Бюджетная политика№2 Февраль 2011 — 15 марта 2011

Программный бюджет: формальность или инструмент повышения эффективности расходов бюджета?

Версия для печати 6888 Материалы по теме

Наталья Васильевна ГВОЗДЕВА, заместитель генерального директора компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Одним из направлений Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов стал переход к утверждению «программного» бюджета, для реализации которого федеральный бюджет на 2011–2013 годы уже был сформирован в разрезе государственных программ с указанием органов исполнительной власти (далее — ОИВ), ответственных за каждую программу и подпрограмму. Теперь настал черед регионов переходить к программно-целевому принципу организации деятельности ОИВ. Но на сегодняшний день не все субъекты РФ готовы к данному шагу, так как не до конца понимают, что именно может принести им переход к «программному» бюджету и как его осуществить.

Аналитический подход

Отвечая на данные вопросы, можно сказать, что использование программно-целевого принципа при организации деятельности ОИВ может быть формальным или аналитическим, когда перечень, содержание и объемы финансирования программ формируются исходя из сложившейся структуры ОИВ и утвержденных показателей бюджета. Такой подход может быть использован при переходе к программному бюджету на самом первом этапе для понимания целей и задач деятельности каждого ОИВ и первоначальной увязки бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития региона. Однако это не дает возможности перейти к программному принципу распределения бюджетных средств, при котором средства выделяются не просто на реализацию программы, а на достижение конкретных результатов.

Системный подход

Другой подход, системный, подразумевает формирование перечня государственных программ, исходя из системы стратегических целей и задач, стоящих перед регионом на долгосрочную перспективу. Сложность системного подхода к формированию программного бюджета заключается в первую очередь в необходимости соблюдения «принципа персональной ответственности», при котором за каждую цель (задачу), а значит и за каждую государственную программу и подпрограмму, отвечает один ОИВ, причем за реализацию каждого из мероприятий программы отвечает отдельное подразделение соответствующего ОИВ. Данный принцип исключает размывание ответственности за реализацию программы, а следовательно, повышает вероятность достижения успеха при решении поставленных задач. В этом случае субъектам РФ необходимо понимать, что выполнение данного принципа может повлечь необходимость изменения структуры ОИВ.

После формирования перечня целей и задач органы, ответственные за реализацию программы, должны подготовить различные варианты мероприятий, которые могут быть осуществлены для достижения поставленных задач, с расчетом объема ресурсов, необходимых для их реализации. Данные варианты должны быть вынесены на обсуждение специальной комиссии по рассмотрению государственных программ с целью выбора наилучшего варианта реализации для каждой программы.

Таким образом, использование системного подхода к формированию программного бюджета при всех его сложностях может стать действенным инструментом повышения эффективности расходов, так как позволит выбрать наилучший вариант достижения поставленных целей при разумном вложении финансовых, трудовых и иных ресурсов.

В завершение хотелось бы отметить сложность перехода к программному бюджету без применения автоматизированных систем, позволяющих сформировать перечень программ, подпрограмм и мероприятий, определить по ним целевые показатели, объем необходимых ресурсов и обеспечить процесс согласования программ всеми ответственными за это участниками. Для решения перечисленных задач наша компания разработала программный комплекс «АЦК-Программный бюджет», главная задача которого — облегчение процесса перехода регионов к программному бюджету и создание необходимых условий для повышения эффективности расходов бюджета. 

Поделиться