Бюджет
2010 год был годом посткризисным, а по некоторым параметрам — вполне кризисным. Нам предстояло преодолеть последствия кризиса во многих отраслях экономики, поэтому и в план социально-экономического развития, и в бюджет области был заложен консервативный сценарий развития. Забегая вперед, скажу, что действия по поддержке экономики в нашем регионе привели к ощутимым положительным результатам. Нам удалось точно спрогнозировать, учесть все риски, внешние факторы и добиться более высоких результатов в развитии экономики, исполнении бюджета, чем было заложено в базовых документах. Все плановые значения по доходам областного и консолидированного бюджета в отчетном году были выполнены. Доходы областного бюджета в 2010 году составили 76,4 млрд руб., расходы — 77,2 млрд руб. Бюджет области в прошлом году обеспечил стабильное выполнение всех взятых обязательств, прежде всего социальных. Без сбоев осуществлялось финансирование заработной платы, мер социальной поддержки.
Приоритетными расходами были дотации и субвенции местным бюджетам. При этом мы понимаем, что необходимо совершенствовать межбюджетные отношения, повышать долю собственных доходов муниципальных образований, уменьшать дотационность их бюджетов, избавляться от иждивенчества, которое иногда порождает гарантированная дотация из областного бюджета. Это сложный процесс, но мы вместе с муниципальными образованиями региона приступили к нему в наступившем году.
Структура областного бюджета на 2011 год социально ориентирована: на образование идет 25,5 % средств, на социальную политику — 21,2 %, на здравоохранение — 14,4 %, а все остальное — на содержание существующей бюджетной сети и реновацию основных фондов. Сегодня, к сожалению, нельзя говорить о бюджете развития: у нас его нет, да и не было. Бюджет развития — это когда обновляются основные фонды, повышается их стоимость, а стоимость наших основных фондов в настоящий момент не просто не повышается, она падает. Да, появляются некоторые новые объекты, но это единичные примеры. Вот почему правительство Новосибирской области и я как губернатор каждый раз ставим себе задачу серьезно, не популистски обсуждать бюджет, его структуру. И такой настрой приносит положительные результаты. Оптимизм внушает и тот факт, что согласно макроэкономическим прогнозам 2011 год будет более благоприятным, чем 2010. По моему мнению, это позволит нам перейти к программно-целевому методу формирования бюджета, к финансированию под конкретную задачу, под конкретный целевой показатель.
Люди — в приоритете
Одна из важнейших наших задач — поддержка социально незащищенных жителей региона. В 2010 году на эти цели из бюджета области было направлено более 13 млрд руб. Но доля жителей области, доходы которых ниже прожиточного минимума, остается значительной. В 2011 году приоритетными направлениями для нас станут создание новых рабочих мест и содействие самозанятости, особенно в сельской местности. Будет продолжена работа над решением проблемы выплаты заработной платы «в конвертах». Совершенствование мер поддержки нуждающихся граждан за счет повышения адресности этой помощи — также в числе основных.
В кризисный период для стимулирования деловой активности важно было поддержать предпринимательскую инициативу, усилить государственную поддержку развития малого и среднего бизнеса. Для реализации этого направления были привлечены очень серьезные средства: 360 млн руб. из федерального бюджета и 226 млн руб. из областного бюджета были направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Такие беспрецедентные по объему средства были израсходованы на поддержку предпринимательства в регионе впервые. Направления работы, принятые в прошлом году, будут продолжаться и в текущем.
Производство
Промышленность — это один из базовых секторов экономики Новосибирской области, обеспечивающий 24 % ВРП. Годовой прирост в этом секторе составил 8,2 %. Объемы производства увеличились у большинства предприятий. Однако дефицит дешевых финансовых ресурсов не позволил решить одну из главных задач, стоящих перед нашей промышленностью: обновление основных фондов и их модернизацию. На решение этой задачи мы, безусловно, направляли средства, принимали ряд решений по стимулированию обновления производства. Но ресурсами одного бюджета невозможно модернизировать все промышленные предприятия Новосибирской области из-за масштаба основных фондов, которыми располагают предприятия. Кроме того, эти предприятия имеют разные формы собственности: среди них и частные, и федеральные, и региональные.
Агропромышленный комплекс обеспечивает 14 % ВРП Новосибирской области. Поддержка этого сектора — одно из стратегических направлений деятельности органов власти не только в нашем регионе, но и во всем мире. В 2010 году в аграрно-промышленный сектор из областного бюджета направлено 1,4 млрд руб., из федерального бюджета — 1,2 млрд руб. В АПК реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Так, в 2011 году завершена первая очередь инвестиционного проекта по созданию тепличного комплекса в Новосибирском районе. Продолжаются работы по проекту развития Кудряшовского свинокомплекса, крупных животноводческих комплексов в Маслянинском, Кочковском и Тогучинском районах. Одним из основных инструментов поддержки инвесторов стало привлечение льготных краткосрочных и долгосрочных кредитов. Также отмечу, что в 2011 году мы начинаем системно решать проблему благоустройства сельских населенных пунктов. В нашем регионе она стоит очень остро.
В заключение хочу подчеркнуть, что каждый год имеет свои особенности и 2011 не станет исключением. Наша задача — организовать работу таким образом, чтобы сделать качественный рывок в развитии экономики, социальной сферы, инвестиционной привлекательности региона. Сегодня мы работаем с учетом перспективы и ставим задачу, чтобы каждый год был заметно лучше предыдущего, чтобы жизнь в регионе становилась комфортнее для всех жителей.
Справка «Бюджета»
Василий Алексеевич ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области.
Родился 26 сентября 1960 г. в городе Карасук Новосибирской области. Окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта по специальности «электрический привод и автоматизация промышленных установок», инженер-электрик.
В 2000 году прошел профессиональную переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Кандидат технических наук.
1977–1982 гг. — студент Новосибирского института инженеров водного транспорта.
В 1981 г. — старший техник русловой изыскательской партии № 12 Новосибирского технического участка Обского бассейнового управления пути.
В 1982 г. — линейный электромеханик ППУ Салехардского речного порта.
1982–2004 гг. — прошел путь от мастера по электрооборудованию до генерального директора Новосибирского ПО «Сибсельмаш».
В январе 2004 г. назначен на должность заместителя главы администрации области, руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области.
В феврале 2005 г. назначен первым заместителем губернатора Новосибирской области.
22 сентября 2010 года наделен полномочиями губернатора Новосибирской области.