Заседание прошло в необычном формате: кроме представителей регионов — членов Ассоциации на нем присутствовали сотрудники финансовых органов муниципальных образований Вологодской и Ленинградской областей. «Мы с радостью приняли приглашение коллег из Вологодской области собраться в таком формате и обсудить все наболевшие вопросы, — высказалась Е. Ф. Гресь, первый заместитель председателя комитета финансов Ленинградской области. — Одно дело, когда собираются руководители финансового органа субъекта, и совсем другое, когда мы совместно с финансовыми органами муниципальных образований, которые определяют бюджетную политику на местах и являются нашими первыми помощниками, объединив усилия, обсуждаем наиболее актуальные проблемы. Я уверена, что эффект от такой встречи будет наибольший».
Особенности межбюджетных отношений
Формирование системы межбюджетных отношений — процесс многогранный, сложный, подпадающий под влияние различных факторов, поэтому участникам совещания было крайне интересно узнать, как он протекает в соседней области. Рассказывая о межбюджетных отношениях, сформировавшихся в Вологодской области, В. Н. Артамонова, заместитель начальника Департамента финансов этого региона, обратила внимание коллег на то, что в Вологодской области выравнивание бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований происходит с областного уровня. То есть финансовая поддержка городских и сельских поселений осуществляется не органами местного самоуправления муниципальных районов, а именно субъектом. При этом расчет дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности производится на основании Закона «О нормативах расходной потребности». Вологодская область — тот субъект, где данный закон сохранен. «Мы неоднократно обсуждали вопрос о целесообразности сохранения закона и каждый раз приходили к выводу, что данный нормативный документ позволяет нам более объективно оценивать расходные полномочия муниципальных образований и, как следствие, эффективно распределять финансовые средства, — объяснила позицию финансовых органов области В. Н. Артамонова. — И хотя у нас постоянно происходит индексация нормативов, меняются положения закона, однако суть документа сохраняется».
В Ленинградской области, по словам С. А. Суворовой, председателя Комитета финансов администрации Тихвинского муниципального района, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов происходит с областного уровня, а выравнивание бюджетной обеспеченности поселений обеспечивает субъект и муниципальный район, на территории которого расположено поселение. Она обратила внимание на трудности, с которыми приходится сталкиваться районным финансовым органам при выравнивании бюджетной обеспеченности сельских поселений. И одной из причин этих трудностей, по словам Суворовой, является несовершенство применяемой методики расчета дотаций. Дотации рассчитываются исходя из индекса налогового потенциала, индекса бюджетных расходов и т. д. Однако, учитывая низкую численность жителей сельских поселений (из 74 тыс. населения Тихвинского района — 62 тыс. городские жители), большие территории поселений, повышенные расходы на ЖКХ с учетом северного местоположения района, выравнивать бюджеты проблематично. Чтобы не оставлять сельские поселения без финансовой поддержки, приходится изыскивать различные пути, в частности, использовать иные межбюджетные трансферты. Для этого утверждаются порядки, по которым сельским поселениям, например, на поддержку ЖКХ передаются дополнительные межбюджетные трансферты, которые фактически замещают дотацию. Изменить ситуацию и облегчить жизнь финансистам, по словам выступающей, помогла бы возможность использовать (в исключительных случаях и по решению муниципального района) старую методику расчета дотаций исходя из прогнозируемых доходов и расходов. Например, в случае когда сельские поселения имеют большую долю неналоговых доходов, которые при расчете индекса бюджетной обеспеченности не учитываются, а на фактическую обеспеченность имеют сильное влияние.
Особенностью межбюджетных отношений Тихвинского района, а также Киришского района Ленинградской области можно назвать применение субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Как отметила, Ю. В. Косарева, председатель Комитета финансов Киришского муниципального района Ленинградской области, такие субсидии — единственная возможность взять деньги, например, из бюджета городского поселения Кириши, куда поступает более половины из 1,5 млрд руб. налоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района. В то время как бюджеты сельских поселений в совокупности имеют имеют всего 33 млн руб. Чтобы уменьшить такой дисбаланс, и применяются данные субсидии.
Единодушную озабоченность выступающие высказали по поводу увеличения числа межбюджетных трансфертов. Сегодня тратятся большие и человеческие, и материальные ресурсы (связь, расходные материалы и т. д.) на администрирование средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов. И хотя на уровне Правительства РФ поставлен вопрос о сокращении числа субвенций, субсидий, передаваемых из вышестоящих бюджетов, каких-то реальных шагов в данном направлении еще не предпринято.
И последний вопрос, рассмотренный в блоке «межбюджетные отношения», касался повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося бюджетного законодательства, внедрения различных новаций. Поэтому совещания, семинары, которые организуются для финансовых работников муниципальных образований сегодня как никогда важны. В. Н. Артамонова подробно рассказала коллегам из Ленинградской области о мероприятиях, которые департамент финансов Вологодской области проводит для муниципальных финансистов. Это и ежеквартальные совещания с участием сотрудников финансовых органов всех муниципальных образований, и информационные дни, которые проходят непосредственно в том или ином муниципальном образовании и на которых присутствуют не только финансовые работники, но и руководители муниципальных образований. Очень активно используется интернет-ресурс: сайт департамента финансов области, на котором размещается вся горячая информация по самым актуальным вопросам.
