Версия для печати 10296 Материалы по теме
Центральное место в системе ОМС должен занять человек

Андрей Юрин
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Владимирович ЮРИН рассказывает об изменениях в системе здравоохранения, предстоящих в связи с недавно принятым законом «Об обязательном медицинском страховании», о совершенствовании финансовых механизмов, предусмотренных для реализации нового закона, о роли Федерального фонда ОМС в системе финансирования медицинских услуг.

— Андрей Владимирович, 19 ноября 2010 года принят Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», вызвавший большое количество дискуссий. Новый закон принципиально меняет ситуацию в этой сфере. Расскажите подробнее, в чем заключаются основные новации закона?

— Ранее действовавший Закон об обязательном медицинском страховании, в соответствии с которым оплачивалась бесплатная для пациента медицинская помощь, гарантированная Конституцией каждому гражданину Российской Федерации, был принят в 1991 году и вступил в действие в 1993 году. Понятно, что за столь длительный период его действия и экономическая, и социальная составляющие жизни страны претерпели значительные изменения. Поэтому по поручению руководства страны была разработана и в осеннюю сессию принята Государственной думой и одобрена Советом Федерации, подписана Президентом Российской Федерации новая редакция закона.

По сути в нормах Закона нашли отражение те позиции, о которых много говорилось на протяжении нескольких последних лет. Главный смысл изменений — необходимость выстроить систему обязательного медицинского страхования так, чтобы центральное место в ней занимал человек, застрахованное лицо, и чтобы стимулы деятельности медицинских организаций зависели от того, насколько человек удовлетворен качеством и доступностью медицинской помощи. Как этого достичь? Прежде всего гражданин теперь имеет право выбора страховой медицинской организации, тогда как раньше страховую организацию выбирали либо работодатель, либо орган власти субъекта Российской Федерации. Сложилась ситуация, при которой застрахованный в системе обязательного медицинского страхования зачастую даже не помнит названия страховой компании и не знает, как с ней взаимодействовать, тогда как застрахованный по добровольному медицинскому страхованию хорошо знает и свою страховую компанию, и предоставляемые услуги. Конечно, это неправильно, потому что страховая медицинская организация — «адвокат», который должен помогать человеку в правильном выборе лечебного учреждения и осуществлять контроль за качеством оказанной медицинской помощи. А для того чтобы у страховой организации были стимулы именно так строить работу, выбирать ее должен сам человек. Мы надеемся, что страховые компании в действительности станут защитниками интересов застрахованных.

— А с финансовой точки зрения это право выбора будет обеспечиваться через введение механизма одноканального финансирования?

— Действительно, ранее право выбора гражданином медицинской организации было ограничено двумя факторами. Административное ограничение состояло в том, что войти в систему ОМС могла не каждая медицинская организация, а только та, решение о вхождении которой принято соответствующими региональными органами власти. Экономическое ограничение — норма о том, что через обязательное медицинское страхование финансируются только пять статей — привело к тому, что медицинские учреждения не получали в полном объеме плату за медицинскую помощь, предоставляемую человеку. Другую часть (примерно 50 процентов) платил бюджет по месту нахождения данного медицинского учреждения. Возможности бюджетов очень разные, поэтому качество и наполнение медицинской помощи также было разным. Между тем медицина, как ни одна другая отрасль социальной сферы, не должна быть привязана ни к границам муниципального образования, ни к границам субъекта РФ: деньги должны «идти» за пациентом в то медицинское учреждение, где он получает наиболее качественную медицинскую помощь.

Для того чтобы постепенно выравнять качество медицинской помощи, было принято решение ввести единообразную систему оплаты медицинских услуг через обязательное медицинское страхование. Таким образом, экономическая основа выбора медицинского учреждения заложена в закон через введение одноканального финансирования с оплатой по полному тарифу: все средства поступают в систему ОМС, которая передает их на оплату лечения больного в медицинское учреждение. Два переходных года — 2011 и 2012 — позволят перейти к оплате по полному тарифу, и с 2013 года она будет осуществляться в полном объеме. Это означает, что в систему обязательного медицинского страхования может войти организация с любой формой собственности, эта организация получит оплату по тому тарифу, который утвержден в субъекте Российской Федерации, и тем самым возможности выбора для гражданина существенно расширяются. Этот способ финансирования экспертным сообществом признан наиболее эффективным.

