Карьера — 07 февраля 2011

Эксперты: В 2011 году безработица в России снизится, а болевые точки останутся

Версия для печати 1842 Материалы по теме
Эксперты: В 2011 году безработица в России снизится, а болевые точки останутся

безработица
Устойчивая тенденция к снижению безработицы наметилась в прошлом году. Регистрируемая уменьшилась с 2,1 миллиона человек до 1,6 миллиона, общая - с 6,8 миллиона до 5,4 миллиона человек, или с 8,2 процента до 7,2 процента, сообщает Минздравсоцразвития России.

Как отмечают эксперты, с одной стороны, это вызвано улучшением экономической ситуации в стране и постепенным выходом из кризиса. С другой, положение спасли серьезные вливания в рынок труда со стороны государства. За 2009-2010 годы федеральный бюджет потратил на борьбу с безработицей более 250 миллиардов рублей.

Службы занятости, по сути, осваивали двойные бюджеты - привычные, те, что выделяются из года в год на оказание услуг безработным, плюс примерно по столько же выделялось денег на антикризисные программы занятости, в рамках которых практически те же услуги оказывались работающим, но находящимся под угрозой сокращения. В основном это труженики предприятий, которые начали простаивать,  вводить сокращенное рабочее время или отправлять людей в отпуска без содержания. Напомним, им предлагалось принять участие в общественных работах, пройти переобучение или повышение квалификации. Безработным стали выдавать "подъемные" на открытие своего дела. Работодателям - деньги на обустройство рабочих мест для инвалидов. Выпускникам учебных заведений - за прохождение стажировки по полученной специальности, а их наставникам - за кураторство. Также оказывалась помощь, в том числе и материальная тем, кто решил поехать на работу в другую местность.

В результате, по отчету Минздравсоцразвития, было сохранено порядка двух миллионов рабочих мест, создано примерно четыре миллиона дополнительных рабочих мест, в том числе 306 тысяч - постоянных.

Есть эксперты, которые полагают, что за такие деньги можно было бы достигнуть и больших успехов, но власти в целом удовлетворены результатом, о чем неоднократно заявлял и вице-премьер Александр Жуков, и чиновники более низкого ранга.

В этом году ситуация должна быть лучше, чем в прошлом или, по меньшей мере, не хуже. Официальный прогноз Министерства экономического развития - 2,1 миллиона безработных  в среднегодовом исчислении. Напомним, прогноз на прошлый год составлял 2,2 миллиона, реально же получилось 1,98 миллиона.

В связи с этим несколько видоизменились антикризисные программы занятости на этот год: общественные работы для находящихся под угрозой увольнения останутся только в моногородах и на системообразующих предприятиях. На переобучение и повышение квалификации за счет госбюджета будут направлять работников компаний, где началась модернизация, а также женщин, занятых на вредном производстве и молодых мам, готовящихся выйти из декретного отпуска. Практически нетронутыми остались такие программы, как стажировка для выпускников, компенсация работодателю за обустройство рабочего места для безработного инвалида. Последняя даже выросла с 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Такая же сумма ждет работодателей, открывающих рабочие места, в первую очередь удаленные, для многодетных родителей или мам и пап, воспитывающих детей-инвалидов. Будут выделяться деньги и на внутреннюю миграцию.

Тем не менее, на российском рынке труда остается немало болевых точек. Вот только некоторые из них. Первая - большая неоднородность по регионам.  Самая высокая безработица в России - в Ингушетии - 48,8 процента, в Чечне - 43,3 процента, в Тыве - 18,6 процента. Наиболее низкая: в Москве - 1,1 процента, в Санкт-Петербурге - 2,2 процента, Московской области - 3,3 процента, Самарской - 4,1 процента, Липецкой-  4,6 процента.

Стоит отметить, что подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России. Причем колоссальная разница в уровнях безработицы присутствует не только между регионами, но и между городами и населенными пунктами внутри одной территории. Как правило, в крупном городе она минимальная, а в глубинке может быть на порядок выше. Особенно, если эта глубинка сельскохозяйственная. По данным того же Минздравсоцразвития, общая безработица выше в сельской местности, чем в городской, в 1,8 раза, официальная (зарегистрированная) - в полтора раза. В связи с этим в антикризисных программах занятости на этот год предусмотрен целый блок программ, направленных на улучшение ситуации с занятостью на Кавказе. А вот как власти планируют улучшить ситуацию на селе, пока не понятно. По крайней мере,  согласно проекту основных направлений действий на рынке труда к 2015 году предполагается сократить долю сельского и лесного хозяйства, а селян переориентировать на работу в других отраслях, например, в сфере услуг. Однако в эффективности такой меры эксперты сомневаются, ведь сфера услуг, как и малый бизнес в целом, могут хорошо развиваться лишь там, где есть крупные предприятия и люди, стабильно получающие высокую зарплату. Если вся деревня стоит на учете в службе занятости и получает пособие в 850 рублей, то чем они будут платить за услуги, предлагаемые соседями-предпринимателями?

Еще одна болевая точка - несоответствие потребностей рынка труда и имеющихся на нем специалистов. Вузы пачками готовят юристов, экономистов, психологов, а предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах. Этот дисбаланс образовался по меньшей мере лет десять назад, когда закрывались заводы, а на оставшихся стали платить минимальные зарплаты. Сейчас ситуация стала меняться в пользу "технарей", но предубеждение к техническим профессиям засело в головах молодых россиян глубоко и они продолжают по инерции изучать экономические и гуманитарные науки. После чего встают на учет в службе занятости или работают продавцами в магазинах. Последнее, кстати, связано не столько с переизбытком таких специалистов на рынке труда, сколько с низким качеством их подготовки.  "Юристов много, но когда вам понадобится хороший специалист, попробуйте его найти", - сказал как-то на пресс-конференции замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин.

При этом рецептов лечения этой болезни рынка труда пока не найдено. Есть договоренность между Рострудом и Министерством образования, что первые будут отслеживать, какие вузы поставляют безработных, а вторые уже как-то на них влиять. Но о результатах этой работы пока ничего не известно. 

Поделиться