25 апреля 2024 года
Версия для печати 5512 Материалы по теме
АУ: что нового?

автономные учреждения
1 февраля 2011 года на интернет-сайте Минфина России был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений». Данный документ предполагает внесение значительных изменений в первую очередь в Закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», а также в иные федеральные законы, отдельные положения которых регламентируют деятельность автономных учреждений. 

Данный законопроект предполагает расширение сфер деятельности, для оказания услуг (выполнения работ) в которых могут быть созданы автономные учреждения (АУ). Напомним, что после внесения изменений в Закон «Об автономных учреждениях» Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ автономным учреждениям предоставлялась возможность существовать только в перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах деятельности, но только в случаях, предус­мотренных федеральными законами. Стоит отметить, что единственным на сегодня федеральным законом, предус­матривающим возможность создания АУ в сфере, не указанной в Законе № 174-ФЗ, является Градостроительный кодекс РФ, который содержит положение о том, что государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий могут проводиться автономными учреждениями. В тексте рассматриваемого законопроекта предлагается к перечисленным выше сферам деятельности добавить средства массовой информации. Также стоит отметить и то, что данным законопроектом предусматривается внесение изменений в недавно принятый Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Предлагаемые изменения в п. 5 ст. 2 данного закона предоставляют возможность создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в форме автономного учреждения. 

Очевидно, что внесение вышеперечисленных изменений в федеральное законодательство упрощает жизнь значительному количеству уже созданных автономных учреждений. Кроме того, необходимо обратить внимание и на предлагаемое изменение ч. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ. В настоящее время указанная норма предусматривает ликвидацию либо реорганизацию до 10 мая 2011 года автономных учреждений, созданных до 1 января 2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. Безусловно, изменение данной нормы значительно облегчает участь указанных АУ, предоставляя им возможность вместо автономного учреждения создать бюджетное или казенное. 

Кроме того, рассматриваемый законопроект предполагает внесение ряда изменений в Закон «Об автономных учреждениях», касающихся открытия, ведения счетов АУ и осуществления операций с их средствами. Так, например, путем изменения ч. 3 ст. 2 указанного закона предлагается предоставить автономным учреждениям право одновременно открывать счета как в кредитных организациях, так и в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. Также предлагается закрепить положение, согласно которому операции с бюджетными инвестициями АУ будут учитываться на отдельном лицевом счете автономного учреждения, открытом ему в органах казначейства или финансовых органах. 

Операции с целевыми субсидиями предлагается учитывать на счете, открытом АУ в кредитной организации или в органах казначейства, финансовых органах, но только после проверки документов, подтверждающих произведенный кассовый расход, или на отдельном лицевом счете АУ, открытом ему в вышеупомянутых органах. Предусматривается также и открытие автономному учреждению отдельного лицевого счета в органах казначейства или финансовых органах для учета операций со средствами, поступающими АУ в рамках обязательного медицинского страхования. Расходы АУ, источником финансового обеспечения которых являются указанные средства, осуществляются после проверки указанными органами соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в расчетных документах АУ. 

Также в качестве немаловажного изменения в ст. 2 Закона № 174-ФЗ необходимо назвать предоставление АУ права осуществлять в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответствующих органов власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Операции со средствами, связанные с исполнение указанных обязательств, предлагается учитывать на лицевом счете, открытом соответствующему государственному органу как получателю бюджетных средств. Помимо этого, предлагается закрепить правовые нормы, распространяющиеся на АУ, аналогичные правовым нормам, регламентирующим использование бюджетными учреждениями неиспользованных в текущем финансовом году остатков целевых субсидий, бюджетных инвестиций и субсидий, предоставляемых на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг (выполнением работ). 

Еще одно примечательное изменение — норма о том, что счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств АУ (их обособленным подразделениям), лицевые счета которым открыты в органах казначейства или финансовых органах, должны обслуживаться в кредитных организациях без взимания ими платы. Будем надеяться, что принятие законопроекта приведет к совершенствованию практики оказания государственных (муниципальных) услуг автономными учреждениями.


Колонка эксперта

моисеев
Илья Вячеславович МОИСЕЕВ, старший аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений

Реализация на практике положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, как и ожидалось, породила довольно большое количество вопросов. К наиболее актуальным можно отнести вопрос о ликвидации, реорганизации автономных учреждений, осуществляющих деятельность в областях, не предусмотренных федеральными законами. Напомним, что это необходимо сделать до 10 мая 2011 года в силу ч. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ. Важно, что реорганизация не является изменением типа существующего государственного (муниципального) учреждения. 

В связи с предстоящими изменениями многие автономные учреждения задаются вопросом: а может ли быть осуществляемая ими деятельность отнесена к сферам, в которых разрешено создавать АУ? Для ответа на этот, зачастую нелегкий, вопрос необходимо в первую очередь обратить внимание на перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, что должно быть закреплено в его уставе. Кроме того, рекомендуется обратить внимание на то, какие коды ОКВЭД присвоены автономному учреждению, что позволит более четко определить, относится ли его деятельность к сферам, перечисленным в ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях», и с учетом этого принимать окончательное решение о необходимости реорганизации (ликвидации).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно