— С момента издания небезызвестного Указа Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности экономики» и принятия закона об энергосбережении прошло уже некоторое время. Владеет ли Министерство экономического развития детальной информацией о том, что происходит в этой сфере? Можно уже говорить о каких-то успехах?
— У нас есть оперативная информация, позволяющая оценить тенденции в этой области. А вот, например, сказать с точностью до счетчика, сколько приборов учета установлено, мы сегодня не можем. Статистическая отчетность была введена только в 2010 году, следовательно, точные данные будут по итогам 2010 года, то есть не раньше, чем в марте-апреле 2011 года. Как только они появятся, можно будет давать оценки достигнутым результатам.
Что касается успехов. Во-первых, создана подзаконная нормативная база. Следует понимать, что закон об энергосбережении был принят в конце 2009 года и 2010-й ушел на то, чтобы разработать необходимую базу подзаконных актов. Сам закон предусматривает принятие более 30 подзаконных актов, без которых ряд его положений на практике работать не может. К настоящему моменту почти все эти акты уже разработаны, что позволяет начать реализацию намеченного в текущем году. Отмечу, что, например, в европейских странах, являющихся лидерами в области энергосбережения, нормативно-правовая база разрабатывалась не год и не два. От начала работы в этом направлении и до момента формирования нормативно-правовой базы там проходило в среднем по пять-семь лет.
Во-вторых, сейчас быстрыми темпами развивается рынок энергоаудита. Напомню, что право проведения энергоаудита имеют только те энергоаудиторы, которые входят в состав специальных саморегулируемых организаций. При этом такие саморегулируемые организации должны быть включены в реестр Минэнерго России, который должен быть в открытом доступе на его официальном сайте. Так вот, согласно этому реестру в стране уже более полутора тысячи энергоаудиторов, и это серьезный результат.
В-третьих, субъектам Российской Федерации и организациям с государственным или муниципальным участием было предписано принять к определенному сроку программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это требование было выполнено, хотя, учитывая сжатые сроки их подготовки, определенные вопросы к содержанию и качеству соответствующих документов у нас есть.
Наконец, в-четвертых, Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», где запланировано выделение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. В частности, с начала 2011-го и до конца 2013 года запланированные расходы федерального бюджета составляют около 21 млрд руб. прямых расходов (ежегодно 7 млрд руб.) и около 30 млрд руб. в виде государственных гарантий (ежегодно по 10 млрд руб.).
Так что за 2010 год проделан достаточно большой объем работы, который в ближайшие несколько лет должен обеспечить ощутимый результат.
— Законом «Об энергосбережении» для бюджетных учреждений предусмотрена возможность заключения энергосервисных контрактов. Какие надежды возлагаются на данный механизм?
— Энергосервисный контракт — это маленькая революция в бюджетном законодательстве. Ранее бюджетные учреждения могли заключать контракт только на период доведения до них лимитов бюджетных обязательств. Лимиты доводятся на год, поэтому и контракты могли заключаться на срок, больший чем год, только в исключительных случаях, например, по стройкам, ведущимся в рамках федеральных целевых программ. А энергосервисный контракт можно заключать на срок более года вне зависимости от доведенных лимитов. И это очень серьезный шаг со стороны законодателя. Он необходим для того, чтобы обеспечить возврат денег инвестору — компании, с которой будет заключаться такой контракт. Ведь один год — это не срок для окупаемости проектов в области энергосбережения. А вот трех лет уже вполне достаточно. Кстати, многие бюджетники до сих пор не знают, что это ограничение на энергосервисные контракты не распространяется. Приходится указывать им на пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
— А те, кто информирован, пользуются этой возможностью?
— До сентября 2010 года учреждения не могли заключать энергосервисные контракты, хотя такая возможность была предусмотрена в законе. Это было связано с тем, что постановление правительства, регулирующее содержание энергосервисного контракта, вышло в августе, а вступило в силу в сентябре. Поэтому сказать сейчас о том, как работает эта норма, нельзя. Все свои контракты — а здесь к тому же речь идет о контракте на несколько лет — бюджетные учреждения заключают в начале года. Разумеется, в октябре-ноябре 2010 года этого делать никто не стал: не было смысла. Основная масса соответствующих конкурсов будет объявляться в марте-апреле. Только после этого мы сможем анализировать практику применения норм об энергосервисных контрактах.
