Промышленность — 21 февраля 2011

«Промышленность вышла из кризиса раньше, чем сельское хозяйство»

Версия для печати 1832 Материалы по теме
«Промышленность вышла из кризиса раньше, чем сельское хозяйство»

промышленность
Рост цен на зерно улучшит финансовое состояние сельхоз­предприятий, что в свою очередь приведет к восстановлению спроса на сельхозтехнику, рухнувшего в 2009—2010 годах. Директор Петербургского тракторного завода (ПТЗ), входящего в группу предприятий «Кировский завод», АЛЕКСАНДР КРИКУНОВ надеется по итогам текущего года удвоить продажи сельхозтехники, реализовав за год 350 машин. Какие задачи ставит перед собой ПТЗ на 2011 год, почему «Кировцы» до сих пор покупают, несмотря на мощную конкуренцию со стороны иностранных компаний, он рассказал корреспонденту РБК daily АНДРЕЮ ЖУКОВУ.

— В пик кризиса продажи тракторов в России упали. Восстановился ли спрос в 2010 году?

— Объемы продаж в 2009—2010 годах в самом деле существенно сократились. Если в 2008 году ПТЗ продал 900 сельскохозяйственных тракторов, из них 664 в России (в том числе через «Росагролизинг» — 265), то в 2009 году мы реализовали всего 400 машин, причем все из них в России. Из этого объема 200 машин было продано через «Росагролизинг». В 2010 году падение продолжилось, мы продали 180 машин, из них 168 в России, а через «Росагролизинг» — 17. Таким образом, глубина падения в России в 2010 году составила четыре раза по сравнению с 2008 годом, а по «Рос­агролизингу» — 15,6 раза.

При этом доля рынка у ПТЗ в 2008 году была 38% (в сегменте тракторов с шарнирно-сочлененной рамой мощностью от 300 л.с. и выше). В 2009 году, когда решением главы правительства РФ было запрещено дотировать через федеральные и региональные структуры закупки импортной техники, доля нашей продукции на рынке возросла до 82%. В 2010 году действие этого распоряжения прекратилось, и наша доля снизилась до 50—55%. То есть кризис на рынке сельхозтракторов продолжался два года, и только к концу 2010 года мы почувствовали, что начинается подъем.

Однако помимо сельхозтехники мы производим и промышленную. По ее продажам ситуация более позитивная. В 2010 году мы продали 190 единиц техники, в 2009 году — 75, в 2010-м — уже 210. То есть получается, что промышленность в отличие от сельского хозяйства вышла из кризиса в начале 2010 года.

— С какими результатами ПТЗ завершил 2010 год?

— За счет промышленного сектора мы смогли поддерживать общий объем продаж. Так, объем реализации в 2008 году был 4,1 млрд руб., в 2009 году вдвое меньший — 2,05 млрд., а в 2010-м — 1,773 млрд. То есть падение в 2010 году по отношению к 2009 году составило всего 14%. Получается, что колоссальное сокращение продаж в сельхозсекторе удалось перекрыть за счет промышленной техники, стоимость которой, кстати, выше.

Всего в прошлом году мы продали 406 единиц. Год был закончен с убытком. Но в 2010 году удалось повысить эффективность производства, мы сократили производственные площади со 162 тыс. до 109 тыс. кв. м. Численность персонала за год снизилась с 1200 до 950 человек.

— Какие ожидания от 2011 года?

— Если в прошлом году мы ежемесячно выпускали порядка 35 машин, то уже сейчас делаем 65—70. В 2011 году ожидаем удвоения объемов продаж по сравнению с 2010 годом в сельхозсекторе — по нашим прогнозам, объем продаж будет на уровне 350 машин. По промышленному сектору мы рассчитываем на более скромный рост — порядка 10%, то есть планируем продать до 230—240 единиц.

Это дает нам основание рассчитывать на получение прибыли по итогам текущего года. Но в целом восстановление будет идти медленно. Есть много отрицательных факторов, влияющих на прибыльность производства, в их числе рост стоимости энергоресурсов, увеличение затрат на приобретение материальных ресурсов.

— С чем связаны ваши ожидания по удвоению продаж в сегменте сельхозтехники?

— В первую очередь с ростом цен на зерно. Он начался в августе прошлого года из-за того, что запасы зерна на мировом рынке сократились на 15—18 млн т. Плюс неурожай в России. По некоторым оценкам, в России было собрано 65 млн т зерна против 109—110 млн т в 2008 году и 92—95 млн т в 2009 году. Сейчас в России цены на зерно стабилизировались на уровне 7500 руб. за тонну, в Казахстане цена на твердые сорта пшеницы достигла 300 долл. за тонну. И тенденции к падению, учитывая общеполитическую ситуацию, в частности события в Египте (крупный импортер зерна), не наблюдается. Для нас это значит восстановление инвестиционного климата в сельском хозяйстве. Мы ожидаем вложений в этот сектор. Единственное, что пока сдерживает этот процесс, — это серьезные финансовые проблемы после неурожая и засухи у хозяйств средней полосы России. Поэтому в этих регионах темпы восстановления отрасли будут зависеть от поддержки государства. Относительно благополучная ситуация в Сибири и на юге России. Преимущественно в эти регионы мы сейчас и ведем продажи наших тракторов.

