Финансы№3 Март 2011 — 21 марта 2011

Всероссийская финансовая видеоконференция

Версия для печати 3786 Материалы по теме
Всероссийская финансовая видеоконференция

конференция
16 февраля в Москве состоялось Общее собрание членов Сообщества финансистов России. Впервые это мероприятие было проведено в форме аудиовидеоконференции по каналам телекоммуникационной связи, предоставленным Федеральным казначейством и его территориальными органами. В аудиовидеоконференции приняли участие члены СФР: 

руководители финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и руководители управлений (отделений) Федерального казначейства, представители Министерства финансов РФ. Формат аудиовидеоконференции оправдал себя: всего в собрании приняли участие 1092 человека (представители 118 юридических лиц — членов Сообщества из 186 вступивших на текущий момент в СФР). Участники собрания в разных концах России воспользовались техническими возможностями аудиосвязи в отделениях Федерального казначейства. 

Реформа продолжается

Разумеется, ключевыми стали темы реформирования государственных и муниципальных учреждений, основы формирования нормативов оказания ими услуг, подходы к установлению государственных и муниципальных заданий. В своем докладе А. М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, остановился на первом этапе реформирования бюджетного процесса, ознакомил участников конференции с ситуацией, которая сложилась в настоящий момент в ходе реализации Федерального закона № 83-ФЗ. Кроме того, А. М. Лавров рекомендовал субъектам РФ, если есть такая возможность, начинать разработку собственных госпрограмм. Не обязательно со следующего года переходить к программной структуре бюджета, сделать это можно и позже, но нельзя забывать, что подготовительный период займет достаточно длительное время и надо заранее прорабатывать все элементы программ, в том числе и с профильными федеральными министерствами.

«Кроме перехода на программный бюджет предполагается удлинить горизонт бюджетного планирования и составить прогноз социально-экономического развития на период до 2020 года, а если удастся, даже и до 2030 года, — сказал А. М. Лавров. — В планах работы Правительства РФ стоит обсуждение и утверждение до 30 июня 2011 года долгосрочной бюджетной стратегии, которая тоже будет определять дополнительные расходы по основным направлениям государственной политики. И мы планируем, что к концу августа текущего года все основные параметры федерального бюджета будут определены. Разрабатывая государственные программы и формируя бюджет, мы исходим из того, что вся эта работа должна быть скоординирована с реализацией Федерального закона № 83-ФЗ».

В феврале в Москве Министерство финансов РФ провело двухдневный семинар для представителей субъектов РФ и муниципальных образований Центрального Федерального округа, на котором были подробно рассмотрены основные положения Закона № 83-ФЗ, механизмы их реализации. На семинаре шла дискуссия по секциям «Образование», «Здравоохранение», «Культура». Такие семинары Министерство финансов РФ в ближайшие месяцы проведет во всех федеральных округах. Так, 11–12 марта предполагается провести семинар в Красноярске для Сибирского и Уральского федеральных округов. Для Приволжского федерального округа семинар назначен на 17–18 марта, пройдет он в Нижнем Новгороде. Для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов семинар будет проведен предположительно в Геленджике 8–9 апреля. Для Дальневосточного федерального округа — во Владивостоке, 22–23 апреля. Для Северо-Западного федерального округа — в Санкт-Петербурге, 3–4 июня.

Также в Министерстве финансов РФ готовятся комментарии к Закону № 83-ФЗ и всему пакету нормативных актов, которые были приняты для реализации данного закона. Ожидается, что эти комментарии в течение первого полугодия текущего года будут опубликованы. Уже сейчас готов проект Комплексных рекомендаций субъектам РФ по реализации Закона № 83-ФЗ.

«Впервые этот пакет был представлен в феврале на семинаре в Москве для ЦФО, — сказал А. М. Лавров, — и мы надеемся, что в ближайшее время он будет официально утвержден и станет доступен для использования».

Муниципалам на заметку

О. Г. Бежаев, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, подвел итоги исполнения бюджетов муниципальных образований в 2010 году. По собственным доходам бюджеты МО исполнены с ежегодным приростом около 10 %. Причем наблюдается прирост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В частности, по налоговым доходам идет увеличение от 6 % до 15 % по всем видам налогов. Одновременно в прошедшем году восстановлен прирост межбюджетных трансфертов в местные бюджеты. Это не может не радовать, поскольку в 2009 году в связи с кризисом субъекты РФ допустили снижение трансфертов. Прирост межбюджетных трансфертов в 2010 году составил около 9 %. Возрос уровень субсидий: в 2010 году местные бюджеты получили от субъектов РФ средств на 8 % больше, чем в предыдущем году. Приблизительно таков уровень прироста и дотаций муниципальным бюджетам. В структуре расходов местных бюджетов в 2010 году значительных изменений не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы на образование, затем на ЖКХ.

Подвел О. Г. Бежаев и общие итоги исполнения местных бюджетов. В этой части он  отметил, что в 2010 году дефицит местных бюджетов в целом составил 11,9 млрд руб. Это в несколько раз меньше, чем в 2008 году, поскольку тогда дефицит равнялся 52,4 млрд руб. О положительных результатах исполнения местных бюджетов говорит и тот факт, что их кредиторская задолженность сократилась по сравнению с 2009 годом с 48 млрд руб. до 31 млрд руб. Вместе с тем в 2010 году наблюдается рост долга местных бюджетов. Их долговые обязательства в 2010 году выросли на 26 % и составили 133 млрд руб. Такого роста долговых обязательств не было за последние пять лет. Остатки средств местных бюджетов на 1 января 2011 года составили 90 млрд руб. (рост составил почти 20 % по сравнению с 2009 годом).

