Политика№3 Март 2011 — 15 апреля 2011

Основные проблемы тарификации специализированных организаций

Версия для печати 8074 Материалы по теме

Красницкий
Петухов
Паршиков
К сожалению, работа над данной статьей совпала по времени с новой атакой террористов на объект транспортной инфраструктуры страны: 24 января текущего года произошел взрыв в здании аэропорта Домодедово. Это трагическое событие уже в который раз свидетельствует, что без четкой организации действий и хорошо скоординированной работы правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, субъектов транспортной инфраструктуры невозможно повысить уровень защищенности населения на транспорте.

Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России

Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ Росси

Геннадий Петрович ПАРШИКОВ, начальник отдела ФСТ России

В своих статьях мы затрагиваем лишь небольшую часть проблем, связанных с обеспечением безопасности на транспорте. Если две преды­дущие части статьи о проблемах, возникающих в связи с реализацией Федерального закона «О транспортной безопасности»1, нашли своего читателя, то сегодня мы расскажем о проблемах тех, кто непосредственно будет воплощать этот закон в жизнь и в полной мере ощутит всю бюрократическую тяжесть получения гордого звания «специализированной организации».

Аккредитация 

Что имеется в виду под словосочетанием «специализированные организации»? Согласно определению, данному в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», это «юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Под «компетентными органами» подразумеваются агентства Минтранса России (Росжелдор, Росавтодор, Росавиация и Росморречфлот), которые аккредитуют специализированные организации, каждый соответственно своему направлению — железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный морской/речной транспорт, дорожное хозяйство и относящаяся к ним инфраструктура. В случае если представляемые для аккредитации документы соответствуют требованиям Правил аккредитации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 289, то организация получает свидетельство об аккредитации установленного образца и приобретает статус специализированной организации. 

По нашему мнению, это довольно упрощенная процедура и потому хотелось бы еще раз подчеркнуть следующий момент. Закон «О транспортной безопасности» доверил оценить степень защищенности объектов транспортного комплекса коммерческим структурам. В таком случае, мы считаем, к данным организациям должны предъявляться повышенные требования в части подготовленности кадров, а за их деятельностью необходим жесткий контроль со стороны государства на различных уровнях. Между тем совсем не участвуют в реализации Закона «О транспортной безопасности» органы исполнительной власти субъектов РФ. Мы уже писали, что это наиболее слабое место Закона № 16-ФЗ: весь транспортный комплекс расположен на территориях субъектов РФ, а в контроле за его защищенностью участия они не принимают. По нашему глубокому убеждению, администрации российских регионов должны установить свой контроль за деятельностью специализированных организаций во взаимодействии с компетентными органами (агентствами Минтранса России).

Возможные проблемы 

Следующий этап — это процесс установления тарифов. Тут при обращении специализированных организаций в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для установления тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортного комплекса будут возникать общие проблемы, о которых хотелось бы рассказать подробнее.

Как показывает практика, большая часть специализированных организаций не только не имела дел с требованиями при регулировании деятельности, но даже не принимала участия в выполнении государственных контрактов. Поэтому, судя по поступающим вопросам, основные трудности состоят в следующем: как подготовить необходимые документы для установления тарифов; какова форма этих документов; как рассчитать тот или иной показатель и т. д.

Нет необходимости рассматривать каждый пункт приказа ФСТ России от 10 ноября 2010 г. № 534-а «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по тарифам по исполнению государственной функции по установлению тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее — Административный регламент ФСТ России), так как все необходимые нормативные акты размешены на официальном сайте ФСТ России (www.fstrf.ru). Остановимся лишь на принципиальных, с точки зрения установления тарифов, моментах.