— По мнению экспертов, это позволит сократить и объем платных услуг в здравоохранении...

— Оплата по полному тарифу, когда медицинское учреждение будет получать средства в необходимом для его функционирования объеме, должна способствовать исключению большого количества платных исследований. То, что по Конституции Российской Федерации положено бесплатно, должно предоставляться человеку бесплатно.

— А как будет обеспечиваться право выбора при передвижении человека из одного региона в другой?

— Сейчас очень много нареканий в связи с тем, что, будучи застрахованным в одном субъекте РФ, человек не может получить медицинскую помощь в другом, потому что медицинская организация, в которую он обратился, не уверена, что ее услуги будут оплачены. В новой редакции закона указано, что медуслуги, оказанные гражданину, приехавшему из другого субъекта Российской Федерации, должны быть оплачены в течение 25 дней. Вводится полис единого образца, который будет использоваться на всей территории страны (создается единая база застрахованных). То есть исключается ситуация, когда возможно застраховать одного человека в нескольких страховых компаниях, в разных субъектах Российской Федерации и при этом несколько медицинских учреждений получают за него финансирование. Такого необоснованного финансирования больше не будет. Это позволит защитить права человека при оказании медицинской помощи независимо от места его проживания.

Еще один важный момент, связанный с организацией медицинской помощи, — перераспределение полномочий между органами власти муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Существовавшее до сих пор разделение полномочий, когда первичная медицинская помощь находилась в ведении муниципалитета, а вся остальная — в ведении субъекта Федерации, мешало грамотной организации медицинской помощи. Эта норма с 1 января 2012 года исключается, и все полномочия по организации медицинской помощи переходят к субъекту Российской Федерации. Теперь организация медицинской помощи будет вестись по единым стандартам, единым критериям и из единого центра на уровне региона.

Для работодателя облегчаются административные обязанности, связанные с регистрацией собственного дела. До сих пор вновь открываемый бизнес регистрировался в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде медицинского страхования, хотя база исчисления страховых взносов одна и та же. Теперь предприниматель будет регистрироваться только в Пенсионном фонде, откуда система обязательного медицинского страхования будет получать все сведения. Соответственно исключается необходимость заключения договора страхования между страховой медицинской организацией и работодателем как излишняя.

— Какие еще новые финансовые механизмы предусмотрены для реализации Закона «Об обязательном медицинском страховании»?

— Я хотел бы, пользуясь возможностью интервью, поблагодарить Министерство финансов Российской Федерации за работу, проведенную совместно с Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, по отработке финансовых механизмов обеспечения деятельности системы ОМС. В новом законе устанавливается базовая программа оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Она была и в предыдущем законе, но не обеспечивалась финансовыми средствами, необходимыми для ее реализации во всех регионах страны. Поэтому теперь в соответствии с законом на всей территории Российской Федерации определяется базовый набор медицинских услуг, предоставляемых бесплатно, куда входят практически все заболевания, связанные с жизненными показаниями (не входят, например, такие услуги, как лучшее размещение в одноместной палате, дополнительные исследования, которые не показаны с точки зрения состояния здоровья, косметологические вмешательства и т. д.)

Эта базовая программа обеспечивается двумя способами: во-первых, единой ставкой страховых взносов на территории Российской Федерации и, во-вторых, тем, что впервые для всех регионов будет введен единый минимальный размер платежа на неработающее население. Я знаю: этот вопрос в наибольшей степени беспокоит руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации — не будет ли этот минимальный размер чрезвычайно велик для возможностей субъектов. Закон, который определит размер минимального платежа на неработающее население, будет принят в 2011 году и вступит в действие с 2012 года. И мы очень внимательно относимся к тому, чтобы этот платеж не стал неподъемным для субъектов Федерации: он будет посчитан таким образом, чтобы его мог платить каждый регион, а срок для достижения установленного размера платежа составит четыре переходных года.

До сих пор, к сожалению, платеж в систему обязательного медицинского страхования складывался исходя из приоритетов бюджетной политики, осуществляемой в регионе, а не из возможностей субъекта. Существовавшая диспропорция, когда для работодателей платеж был установлен законом, а для неработающего населения не был, не позволяла обеспечить гражданам гарантированный объем медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Сейчас же каждый гражданин в любом субъекте Федерации будет получать гарантированный объем медицинской помощи, который предусмотрен базовой программой. Кроме того, субъект вправе дополнить свой объем медицинской помощи, насколько он сочтет это необходимым.

