Анатолий Иванович МИШНЕВ, председатель Смоленской областной думы
Меры, принятые в 2009–2010 годах для поддержки реального сектора экономики, в том числе предоставление налоговых льгот по снижению налоговых ставок для налогоплательщиков, выбравших упрощенную систему налогообложения (с 15 % до 5 %), реструктуризация задолженности организаций по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, дали свои первые положительные результаты. Доходы бюджета в 2010 году выросли на 5,15 млрд руб. (31,6 %) и достигли 21,4 млрд руб. Безусловно, немалую роль в увеличении доходной части бюджета сыграли безвозмездные поступления из федерального бюджета, объем которых составил 8,2 млрд руб.
Вместе с тем на 7,2 млрд руб. выросли и расходы, составив 25,7 млрд руб. Дополнительные средства в сумме порядка 400 млн руб. были направлены на реализацию мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области», рассчитанной на 2009–2012 годы; более 1 млрд руб. — на социальную сферу, 250 млн руб. — на здравоохранение (обеспечение льготными лекарственными средствами и приобретение медицинского оборудования).
Законотворческая деятельность
В 2010 году был принят ряд областных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона и эффективности использования областного государственного имущества. К примеру, изменения, которые были внесены в ст. 3 областного закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности», установили полномочие администрации Смоленской области по принятию решений об использовании на платной основе участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Изменения, внесенные в областной закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области», предусматривают возможность внесения имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ.
Внесены изменения в Закон «О налоговых льготах на 2010 год», предусматривающие расширение перечня крупных предприятий, имеющих льготы по налогу на имущество организаций. Закон «О налоговых льготах на 2011 год» был принят в соответствии с областным Законом от 3 июня 2004 г. № 23-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области» и Решением Межведомственной комиссии при администрации Смоленской области по налоговой политике, установившей категории налогоплательщиков, которым в 2011 году необходимо предоставить льготы по уплате налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций. Категория налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога, дополнена автономными и казенными учреждениями. Следует отметить, что в 2011 году под налоговые льготы подпадает более двух тыс. налогоплательщиков. Потери консолидированного бюджета Смоленской области от предоставления в 2011 году налоговых льгот составят 921,2 млн руб., в том числе:
- по налогу на имущество организаций — 909 млн руб.;
- по транспортному налогу — 12,1 млн руб.;
- по налогу на прибыль организаций — 75 тыс. руб.
В рамках работы по антикризисной поддержке реального сектора экономики принят закон «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области». Он установил льготную выкупную цену в размере 0,15 % кадастровой стоимости на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью (до вступления в силу этого закона цена составляла 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка).
Депутаты Смоленской областной думы провели большую работу по подготовке и принятию законов, направленных на развитие инфраструктуры региона. Так, были приняты законы «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности» и «О туристской деятельности на территории Смоленской области», которые определили полномочия органов государственной власти в сфере государственного регулирования торговой деятельности и в сфере туризма. Заботясь об инвестиционной привлекательности Смоленской области, депутаты сформировали законодательную базу, направленную на улучшение инвестиционного климата в регионе. В частности, были приняты законы о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области, о налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, о государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности и др.
Большая часть законотворческой деятельности была посвящена реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Так, было определено, что формой финансового обеспечения деятельности областных бюджетных учреждений в переходный период (до 1 января 2012 года) будет бюджетная смета. Был утвержден порядок использования доходов бюджетных и казенных учреждений от сдачи в аренду государственного имущества, согласно которому казенные учреждения не распоряжаются этими средствами и они зачисляются в доход областного бюджета. Бюджетным же учреждениям предоставлено право расходовать данные средства на обеспечение своей деятельности.
Сельское хозяйство занимает в экономике Смоленской области особое место. В валовом региональном продукте его доля доходит до 11 %. Поэтому поддержка сельского хозяйства всегда была одним из приоритетных направлений деятельности Смоленской областной думы. В течение 2010 года были внесены изменения в реализацию программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области». Финансирование данной программы составило более 1,5 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 555 тыс. руб., областного — 1 млн руб. В 2010 году в рамках программы средства направлялись на авансирование субсидий, предназначенных для закупки молока и дизельного топлива, возмещение расходов на приобретение техники и запасных частей, на погашение процентов по кредитам и основного кредитного долга, на проведение сева озимых и т. д. Выделялись средства на газификацию, водоснабжение в сельской местности, строительство жилья для специалистов и молодых семей. Пособие на приобретение жилья в сельской местности получили 79 семей (из них 54 — молодые семьи).
Модернизация здравоохранения
Не менее важным направлением в деятельности областных парламентариев стала подготовка и проведение реформы системы здравоохранения. Суть ее не только в обновлении оборудования, реструктуризации коечных мест, информатизации, но, главное, в построении полноценной вертикали управления и областном финансировании. Надо признать, что местные бюджеты не всегда справляются с такой финансовой нагрузкой: неэффективно используются койки и медицинское оборудование, нет единой системы здравоохранения, поскольку больницы и поликлиники в основном муниципальные.
Основные задачи Программы модернизации здравоохранения Смоленской области (целью которой является улучшение демографической ситуации на территории региона путем повышения качества и доступности медицинской помощи населению) следующие: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств бюджета Смоленской области и бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Для повышения доступности и качества предоставляемой медицинской помощи с 2011 года на территории региона планируется организовать межмуниципальные центры, которые возьмут на себя обеспечение населения близлежащих районов специализированной медицинской помощью. Работа новой модели организуется в качестве консультативно-диагностического и лечебного многопрофильного учреждения, объединяющего в своем составе поликлинику и стационар. Развитие сети межмуниципальных центров будет способствовать расширению объема специализированной медицинской помощи, предоставляемой сельским жителям.
Оптимизация больничной сети, происходящая на фоне снижения численности населения области, перевод медицинских работников на новую систему оплаты труда повлияют на рост показателей обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом. В период с 2011 по 2013 год прогнозируется рост обеспеченности врачами с 60,4 до 60,9 человека на 10 тыс. населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится со 108,9 до 111 человек на 10 тыс. населения. Улучшение материально-технической базы областных государственных учреждений сферы здравоохранения будет осуществлено в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Обеспечение устойчивого функционирования зданий и сооружений областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных медицинских учреждений», рассчитанной на 2009–2011 годы.
Расходы на обеспечение деятельности больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей значительно увеличиваются. И одним из первых шагов реализации реформы здравоохранения стал поиск дополнительных источников поступления средств в областной бюджет. Для решения этой задачи были внесены изменения в закон «О межбюджетных отношениях в Смоленской области», которые с 1 января 2011 года отменяют ранее установленное зачисление в бюджеты муниципальных районов и городских округов Смоленской области доходов от налога на имущество организаций по единому нормативу 20 % и транспортного налога по единому нормативу 100 %. Теперь эти средства будут поступать в областной бюджет.
Бюджет-2011
В то время как в администрации области обсуждали и подсчитывали основные экономические параметры на следующий финансовый год, депутаты областного парламента приводили в соответствие федеральному законодательству региональные законы в сфере бюджетного процесса. Были внесены изменения в Закон «О бюджетном процессе». В частности, изменения коснулись сроков внесения в думу проекта закона «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год. В соответствии с новыми положениями проект должен вноситься в думу до 1 ноября, а не 5 октября, как было ранее. Установление таких сроков (на месяц позже, чем по проекту закона о федеральном бюджете), позволит учесть при формировании областного бюджета средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В то же время сокращение сроков рассмотрения бюджета областной думой возложит дополнительную нагрузку на комитеты и структурные подразделения аппарата думы и здесь уже потребуется максимально активное взаимодействие органов исполнительной власти и депутатского корпуса в рамках так называемого нулевого чтения.
Бюджет Смоленской области на 2011 год остается социально ориентированным. И это не просто слова: более 70 % бюджетных средств будет направлено на финансирование социальной сферы (в 2010 году порядка 50 %). При этом доходная часть вырастет примерно на 22 %. Это произойдет в основном за счет увеличения налоговой составляющей. Что касается расходной части бюджета, то она соответственно также вырастет. Расходы практически на все социальные программы станут больше, в том числе будет увеличена заработная плата бюджетникам. Хочется отметить, что мы запланировали не просто сохранить финансирование всех публично-нормативных обязательств, но и увеличить размеры выплат льготным категориям граждан, размеры жилищных субсидий, объемы поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности. С 2011 года в регионе реализуются обязательства по предоставлению льгот ветеранам труда Смоленской области и по предоставлению семьям областного материнского капитала, установленные законами «О звании “Ветеран труда Смоленской области”», и «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области». 13 тыс. семей, родивших второго и последующего детей, получили сертификат на областной материнский капитал, размер которого с учетом индексации на сегодняшний день составляет 132 тыс. руб. На выплату областного материнского капитала в бюджете на 2011 год дополнительно предусмотрено около 250 млн руб.
В 2011 году в области будет действовать 36 долгосрочных областных целевых программ, четыре из которых новые: программы по сохранению культурного наследия Смоленской области, по мобилизационной подготовке, по формированию электронного правительства и использованию космических достижений. Также большое внимание будет уделено реализации областной программы дорожных работ. На ее осуществление предусмотрено 900 млн руб. Около 500 млн руб. будет направлено на содержание дорог, а примерно 400 млн руб. — на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Что касается строительства объектов для государственных нужд, то здесь наблюдается положительная динамика. Если раньше в бюджете области закладывались средства только на капитальный ремонт и реконструкцию таких учреждений, то в текущем году будут выделены деньги на строительство школы и детского сада на 150 мест. Также продолжится строительство межпоселковых газопроводов высокого давления, лечебно-диагностического корпуса противотурбекулезного диспансера, областной детской клинической больницы на 120 мест, радиотерапевтического корпуса онкологического диспансера и т. д. Планируется начать возведение трех физкультурно-оздоровительных комплексов. Всего финансирование программы «Бюджетные инвестиции» в 2011 году увеличится более чем в 1,5 раза. Также ряд объектов будет построен в рамках подготовки празднования 1150-летия основания Смоленска.