ОКВЭД

Во-первых, федеральные органы исполнительной власти (Минтранс России, Минэкономразвития России, Росстандарт) должны юридически оформить новый вид экономической деятельности, то есть внести его в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) под определенным кодом. Принято решение, что этим кодом будет 74.60.1 «Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Такое решение было принято буквально на днях. Если обратится к части 1 статьи «Финансовые аспекты реализации Федерального закона “О транспортной безопасности”» (см. «Бюджет» № 12/2010), то можно увидеть, что код ОКВЭД изменился на один знак. Первоначально, в мае прошлого года, предполагалось присвоить код 74.60. 

Решение о присвоении кода 74.60.1 есть, но до внесения вида деятельности в ОКВЭД под этим кодом пройдет еще, к сожалению, достаточно много времени. Внесение обусловлено многочисленными процедурами, и федеральным органам исполнительной власти, прежде всего Минтрансу России, необходимо проявить оперативность при решении данного вопроса.

Как известно, включение вида деятельности в ОКВЭД требуется для регистрации организации в налоговом органе и для статистического наблюдения за ней. Однако есть и третья функция, которую выполняет код ОКВЭД. В настоящее время базовая ставка страховых взносов, исчисляемых от фонда оплаты труда, составляет 34 %. При этом Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» предполагает страхование отдельных категорий работников при условии, что этот вид деятельности (код ОКВЭД) включен в  данный закон. Поскольку решение о коде 74.60.1 принято недавно, то этой деятельности для страхования пока не существует. Опять же от Минтранса России зависит, будет данный вид страхования распространен на работников, занимающихся оценкой уязвимости, или нет.

Предположим, что соответствующий код ОКВЭД узаконили. После этого организации, желающие проводить оценку уязвимости, перед аккредитацией должны получить в налоговых органах новый код экономической деятельности по ОКВЭД —  74.60.1 и внести соответствующие изменения в Устав организации. Однако, как правило, руководство организации или фирма, по поручению руководства занимающаяся регистрацией изменений в уставе, считает, что оценку уязвимости можно отнести к разряду «…и других видах деятельности, разрешенных законодательством», то есть воспользоваться стандартной формулировкой, обычно используемой в тексте устава. Следует отметить, что государство просто «другие виды деятельности» не регулирует. Поэтому при получении кода ОКВЭД необходимо одновременно внести изменения в Устав организации.

Различная форма собственности 

Во-вторых, специализированные организации имеют различную форму собственности: государственную, муниципальную и частную, а также могут иметь разные организационно-правовые формы: государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП или МУП); открытые и закрытые акционерные общества (ОАО или ЗАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Эти образования регулируются разными федеральными законами, соответственно и требования к формированию уставного капитала будут различными.

Расчет минимального размера уставного капитала (см. табл. 1) привязан к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который составлял в целях формирования уставного капитала до 1 января 2001 года 84 руб., после 1 января 2001 года — 100 руб. (Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Исключение составляют общества с ограниченной ответственностью, так называемые ООО.

Таблица  1 Минимальный размер уставного капитала организаций

Организационно-правовая форма

min размер уставного фонда организации

Основание

регистрация до 1 января 2001 года

регистрация после 1 января 2001 года

ГУП

420 000 руб.

500 000 руб.

Федеральный закон от 144 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

МУП

84 000 руб.

100 000 руб.

ОАО

84 000 руб.

100 000 руб.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

ЗАО

8 400 руб.

10 000 руб.

ООО

10 000 руб.


Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Поскольку уставный капитал предприятия (общества) определяет минимальный размер имущества предприятия (общества), гарантирующего интересы его кредиторов, то осуществление деятельности предприятия (общества) с размером уставного капитала, не соответствующего требованиям законодательства, не представляется возможным и не подлежит государственному регулированию. Этот вопрос также надо отрегулировать еще на стадии аккредитации. Для справки: размер уставного фонда (капитала) отражен в бухгалтерском балансе (Пассив баланса, раздел III «Капитал и резервы», код строки 410 «Уставный капитал»). 

В случаях если при рассмотрении документов аккредитованных специализированных организаций, будут выявлены эти недостатки, то в соответствии с Административным регламентом ФСТ России по исполнению государственной функции по установлению тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств некачественно составленные документы возвращаются заявителям.

Приказ «Об учетной политике»

Отдельно хотелось бы остановиться на приказе специализированной организации «Об учетной политике». Как мы уже говорили в части II статьи «Финансовые аспекты реализации Федерального закона “О транспортной безопасности”», в соответствии с приказом ФСТ России от 4 октября 2010 г. № 477-а «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» расчет тарифов осуществляется на основе обязательного раздельного учета доходов и расходов от оказания услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и от прочих видов деятельности. И это принципиальный момент, ведь государство берет на себя функции регулятора (в рамках Закона «О транспортной безопасности») только по проведению оценки уязвимости, все остальные виды экономической деятельности организации регулирует свободный рынок товаров и услуг. 

Методы ведения раздельного учета доходов и расходов от проведения оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральными органами исполнительной власти нормативно не установлены. Поэтому организации определяют их самостоятельно и закрепляют в своем приказе об учетной политике. В общем виде система раздельного учета подразумевает, что бухгалтер в каждом составленном им первичном документе описывает хозяйственную операцию таким образом, чтобы ее можно было отнести к определенному виду деятельности, и к каждому счету бухгалтерского учета, где это необходимо, открывает субсчета, где учитывает операции по видам деятельности.

Вместе с тем у любого предприятия, занимающегося разными видами деятельности, есть расходы, которые нельзя однозначно отнести к одному виду деятельности. Возьмем, например, работу бухгалтера как представителя административно-управленческого аппарата организации. Его зарплату нельзя напрямую включить в расходы конкретного вида деятельности. Такие «общие» расходы носят характер косвенных расходов и должны переносится на затраты по производству товаров (работ, услуг) методом (способом), определенным организацией и закрепленным в приказе об учетной политике. В нашем случае в качестве базового элемента взят фонд оплаты труда специалиста, непосредственно занимающегося проведением оценки уязвимости и уже от этого фонда оплаты рассчитываются материальные, косвенные и прочие расходы. Порядок (метод, способ) распределения расходов между всеми этими элементами определяет руководитель организации. 

Будем считать, что со всем вышеописанным специализированная организация справилась. Документы рассмотрены, и тариф установлен. Что дальше? Как начать работу с заказчиком? Начало любой работы — договор. В соответствии с Законом «О транспортной безопасности» (ст. 5 п. 2) специализированные организации, аккредитованные агентствами, будут проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основе публичного договора по тарифам, установленным ФСТ России.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 426): «Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей».

Поскольку Типовой публичный договор на услугу по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Минтранс России не разработал и не утвердил, то данный договор будет составляться в произвольной форме, которая предполагает многообразие. Это усложнит взаимоотношения между специализированными организациями и заказчиками при определении стоимости услуги по договору. 

В целях типизации документов и облегчения расчета стоимости договоров на проведение услуги ФСТ России предлагает рассчитывать стоимость договора на проведение услуги по оценке уязвимости объектов транспортного комплекса по единой форме, которая должна быть неотъемлемой частью договора. Расчет стоимости договора на услугу по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств представлен в таблице 2. 

Таблица 2. РАСЧЕТ стоимости договора на услугу по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств 

п/п


Наименование работ





Единица измерения





Норма времени на единицу измерения,

в минутах*


Фактический объем работ,

в единицах измерения

Стоимость работ,

в руб.



(гр. 4 х гр. 5 х Тцс : 60)*


1

2

3

4

5

6






































ИТОГО

-

-

-


ФСТ России, являясь государственным регулятором в области установления тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разместила на своем официальном сайте www.fstrf.ru в разделе «Транспортная безопасность» наиболее актуальную на сегодняшний день информацию, регламентирующую установление тарифов, нормативно-правовую базу, информационные письма с разъяснениями в указанной области государственного регулирования.

В следующем номере мы более подробно разберем расчеты, выполняемые специализированными организациями и необходимые для установления тарифа, с учетом наиболее часто допускаемых ошибок.  

Поделиться