Также в обсуждении темы межбюджетных отношений приняли участие А. А. Головин, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области, И. М. Ямова, заместитель главы администрации, начальник финансового управления Великоустюгского муниципального района Вологодской области, С. Н. Фомичев, начальник финансового управления, заместитель главы администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, и др.
Закон № 83-ФЗ: первые проблемы и результаты
Как отметила Л. В. Королева, заместитель председателя Комитета финансов Ленинградской области, жить в эпоху перемен не только ответственно, но и интересно. Особенно если речь идет о реализации Закона № 83-ФЗ. Несмотря на то что переходный период достаточно большой, работа по реализации закона в Ленинградской области идет динамично. По словам Л. В. Королевой, это направление взято на заметку губернатором области, поскольку основной целью при решении вопроса перевода учреждений из одного типа в другой является не только повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, но и проведение оптимизации сети действующих учреждений. В связи с этим перед ГРБС и учредителями бюджетных учреждений была поставлена задача при анализе уставов учреждений особое внимание уделить наличию дублирующих функций и оценить реальные последствия изменений типов учреждений для бюджета области.
Приведение уставов учреждений в соответствие нормам Закона № 83-ФЗ стоит на особом контроле и в Вологодской области. Об этом рассказала в своем выступлении Р. М. Бухмичева, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области, начальник управления областного казначейства. Не секрет, что учреждения зачастую оказывали непрофильные услуги, поэтому сегодня очень важно в уставе учреждения четко зафиксировать лишь профильные виды услуг, чтобы в дальнейшем не возникало никаких разночтений. Эта сложная и скрупулезная работа должна быть завершена в Вологодской области до 1 июня текущего года. «Параллельно мы будем осуществлять мониторинг проведения аналогичной работы в муниципальных образованиях области», — сказала выступающая.
Не менее важным и ответственным этапом в реализации Закона № 83-ФЗ стало принятие решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения. Действующая бюджетная сеть Ленинградской области включает в себя 2046 учреждений. Из них на региональном уровне действует 189 учреждений, на муниципальном — 1857. По словам Л. В. Королевой, к 2012 году количество учреждений на региональном уровне сократится на восемь, а на муниципальном уровне на 66. При этом большая часть государственных учреждений будет переведена в казенные. Из 181 учреждения казенных будет 109, бюджетных — 52. Что касается третьего типа учреждений, то, как отметила выступающая, в Ленинградской области очень взвешенно подходят к вопросу перевода учреждений в автономные. На региональном уровне будет создано 20 автономных учреждений и 62 на муниципальном. На сегодняшний день в области действует 24 автономных учреждения: семь на областном уровне и 17 на муниципальном. «Мы считаем, что руководящее звено ряда наших учреждений не готово к работе в автономном режиме, — отметила Л. В. Королева. — Руководители не готовы взять на себя ответственность, которую им предоставил Закон № 83-ФЗ».
В Вологодской области, по словам Р. М. Бухмичевой, при принятии решения об изменении типа учреждений акцент сделан на бюджетных учреждениях. Так, из 263 государственных учреждений казенными станут всего 37. Если говорить в целом по области, то из 2221 учреждения на долю казенных приходится 3,5 % (79 учреждений), бюджетных — 92,8 % (2060 учреждений), автономных — 3,7 % (82 учреждения).
Следует отметить, что в обоих регионах в течение переходного периода все учреждения будут финансироваться на основе сметы. Вместе с тем, как рассказала Р. М. Бухмичева, в Вологодской области планируется определить пилотные учреждения, на которых будут отрабатываться все положения Закона № 83-ФЗ.
Кредиторская задолженность
Большую тревогу у финансистов вызывает вопрос просроченной кредиторской задолженности. «Все мы знаем, что данная тема достаточно острая и находится на постоянном контроле и в Минфине России, и у руководителей субъектов, в частности у губернатора нашей области», — сказала Л. В. Королева. Принимая это во внимание, Комитет финансов Ленинградской области принял решение разработать специальный Порядок по учету кредиторской и дебиторской задолженности, по мониторингу задолженности (по заработной плате, расчетам с поставщиками), в ходе которого будут выявляться причины кредиторской задолженности и анализироваться меры, принимаемые в целях погашения задолженности.В продолжение обсуждения темы кредиторской задолженности Р. М. Бухмичева указала на следующую проблему. В Законе № 83-ФЗ предусмотрена персональная ответственность руководителя учреждения за допущение кредиторской задолженности. К нему могут быть применены меры административной ответственности вплоть до увольнения. И если смоделировать ситуацию, при которой руководителя учреждения увольняют за долги по зарплате, поставщикам и т. д., то возникает вопрос: а из каких средств вновь назначенный руководитель учреждения должен погашать задолженность? Какие-либо механизмы для данного случая Закон № 83-ФЗ не предусматривает. Следовательно, эта ситуация порождает дополнительные риски для бюджетов субъектов. И еще один вопрос, который непосредственно касается обеспечения сбалансированной деятельности учреждений, это отсутствие высококвалифицированных специалистов финансового менеджмента, способных подготовить план финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим напрашивается вывод, что успешную реализацию данного закона может обеспечить не только своевременная подготовка качественной нормативно-правовой базы, но и качественная подготовка кадров, и в первую очередь руководящего состава.
Участники заседания благодарят администрацию Череповецкого муниципального района за радушный прием и отличную организацию мероприятия.