— Андрей Владимирович, какова роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования в новой системе финансирования?

— Федеральный фонд ОМС становится учреждением, которое аккумулирует все средства обязательного медицинского страхования. До настоящего времени в систему ОМС, как известно, поступало 3,1 процента от фонда оплаты труда, из них только 1,1 процента шло в Федеральный фонд, а 2 процента — в территориальные фонды. Это не позволяло ликвидировать диспропорцию финансового обеспечения базовой программы. Сейчас весь объем страховых взносов (5,1 процента) будет поступать в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и это позволит обеспечить равные возможности для всех субъектов Российской Федерации в реализации базовой программы. С другой стороны, не уменьшатся и возможности экономически развитых регионов, которые вносили в систему ОМС большой объем средств: эти средства изыматься из территориальных фондов не будут.

— Высказываются опасения, что большой поток граждан пойдет в крупные города в высококвалифицированные медицинские центры, а поликлиники и больницы в сельской местности останутся без работы...

— Действующая система организации медицинской помощи страдает неким элементом крепостничества в отношении пациента и медицинского учреждения. Пациент оказывается «привязан» к лечебному учреждению, например, по месту проживания. Принцип, когда пациент выбирает медицинскую организацию, которая потом получит деньги за его лечение, более справедлив, он позволит исключить такие ограничения и перейти к более рыночным механизмам стимулирования работы лечебных учреждений, когда средства будут поступать в зависимости от количества и качества выполненной работы.

По моему мнению, люди ценят свое время, и не так много желающих обращаться за медицинской помощью в другой субъект Российской Федерации. Это происходит только в тех серьезных случаях, когда нужна высококвалифицированная, высокотехнологичная медицинская помощь, а такая помощь не только может, но и должна быть оказана в том регионе, где есть для этого соответствующие условия.

— Расскажите, пожалуйста, о региональных программах модернизации здравоохранения, которые будут реализовываться с 2011 года, на что они направлены?

— Предложение о реализации этих программ внес Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин при отчете в Государственной думе в начале 2010 года. Предложено в течение двух лет «подтянуть» материально-техническую базу медицинских учреждений до надлежащего уровня. За 2011–2012 годы на модернизацию учреждений здравоохранения будет направлено 460 миллиардов рублей, из них 300 миллиардов — на укрепление материально-технической базы: переоснащение, переоборудование, капитальный ремонт и т. д. Это ощутимое для субъектов Российской Федерации решение, так как до сих пор объем инвестиций из региональных бюджетов в отрасль здравоохранения составлял в совокупности примерно 110 миллиардов рублей в год. Дополнительные инвестиции позволят приобрести современное оборудование и улучшить качество лечебного процесса.

Еще одно направление, которое будет финансироваться в рамках региональных программ модернизации здравоохранения, — это информатизация. В частности, информатизация внутри лечебных учреждений, организация телемедицинских технологий, электронный полис ОМС, ведь услуги должны соответствовать современным требованиям. И третье направление — это все, что связано с выполнением стандартов медицинской помощи: важно не только поставить хорошее оборудование, но и осуществлять грамотное лечение, а также обеспечить лечебный процесс медикаментами в необходимом объеме.

Справка «Бюджета»

Андрей Владимирович ЮРИН, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Родился 9 февраля 1960 г. в Барнауле. В 1982 г. окончил Алтайский государственный университет по специальности «Экономика труда».
1982–1991 гг. — занимал руководящие административные должности.
1991–1992 гг. — заместитель главы администрации Центрального района Барнаула.
1992–1994 гг. — заместитель главы администрации города Барнаула, председатель Комитета городской администрации по экономической реформе.
1994–2002 гг. — заместитель председателя, затем председатель Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
2002–2008 гг. — заместитель руководителя Департамента, и. о. руководителя Департамента, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ.
В ноябре 2008 г. назначен председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Имеет несколько медалей, в том числе медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»
II степени, Благодарность Правительства РФ, Благодарность Председателя Совета Федерации, Почетную грамоту Правительства РФ. Советник Российской Федерации
I класса, заслуженный экономист Российской Федерации.

Поделиться