Что касается субъектов РФ, то в 2010 году по предварительным прогнозам их общий дефицит составил около 147 млрд руб. При этом увеличилось число субъектов РФ, где в целом бюджеты исполнены с профицитом.

Рассказал О. Г. Бежаев и о работе, которую проводит Минфин России и, в частности, Департамент межбюджетных отношений по совершенствованию взаимоотношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также в целом о совершенствовании бюджетного процесса в муниципалитетах. Так, например, подготовлен проект закона по оптимизации перечня льгот по местным налогам, в том числе предлагается сократить целый ряд льгот по земельному налогу. Прежде всего будут отменены льготы для организаций и учреждений уголовной исполнительной системы. Также будут отменены льготы по земельным участкам, ограниченным в обороте. Как результат, ожидается получение дополнительных доходов в местные бюджеты. Планируется отмена льгот по налогу на имущество физлиц. По предварительным данным, местным бюджетам это принесет дополнительно около 67 млрд руб. Кроме того, планируется отменить большинство льгот по налогу на имущество организаций: дополнительный прирост доходов в местные бюджеты будет равняться почти 120 млрд руб.

Но это не единственное направление работы по увеличению доходной базы местных бюджетов. Практически решен вопрос о закреплении за местными бюджетами основной части доходов, поступающих в виде патентной платы. Также уже внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с которыми субъектам РФ дается право устанавливать единые дополнительные нормативы по типам муниципальных образований.

Подготовлены и поправки в части возможности предоставления субъектам РФ права устанавливать  нормативы зачисления в бюджеты поселений и муниципальных районов НДФЛ. Обязательный уровень закрепления за местными бюджетами НДФЛ — 30 % — сохраняется, но субъекты РФ смогут в этих пределах самостоятельно определять пропорции между поселениями и муниципальными районами. В настоящее время 10 % НДФЛ закреплено за поселениями, 20 % — за муниципальными районами.

«Также проводится работа по совершенствованию взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ с закрытыми административно-территориальными образованиями, — сообщил представитель Минфина России. — Предполагается многоканальную поддержку ЗАТО заменить на одноканальную, в соответствии с которой мы будем давать единый трансферт. Таким образом расширяются права и возможности субъектов РФ и муниципальных образований по самостоятельному использованию этих средств».

На обсуждении в федеральных органах исполнительной власти находится и проект закона о порядке восстановления платежеспособности субъектов РФ и муниципальных образований. Это новый большой закон, который уже практически согласован со всеми профильными министерствами и ведомствами.

«К нам поступило очень много вопросов, — добавил в заключение О. Г. Бежаев, — по применению Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ, внесшего в том числе поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ. Речь идет о порядке формирования местной администрации в муниципальных образованиях, являющихся административным центром муниципального района. В соответствии с этими поправками субъектам РФ предоставлено право не создавать местную администрацию в поселениях, являющихся административным центром района. Но, к сожалению, для этого случая не отрегулирован механизм формирования бюджета и управления бюджетом. Сейчас мы работаем над поправками к Бюджетному кодексу РФ, которые создадут условия для реализации этой нормы».

На конференции выступили и другие представители Министерства финансов РФ: Л. А. Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений (доклад «О новых подходах к формированию межбюджетных отношений на 2011–2012 годы»); И. Р. Кузин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и АПК (доклад «О порядке формирования и расходования средств Дорожных фондов в субъектах РФ и муниципальных образованиях в 2011 году. Инвестиционная политика в 2011 году»); С. В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой политики (доклад «Новации в налоговой политике на 2011–2012 годы»).

На уровень меньше

Присутствовавший на собрании А. Ю. Демидов, заместитель руководителя Федерального казначейства, ознакомил членов сообщества с особенностями кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований органами Федерального казначейства в 2011-м и в последующие годы. В частности, он сообщил, что к 1 января 2014 года предполагается создать двухуровневую систему Казначейства России (на настоящий момент действует трехуровневая — отделения в муниципальных образованиях, управления в субъектах РФ и Центральный аппарат), при которой участниками бюджетного процесса и гражданско-правовых отношений будут только Центральный аппарат и УФК. Отделения же будут реорганизованы в отделы — структурные подразделения УФК. «Однако, — обратил внимание участников конференции А. Ю. Демидов, — точки присутствия Федерального казначейства останутся во всех муниципальных образованиях. Изменится только их статус».

Также он сообщил, что из тех 100 тыс. человек, которые планируются к высвобождению в секторе госуправления, на Казначейство (с учетом территориальных органов. — Прим. ред.) приходится большая доля — 11 607 человек. При этом в 2011 году должно быть высвобождено 2924 сотрудника, в 2012 году — 2909, в 2013 году — 5774.

***

Завершилось собрание отчетом Н. С. Максимовой, депутата Государственной думы, председателя Совета Сообщества финансистов России, о работе СФР за 2010 год и задачах на 2011 год. Как в истекшем периоде, в предстоящем году основные направления работы членов СФР заключаются в подготовке предложений по совершенствованию бюджетного процесса, в том числе межбюджетных отношений, бюджетного и налогового законодательства, обмене информацией и опытом работы финансистов субъектов РФ и муниципальных образований.

Также Н. С. Максимова сообщила, что председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский сложил с себя полномочия в связи с переходом на другую работу. Теперь он занимает пост заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов, а новым председателем секции Совет Сообщества предложил избрать И. А. Евдокимову, заместителя Городского головы — начальника управления финансов города Калуги.

Поделиться