003" длилось всего 35 минут. Но было расценено как ЧП национального масштаба.

Через 12 дней после происшествия компания National Grid Transco, заправляющая национальной энергосистемой, представила 43-страничный отчет с подробнейшим изложением всей истории энергосбоя. Согласно этому документу, хаос стоимостью многие миллионы фунтов стерлингов, спровоцировала ничтожная на первый взгляд ошибка местных инженеров-электриков. Однако карать обесточивших Лондон электриков сочли в Британии занятием непродуктивным. Гнев был направлен на виновника куда более крупного масштаба - правительство. Между тем есть в Соединенном Королевстве организация Energy Networks Association (ENA), которая представляет интересы всех входящих в нее компаний, осуществляющих поставки газа и электричества британским и ирландским компаниям и населению в целом. Руководитель департамента ENA по связям с общественностью Тим Филд любезно согласился ответить на вопросы "РГ".

Российская газета: Cлучались ли в последнее время в Британии серьезные сбои в подаче энергии в силу погодных катаклизмов.

Тим Филд: К счастью, такого рода сбои случаются у нас нечасто. Однако, если даже такие инциденты происходят из-за сильных штормовых ветров и наводнений, как правило, мы быстро восстанавливаем подачу энергии большинству наших потребителей. Операторы энергосистем имеют уже заранее разработанные планы и схемы действий, гарантирующие, что любые сбои затронут минимальное число энергопотребителей и при этом лишь на самое короткое время.

РГ: Кто и как ремонтирует поврежденные линии электропередачи в Британии?

Филд: Наши энергетические компании имеют детально разработанные планы на случай чрезвычайных ситуаций, которые гарантируют принятие наиболее эффективных мер для восстановления подачи и распределения энергии. Воздушные линии электропередачи весьма уязвимы к штормовым ветрам и молниям, и потому от компаний требуется на регулярной основе осуществлять процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации (своего рода учения), чтобы отработать их до автоматизма. Подобные планы предусматривают ответ и на другого рода стихийные бедствия, в частности, на наводнения. Непосредственно с потребителями вопросы сбоев в подаче электричества решают операторы сети распределения энергии. Они располагают высокооснащенной системой телефонной связи, позволяющей ответить на огромное число одновременных звонков от потребителей. Компании, входящие в нашу систему, являются членами консорциума взаимной помощи, так что если ЧП затрагивает одну из наших компаний, то своими ресурсами ей помогут те компании, которые в этой ситуации наименее затронуты. Это соглашение особенно активно работало в период наводнений 2007 года.

РГ: Существуют ли в Британии нормы прокладки ЛЭП?

Филд: Нормативы, которыми руководствуются наши компании, покрывают все аспекты подсоединения, функционирования и использования системы электропередачи. Один из этих нормативов предусматривает, в частности, подрезание деревьев, чтобы обеспечить их безопасность для ЛЭП при аномальных погодных условиях.

РГ: Какую ответственность несут британские энергетики перед своими потребителями?

Филд: Пользователю, оставшемуся без света более чем на 18 часов, выплачивается денежная компенсация - за исключением тех случаев, когда сбой произошел в силу природного катаклизма, например урагана. Точно также компенсации выплачиваются потребителям, страдающим от частых сбоев с поставками электричества.

израиль
Ток из картошки
Если картофель вареный, то мощность повышается в 10 раз

Тот вечер наша семья запомнит надолго. Гости как раз начали собираться, чтобы отпраздновать день рождения моей жены. Вдруг свет погас.

На дворе стоял шестой день декабря 2010-го. Здешние радио- и телеканалы немедленно передали сообщение Электрической компании Израиля (ЭКИ) о том, что дожди, сопровождаемые шквальными ветрами, привели к обрыву линий электропередач. Информационные агентства написали, что пока обрыв не будет устранен ремонтными бригадами ЭКИ, электричество будут вырабатывать запасные генераторы. Этот факт для меня, как потребителя, не имел никакого значения, ибо разницы в подаче электричества электростанциями или аварийными генераторами я не заметил.

Отключения электричества на Святой земле случаются редко. Даже крайне редко. И всегда такие неприятности продолжаются минуты. Объяснения весьма просты. Во-первых, у ЭКИ всегда наготове упоминавшиеcя аварийные генераторы. Во-вторых, при отключениях электричества на долгое время потребители просто обратятся в суд с коллективными исками. Например, в мае 1992 года в промышленной зоне Хайфы всего лишь падение электрического напряжения, которое продолжалось три часа, нанесло ущерб нескольким предприятиям. Тогда согласно судебному постановлению ЭКИ выплатила пострадавшим многомиллионный штраф.