— По вашим оценкам, каков общий размер потенциального спроса в России на технику, которую выпускает ПТЗ?

— В 2008 году мы оценивали реальный объем продаж сельхозтехники в России в 1500—1800 единиц в нашем секторе. Сейчас — порядка 1200—1500 единиц. Но мы работаем не только в России, поэтому потенциально наш рынок продаж шире.

— А в какие еще страны поставляются «Кировцы»?

— Мы работаем в Белоруссии и Казахстане, планируем продажи на Украине. В наших планах выход на рынки дальнего зарубежья. Мы уже подписали контракты на поставку техники в ЮАР, предполагаем реализацию продукции в Чили и Монголии. Всего на экспорт уходит порядка 10% продукции, но в планах удвоение этого показателя.

— Как вам удается продавать технику в Белоруссию, там же есть серьезный местный игрок?

В Белоруссии очень высокий протекционизм, но часть хозяйств все же покупает наши тракторы. Это, конечно, единицы. Но в конце прошлого года мы официально оформили дилерское соглашение с компанией «Автобис», которая будет представлять наши интересы в Белоруссии. По планам Минсельхоза Белоруссии, в этой стране планируется замена парка тракторов высокой мощности в объеме до 3 тыс. единиц. Поскольку покупка техники в Белоруссии дотируется государством, то очевидно, что большая часть этих машин будет закуплена у Минского тракторного завода. Но он выпускает тракторы мощностью максимум до 350 л.с., а мы уже можем производить технику мощностью до 520 л.с. Так что у нас есть шанс войти в этот рынок.

— Конкуренция с иностранными производителями серьезна?

— Да, и со временем будет расти. Сейчас многие иностранные предприятия открыли в России сборочные производства, причем уровень их локализации никак не регламентирован. Реально он составляет 12—15%. Это означает, что достаточно завезти машкомплект, и продукцию можно назвать российской и вписаться во все программы государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы с нетерпением ожидаем, когда государство определится с терминологией, что понимается под продукцией российского производства с точки зрения программ локализации. Тогда российскому производителю, возможно, начнет оказываться реальная поддержка.

— А какова судьба ваших инициатив по запуску программы утилизации сельхозтехники?

— Весной прошлого года мы вместе с рядом других предприятий нашей отрасли предложили реализовать такую программу по сельхозтехнике. Предложения основывались на том, что 85% используемой в настоящее время техники (в нашем сегменте) имеет сроки эксплуатации от 15 лет и выше, а порядка 68% старше 20 лет. При этом нормативный срок эксплуатации трактора 10—15 лет, максимум 20. Во многом использующаяся техника уже не должна эксплуатироваться, поскольку не соответствует нынешним стандартам безопасности. Программа утилизации позволила бы хозяйствам заменить старую технику на новую, которая к тому же предоставляет больше возможностей для использования новейших аграрных технологий. По нашим оценкам, размер этой программы не превысил бы 4 млрд руб. Но она поддержала бы как потребителей, так и производителей техники. Например, если сейчас мы говорим об объемах продаж 200—300 машин в год, то в случае запуска этой программы она бы увеличилась до 1000 тракторов. Причем на несколько лет вперед. В итоге у нас появились бы средства на то, чтобы за короткий срок провести полное техническое перевооружение завода. Это позволило бы нам на равных конкурировать с западными компаниями, особенно в преддверии вступления в ВТО. По нашим предложениям прошло примерно три-четыре совещания, были приняты решения, даны поручения, но в итоге все было спущено на тормозах.

— А технически вы готовы сколько производить?

— Наши мощности позволяют выпускать до 1500 машин в год. Сейчас мы работаем в одну смену, но, набрав персонал, мы сможем работать в две.

— Планируется ли обновление модельного ряда, выход в новые рыночные ниши?

— Да, планируется, мы постоянно модернизируем серийную продукцию. Например, в последнее время модернизировали гидравлическую систему серийных тракторов «Кировец», доведя ее параметры до иностранных аналогов. Во-вторых, продолжаем создание новых образцов техники. Весной отправляем на испытания сельхозтракторы 9000-й серии мощностью до 520 л.с. В этом году планируем выпустить опытную партию этих машин.

— Есть ли у ПТЗ планы организовать СП с западным производителем? Допускаете ли вы вариант организации на площадях Кировского завода промсборки тракторов иностранных марок?

— СП — не всегда хороший путь в развитии бизнеса. Два разных партнера, у каждого свои планы. Как правило, в итоге из двух партнеров остается один. Поэтому мы таких планов не строим. А вот вариант промсборки и сотрудничества с западными компаниями в области совместных сбытовых программ, кооперации нами прорабатывается.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно