Журнал "Бюджет" беседовал с Генеральным директором ENEL S.p.A. в России и странах СНГ Домиником ФАШ, который рассказал о современном положении энергетической отрасли в мире. Особое внимание было уделено вопросам работы компании в России и разработке инвестиционной программы на будущее.
— Что побудило Вашу компанию выйти за границы Италии? Почему компания решила прийти на российский рынок?
— Нас побудили выйти за границы Италии следующие причины: общая ситуация в Европе, изменение идеологии по либеризации, приватизация, дерегуляция на европейских рынках. В каждой стране европейского сообщества, процесс идет достаточно быстро и серьезно. В Италии мы должны были продать половину акции Enel (компания была монополистом на итальянском рынке), чтобы постепенно уйти с итальянского монополистического рынка. Поэтому Enel заинтересовалась активами компаний за рубежом. На сегодняшний день в нашей компании больше половины сотрудников работают за пределами Италии.
Работая в энергетике, желательно присутствовать на российском рынке. Во-первых, составляющей энергетики является топливо, а Россия важный поставщик нефти, газа (по запасам и производству), во-вторых, основные российские компании приватизированы, в-третьих, потребление энергии очень большое, а России нужно энергии в четыре раза больше, чем в других странах мира. Тарифы на электроэнергию в России примерно в 3-4 раза ниже, чем в Европе. Инвестиции приходится вкладывать в замену оборудования. Например, на Урале, где мы откроем новый блок, есть турбины 30-х годов. Такое оборудование мы меняем и отправляем в музей. Возникает вопрос: как возвращать инвестиции на модернизацию этого оборудования?
— Российское Правительство помогает с модернизацией оборудования?
— Энергетика будет дорожать, т.к. требуются новые технологии, повышаются цены на добычу, ужесточаются экологические требования, ресурсы ограничены. Технологии, бизнес-модели изменяются очень быстро. Сложно прогнозировать, какой будет энергетика через 30 лет, но она будет иной.
Энергетика - стратегически важная составляющая государства, поэтому полностью приватизировать этот сектор невозможно. Я считаю, что нужен новый независимый профессиональный и сильный регулирующий орган. Если государство не вкладывает деньги, а обращается к инвесторам, нужны гарантии возврата инвестиций.
— Компания Enel пришла в Россию надолго. Какое направление для компании приоритетное и перспективное?
— Мы работаем в различных направлениях. Невозможно повысить эффективность работы при неплатежах, поэтому работа должна идти от генерации (стоимости) топлива до учета и сбора денег. Систему субсидирования нужно упразднить. Следует внедрить учет. Например, счетчик сегодня – это маленький компьютер, дающий всю информацию от потребителя. В Италии везде действуют счетчики нового поколения, а во Франции уже готовы устанавливать такие счетчики бесплатно. Счетчики могут отключать подачу электроэнергии, если за нее не заплачено. Не понятно, почему в России так сложно отключать от подачи энергии неплательщиков.
— Вы работаете во многих регионах России, копания владеет крупными активами. На каких условиях вы выстраиваете отношения между Вашей компанией и региональной властью? Что для Вас важно?
— В некоторых регионах мы являемся градообразующей компанией. Наши станции имеют не только экономическое значение в жизни небольших городов, но и культурное. Мы проводим «дни открытых дверей» на наших станциях для того, чтобы показать и объяснить людям работу станций. Мы участвуем в жизни целых регионов: поддерживаем образование (на наш взгляд, в энергетике не хватает квалифицированных инженеров, ремонтников и др.). Поддерживаем социальную политику: создали пенсионный фонд. Стараемся улучшить экологию: постепенно обновляем и реконструируем оборудование в соответствии с европейскими экологическими нормами. С угольной генерацией это сложно, т.к. люди не готовы платить за «зеленый киловатт». Все западные страны такое положение поддерживают. Когда государство отказалось субсидировать «зеленый киловатт» (получение солнечной энергии, создание ветряных электростанций и т.п.), произошел кризис.
Для России нужно решить вопрос тарифов, которые позволяли бы ремонтировать, модернизировать, инвестировать и сохранять экологию. Для отрасли требуется долгосрочная стратегия развития инвестиций (15-20 лет).
— По Вашим расчетам сколько будет стоить один киловатт для потребителя?
— В российскую энергетику нужны инвестиции в размере 500 млрд. евро на 15 лет. Невозможно определить стоимость одного киловатта для потребителя, т.к. существуют разные расценки: для конечного потребителя, торгового центра, производителей энергии. Очевидно, что стоимость будет близкой к европейским тарифам.
— Вы считаете, российский потребитель сможет освоить такие цены?
— Если правильно организовать и формировать отрасль, снизить энергопотребление (оно в 4 раза выше, чем в других странах). Не надо обманывать людей: не будет энергоэффективности, если не будет повышение тарифов. Экономический рычаг будет действовать через изменение тарифов. Будет выгодно экономить.
— Акционеры Enel должны быть недовольны выходом компании на российский рынок?
— Я считаю, что стратегически мы правильно сделали. Все будет нормально развиваться. Но нужно пройти через непростые тактические моменты. Я считаю, что мы правильно управляем компанией. Нам легче вести переговоры с банками, мы имеем большие ресурсы по технологическому развитию, возможности финансирования.
— Компания Enel – один из крупнейших инвесторов на российском рынке. Что нужно поменять в российском законодательстве для привлечения инвесторов и для работы на российском рынке? Как инвестор, с какими сложностями вы столкнулись в России? Какие положительные моменты для вас открылись?
— Я 20 лет работаю в России как инвестор. Последний кризис был для меня третьим в России. В России кризис более ощутим, чем на Западе. Россия восстанавливается после кризиса быстрее, чем европейские страны. Россия – особый рынок со своими правилами и культурой. В нашей отрасли избавиться от контроля государства невозможно за один день. Например, в России тепло начинает подаваться в определенный день, в Европе – когда холодно, человек открывает кран батареи когда захочет.
Для нас, как инвесторов, самое важное – предсказуемость и стабильность.
Весной 2010 года мы инвестировали строительство двух энергоблоков (500 млн. евро каждый) на среднем Урале. Это создало новые рабочие места. Мы модернизировали оборудование. Это пример хороших отношений с губернатором. Мы один из самых крупных инвесторов в России.
Текст подготовили: Дмитрий Кожевников и Анна Самуленкова