Бывает, конечно, что деревья падают на линии электропередач и обрывают их, но, разумеется, не от снега, а вследствие песчаных бурь и штормовых ветров, дующих с моря. Поэтому от лесопосадок вдоль линий электропередач отказаться в Израиле нельзя. Ведь они защищают опоры ЛЭП от оползней, ветровой эрозии и смыва во время сезона дождей.

Интересно, что тарифы за пользование электроэнергией в Израиле нередко снижаются. Так было, например, в мае и в июне 2009 года. В феврале прошлого 2010 года вследствие перехода нескольких электростанций на природный газ тарифы на электричество вновь понизились.

Кстати, Израиль является мировым лидером в области исследований альтернативных энергий. Одна израильская компания провела подготовительные работы по извлечению энергии из генераторов, расположенных под оживленными автомагистралями и железнодорожными путями. Генераторы, созданные инженерами этой компании, содержат материал, который может производить электрическую энергию в результате механического давления.

И это еще не все. Сотрудники Ивритского университета в Иерусалиме сообщили о создании нового источника экологически чистого электричества из... картофеля. В израильском "ноу-хау" используются цинковые и медные электроды вместе с картофелиной для выработки электроэнергии. Причем если использовать не сырой, а вареный картофель, то мощность устройства повышается в десять раз. В перспективе переход на картофельные батареи сделает менее болезненными и обрывы ЛЭП.

франция
Коммандос идут в прорыв
Французы зарывают линии электропередач в землю

Как показывают опросы, среди прошлогодних событий, которые надолго останутся в памяти французов, особенно тех, кто живет на побережье Атлантического океана, на одном из первых мест фигурирует ураган "Ксинтия".

Он обрушился на Францию в конце февраля. Порывы ветра, достигающие 170 километров в час, поднимали гигантские волны, затопляя прибрежные зоны. Было прервано железнодорожное и авиационное сообщение. Материальный ущерб оценивался в миллиарды евро, а без электричества осталось 1,2 миллиона человек.

Правда, спустя несколько часов в половине домов опять загорелся свет. И этому есть вполне логичное объяснение: в прорыв пошли бригады электриков из компании ERDF, которая занимается доставкой электроэнергии потребителям. Еще до прихода "Ксинтии", когда стало ясно, что свидания с ней стране не избежать, было мобилизовано 5000 человек, готовых к ремонтным работам. Среди них - 1500 ребят, которые входят в специальные подразделения FIRE - "сил быстрого реагирования". Эти "коммандос" прошли огонь, воду и медные трубы, не говоря уже об электросетях, и имеют огромный опыт ликвидации перебоев в энергоснабжении.

Схема такова: в 11 стратегических точках Франции созданы опорные точки, где сконцентрированы около 700 тонн оборудования и прочего снаряжения, а также 440 автономных установок по производству электроэнергии. Имеется также полтора десятка вертолетов. Они не только помогают оперативно произвести оценку ущерба, но и в случае необходимости могут доставить "электрокоммандос" на место. Помимо этого структурой компании ERDF предусмотрены семь центров по приему просьб по оказанию помощи от населения. В обычное время каждый из них обслуживает один из семи регионов, на которые разбита территория страны. При стихийном бедствии, а именно таким был объявлен ураган "Ксинтия", эти центры переключаются на "красную" зону. В течение суток поступило 390 тысяч сигналов SOS, а это - месячная норма. Однако все они были учтены, а людям была оказана помощь. Полностью же разрушенные стихией линии электропередач были восстановлены за несколько дней: бригадам пришлось трудиться почти круглые сутки.

Надо сказать, что прошедший год в целом был богат на перебои в электроснабжении. "Ксинтия" - в его начале и невиданные снегопады - в конце. Правда, в декабре счет оставшихся без света шел на тысячи, а не на сотни тысяч, как в феврале. Главной же проблемой тогда была транспортная. Из-за снега вертолеты не могли взлетать, а значит, и перебрасывать отряды "быстрого реагирования" в болевые точки в засыпанных перед Рождеством снегом департаментах Уаза, Приморская Сена и Эр.

Как сделать так, чтобы вывести линии электропередач из-под удара стихии? Для этого французы все активнее... зарывают их в землю. К примеру, около 70 процентов линий в 63 тысячи и 90 тысяч вольт в последние годы прокладываются именно таким образом и 30 процентов - в 225 тысяч вольт. В результате за минувшие восемь лет во Франции сеть классических воздушных ЛЭП сократилась на тысячу километров.

китай
ЛЭП с интеллектом
К борьбе с перебоями в электроснабжении подключают армию

Небывалые морозы и обильные снегопады блокировали жизнедеятельность почти всей страны ровно три года назад, когда большинство районов Китая оказались во власти зимней стихии.

Холодный атмосферный фронт на фоне высокой влажности стал причиной массового отключения электроэнергии, от которого пострадали десятки миллионов человек. Железнодорожные вокзалы, аэропорты, автомобильные трассы - все было закрыто. И все это совпало с ежегодной миграцией населения по случаю наступления Нового года по лунному календарю. В это время страна обычно отдыхает целую неделю. Нетрудно представить, что творилось в аэропортах, на вокзалах, автобусных станциях. Ситуация была настолько критичная, что всеми работами по восстановлению нормальной жизнедеятельности руководил лично премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Причем руководство осуществлялось не из собственного кабинета, а непосредственно в тех местах, где складывалась наиболее тяжелая ситуация.

Как это обычно бывает в Китае, во время крупных стихийных бедствий первой на помощь пришла армия. На борьбу со стихией было мобилизовано несколько сот тысяч военнослужащих, которые иногда с лопатами, а иногда даже на танках расчищали дороги. Кроме того, солдаты организовывали доставку продовольствия в наиболее отдаленные уголки страны. В те места, где не удавалось сразу восстановить подачу электричества, привозили генераторы.

Нечто подобное, но в значительно меньших масштабах, происходило в первые дни нынешнего года в юго-западных районах Китая. Перебои с электричеством, водой, транспортные проблемы были вызваны сильными ледяными дождями. Правда, местные энергетики сумели восстановить подачу электричества практически во все населенные пункты, в том числе самые отдаленные, в течение 2-3 дней после отключения.

Для решения энергетических проблем во время различных чрезвычайных происшествий в Китае создается специальная рабочая группа при Комитете по контролю над энергоснабжением. При этом в состав группы входят и представители других ведомств. При строительстве линий электропередачи в Китае в первую очередь берется в расчет возможность оперативного доступа к объектам специалистов на случай чрезвычайных ситуаций. А в труднодоступных районах специально прокладываются дороги для необходимой техники. Кроме того, в Китае актуальна проблема транспортировки электричества на большие расстояния. В связи с этим уже вступила в строй программа развития интеллектуальных сетей, которая, в частности, представляет собой создание ЛЭП постоянного напряжения. Первая подобная линия в мире была введена в строй в 2009 году между юго-западной провинцией Юньнань и экономически развитой Гуандун.

Германия
Вот и грянул форс-мажор
В канун Рождества в земле Нижняя Саксония на полдня прервалось энергоснабжение

Причиной аварии стали упавшие деревья, сломавшиеся под невиданной тяжестью снега: за один день в некоторых районах Германии выпало больше 40 сантиметров осадков.

Деревья рухнули на линии электропередачи, проходившие между лесом и железнодорожным полотном.

Естественно, все это отразилось в основном на частных потребителях. Ведь на каждом более или менее крупном предприятии, в каждой больнице, а также на вокзалах и в аэропортах есть свои малогабаритные генераторы на случай перебоев общего электроснабжения. Поэтому поголовного хаоса в общественной жизни не произошло.

Однако жители нескольких районов от Дрездена до Ганновера пару часов просидели со свечками. Кроме того, вместе с линиями электропередачи оборвались и всяческие приготовления к празднику. Хозяйки не смогли испечь рождественских гусей в электродуховках, мужчины побриться, а женщины уложить феном прическу. Тем не менее все стойко, без жалоб и истерики, перенесли неожиданную оторванность от благ цивилизации.

К счастью, в Германии подобное случается крайне редко.

Причина тому - точное соблюдение предписаний и регулярное гарантийное обслуживание. Его производят специально сертифицированные фирмы, которых нанимают и оплачивают агентства по поддержанию линий электропередачи. Поскольку электроэнергия относится к пакету "услуг первой необходимости", как, например, вода, государство здесь выступает в роли монополиста.

В Германии линии электропередачи стараются прокладывать под землей. Кстати, случай в Нижней Саксонии произошел не потому, что при проводке линий не были соблюдены необходимые нормы. Дело в том, что подобные снегопады не случались в этом районе уже на протяжении десятилетий, а нормы не были рассчитаны на форс-мажорные обстоятельства.

По этой самой причине никто не должен был нести ответственность за происшедшее. Форс-мажор есть форс-мажор. Главное - неполадки были быстро устранены. Уже через шесть часов линии электропередачи функционировали, обеспечивая потребителей электроэнергией. Дополнительные работы по устранению неполадок длились немного дольше, но и они вскоре были завершены.

Какие-то выплаты за сбои в энергоснабжении, в принципе, не предусмотрены. Главное - неполадки быстро и качественно устраняются. Только если потребитель несколько раз обратится в местное агентство и в течение долгого периода времени ничего не будет предпринято, он вправе пожаловаться и потребовать материальной компенсации. Получит ли он ее и в каком размере, зависит от решения местного агентства.

Поделиться