Действительно, мы возлагаем на этот механизм большие надежды. Он будет развиваться, потому что выгоден как энергосервисным компаниям, которые могут на этом заработать, так и бюджетным учреждениям, которые могут оставить экономию себе. Кстати, существует письмо Минфина России от 30 декабря 2010 г. №02-03-06/5448, которое разъясняет нюансы использования государственными и муниципальными учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению. Среди прочего там говорится, что в случае достижения экономии средств они могут быть направлены в том числе на увеличение заработной платы сотрудников. Поэтому я уверен, что энергосервисных контрактов будет заключено много, причем они будут заключаться целыми наборами. Не в отношении одной-двух школ (что инвестору неинтересно), а, к примеру, сразу по всем школам того или иного муниципального образования.
Все, что зависело от нас на нормативном уровне, мы сделали. Более того, сейчас уже разработаны и размещены в открытом доступе на официальном сайте министерства в качестве методической помощи для бюджетников примерная конкурсная документация и примерный энергосервисный контракт для бюджетных учреждений. Подчеркну, что эти документы будут носить рекомендательный характер. Но в них есть острая необходимость. Многие, начав готовить документы самостоятельно, останавливаются на полпути, столкнувшись с трудными для понимания формулами. Это действительно очень сложно. Вместе с тем всем бюджетникам следует помнить о существовании постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (лота) на энергосервис». В нем жестко зафиксировано, что именно должно содержаться в таком контракте.
— Эксперты отмечают, что активность на рынке энергосервиса проявляют пока в основном энергосбытовые компании. Что касается специализированных фирм, которые предлагали бы полноценный набор услуг по управлению зданием, то их пока мало. К тому же говорят, что, возможно, им не очень интересно работать с бюджетниками. Так ли это?
— Вы правы, действительно, количество энергосервисных компаний пока слишком мало для удовлетворения потребностей Российской Федерации. Однако те компании, с которыми мне довелось общаться, выражали заинтересованность в работе с бюджетными учреждениями. Об этом интересе свидетельствует и наш собственный опыт: когда мы решили провести экспресс-энергоаудит здания Минэкономразвития России, чтобы примерно оценить возможности энергосервиса, те компании, которые были согласны провести такое обследование, одновременно предложили услуги энергосервиса. Уверен, что теперь, после того как вся нормативная база создана, подобные фирмы тщательно изучают рынок в поисках лакомых кусков. Первоначально «сливки» будут снимать именно они — те компании, что на данный момент уже работают. Их действительно мало, и пока большая их часть сосредоточена в европейской части Российской Федерации.
Если говорить о развитии этого рынка, то, по моему мнению, оно пойдет через развитие практики энергоаудитов. Энергоаудиторские фирмы активно создаются во многих регионах. После того как они проведут аудит тех или иных объектов и оценят эффект от возможной экономии, следующий логичный шаг в развитии их бизнеса — участие в конкурсе на энергосервисное обслуживание данных объектов. В идеале это должен быть именно энергосервис с эксплуатацией. Такой вариант гораздо более выгоден для самих компаний, к тому же потребление энергоресурсов сильно зависит от эксплуатации здания.
— Речь идет о первой волне обязательного для бюджетных учреждений энергоаудита, которая стартует в ближайшее время. Вы полагаете, что специально под нее будут создаваться фирмы, которые затем станут специализироваться на энергосервисе?
— Таких фирм уже много. Как я уже сказал, всего по стране уже более тысячи энергоаудиторов, и это только те, которые вошли в специально созданные саморегулируемые организации. Можно предположить, что на самом деле в ближайшее время их станет в два-три раза больше. На чем им зарабатывать после того, как бюджетные учреждения пройдут обязательный энергоаудит? Остается энергосервис. Кстати, мы выясняли, сколько может стоить энергоаудит среднестатистической школы. Обычно это не больше 150 тысяч рублей.
Итак, энергоаудиторским фирмам вряд ли целесообразно ждать еще пять лет, когда начнется следующая волна аудита. Поэтому, повторюсь, логичный шаг для развития их бизнеса — предложение энергосервисных услуг. Пока большая проблема этого рынка заключается в кредитовании. Недавно принятая госпрограмма как раз и поможет стимулировать кредитование за счет гарантий, которые Российская Федерация будет предоставлять под обязательства этих компаний. Есть тут и другие проблемы. Например, существует риск того, что бюджетному учреждению не дадут денег на оплату энергосервисного контракта. Но подобные риски всегда присутствуют в бизнесе. Ведь можно заключить энергосервисный контракт с частной компанией, которая через год обанкротится. В этом смысле бюджетники более надежные партнеры, так как за них отвечает государство, либо муниципалитет.
— Госпрограмма предусматривает значительное финансирование мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Но при этом основную долю этого финансирования — более 8 трлн руб. — должны обеспечить внебюджетные источники. Откуда возьмутся эти деньги?
— Эффект от повышения энергетической эффективности могут давать самые разные мероприятия: от ремонта жилых помещений до модернизации предприятий. Вычленить его иногда достаточно сложно. Мы постарались сделать это в госпрограмме, учесть эффект от всей массы таких мероприятий. Банальная замена стеклопакетов в конкретной квартире производится в первую очередь по соображениям комфорта, а не энергосбережения. Но при этом она дает и интересующий нас эффект. Так же обстоит дело с модернизацией, техническим перевооружением предприятий. Все эти мероприятия и затраты на них в соответствующих пропорциях мы постарались учесть. В том числе и энергосервис — самостоятельный вид бизнеса, на который мы делаем большую ставку и который сам по себе дает полезный для экономики эффект: деньги не уходят из реального сектора, как это происходит, например, при росте тарифов ЖКХ. Энергосервисная фирма экономит средства и забирает себе часть этой экономии. Вот в чем преимущество энергосервиса.
Что касается средств федерального бюджета, то госпрограмма предусматривает их направление в основном на субсидии регионам по софинансированию их программ — около 5 млрд руб. ежегодно. Ключевые критерии отбора изложены в государственной программе, так что субъекты Российской Федерации уже могут начинать готовиться к подаче заявок. Объем денежных средств ограничен, поэтому будут отобраны десять-двадцать лучших регионов.
— Предполагается что-то менять в системе закупок для государственных или муниципальных нужд? Возможно, в законе о госзакупках необходимо предусмотреть специальный критерий, чтобы предпочтение отдавалось не только самым дешевым, но и наиболее «энергоэффективным» товарам?
— Закон о госзакупках учитывает не только цену товара или услуги, он также устанавливает для них ряд критериев. Для этих критериев предусмотрены и весовые коэффициенты, позволяющие определить победителя конкурса. Можно ввести еще один, дополнительный критерий, связанный с энергосбережением, и мы думаем над этим, однако это не так просто.
Поэтому на первом этапе было принято решение пойти следующим путем: установить возможность для Минэкономразвития России своим приказом вводить прямые ограничения на закупку определенной категории товаров. Например, можно предусмотреть, что государственные и муниципальные закупки могут вестись только по товарам с классом энергоэффективности «А», а все, что ниже, покупать нельзя. Сейчас как раз готовятся два приказа, связанные с требованиями к товарам, по которым установлен класс энергетической эффективности. Эти классы энергетической эффективности своим приказом установил Минпромторг. Теперь Минэкономразвития России должно сказать, товары какого класса можно покупать. Сейчас этот вопрос прорабатывают эксперты. По всей видимости, сразу жесткие ограничения введены не будут, ведь нужно учитывать возможности рынка. Если товаров, допущенных к закупке, на рынке окажется недостаточно, чтобы удовлетворить довольно объемный спрос государственных и муниципальных заказчиков, цены начнут взвинчивать.