В марте 2007 г. Правительством РФ была рассмотрена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Незадолго до этого в Москве прошла Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России», где чиновники и эксперты могли предложить свои поправки к готовящемуся документу.
Согласно справке, представленной Минрегионразвития России участникам конференции, за последние 10 лет в социально-экономическом развитии регионов произошла резкая поляризация: 12 лидирующих субъектов увеличили долю ВРП с 40 до 54% и более, при этом есть территории, которые дотируются федеральным бюджетом более чем на 80% от их общего бюджета. Величина таких дотаций сравнима с бюджетом некоторых субъектов РФ или даже превышает его.
Наша страна катастрофически отстает в плане регионального развития. Сейчас инфраструктурная связанность территории России в десятки раз меньше, чем даже в 1960–1980 гг. За годы реформ не появилось ни одного нового центра экономического и культурного развития, а те города-миллионники, которые играли подобную роль, начинают терять свои позиции. Например, Воронеж практически перестал быть центром центрально-черноземной зоны, а Ростов-на-Дону постепенно утрачивает эту функцию по отношению к югу России.
Во всем мире региональной политике уделяется особое внимание. В качестве иллюстрации можно привести такой агрегированный показатель, как производительность единицы территории, то есть объем ВРП на 1 кв. км: величина этого показателя для Сибири и Дальнего Востока в 20 раз меньше среднемирового уровня и в 480 раз меньше уровня ближайшего соседа, Японии.
В 2006 г. проявился ряд диспропорций, требующих принятия серьезных государственных мер по их ликвидации. Во-первых, при обнадеживающей экономической динамике страна пока не вышла из демографического кризиса. Во-вторых, развитие отечественной экономики в 2006 г. привело к росту потребления при сохранении низкой конкурентоспособности российской продукции и росте импорта. Исправить ситуацию можно только посредством перевода отечественной промышленности на инновационные рельсы, и здесь без государственного вмешательства не обойтись.
Цифры, согласитесь, грустные. Анализ экономических показателей свидетельствует о том, что поляризация в развитии субъектов России будет увеличиваться и дальше, если не принять решительных мер. Даже проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации социально-экономического развития регионов.
Именно поэтому для обсуждения проблемы за круглым столом собрались представители Минрегионразвития России, Совета Федерации РФ, специалисты консалтинговой группы «РОЭЛ Консалтинг» и фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», руководители администраций субъектов РФ, лидеры стратегического планирования, а также ведущие ученые и эксперты.
В рамках подготовки конференции были проведены круглые столы, в том числе «Межрегиональное взаимодействие как эффективная технология ускорения сбалансированного развития территорий», «Формирование агломераций – современные проекты пространственного развития», «Эффективная промышленная политика – основной элемент регионального развития», «Территориальное планирование как механизм регионального развития» и др.
Итоги мероприятия были подведены на заключительном заседании. Были обобщены разработки ведущих специалистов в области политики регионального развития России, которые, возможно, позволят принять согласованные решения по рациональному распределению основных инвестиционных проектов по стране, обеспечить эффективное использование ресурсов, расположенных в разных частях государства, снизить дифференциацию уровня жизни в регионах, скоординировать и направить развитие инфраструктур хозяйствования и жизнедеятельности, повысить доступность ресурсов, а также сохранить природное и культурное наследие.
В заключение министр регионального развития РФ Владимир Яковлев отметил, что сегодня Правительство РФ выбрало тактику создания и поддержки «точек роста» и активно занимается региональным развитием по принципу многополярности. И хотя пока нет соответствующих институциональных форм и нормальной законодательной базы, темп работ растет. Сегодня невозможно принять стратегию социально-экономического развития регионов, не согласовав ее с регионами, не учитывая мнение ведущих экспертов и бизнесменов, вовлеченных в этот процесс, всех заинтересованных групп общественности. Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России» позволила представить все точки зрения. Однако ни политика выравнивания, которая представляет собой распределение средств по принципу «всем понемногу», ни ставка на создание крупных транснациональных компаний, чаще всего сырьевых, не приведут к устойчивому развитию территорий за короткий срок. На это могут потребоваться десятилетия. А потому для участников конференции было важно сделать практические выводы и обсудить политические шаги, которые способны активизировать региональное развитие.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2007
Согласно справке, представленной Минрегионразвития России участникам конференции, за последние 10 лет в социально-экономическом развитии регионов произошла резкая поляризация: 12 лидирующих субъектов увеличили долю ВРП с 40 до 54% и более, при этом есть территории, которые дотируются федеральным бюджетом более чем на 80% от их общего бюджета. Величина таких дотаций сравнима с бюджетом некоторых субъектов РФ или даже превышает его.
Наша страна катастрофически отстает в плане регионального развития. Сейчас инфраструктурная связанность территории России в десятки раз меньше, чем даже в 1960–1980 гг. За годы реформ не появилось ни одного нового центра экономического и культурного развития, а те города-миллионники, которые играли подобную роль, начинают терять свои позиции. Например, Воронеж практически перестал быть центром центрально-черноземной зоны, а Ростов-на-Дону постепенно утрачивает эту функцию по отношению к югу России.
Во всем мире региональной политике уделяется особое внимание. В качестве иллюстрации можно привести такой агрегированный показатель, как производительность единицы территории, то есть объем ВРП на 1 кв. км: величина этого показателя для Сибири и Дальнего Востока в 20 раз меньше среднемирового уровня и в 480 раз меньше уровня ближайшего соседа, Японии.
В 2006 г. проявился ряд диспропорций, требующих принятия серьезных государственных мер по их ликвидации. Во-первых, при обнадеживающей экономической динамике страна пока не вышла из демографического кризиса. Во-вторых, развитие отечественной экономики в 2006 г. привело к росту потребления при сохранении низкой конкурентоспособности российской продукции и росте импорта. Исправить ситуацию можно только посредством перевода отечественной промышленности на инновационные рельсы, и здесь без государственного вмешательства не обойтись.
Цифры, согласитесь, грустные. Анализ экономических показателей свидетельствует о том, что поляризация в развитии субъектов России будет увеличиваться и дальше, если не принять решительных мер. Даже проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации социально-экономического развития регионов.
Именно поэтому для обсуждения проблемы за круглым столом собрались представители Минрегионразвития России, Совета Федерации РФ, специалисты консалтинговой группы «РОЭЛ Консалтинг» и фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», руководители администраций субъектов РФ, лидеры стратегического планирования, а также ведущие ученые и эксперты.
В рамках подготовки конференции были проведены круглые столы, в том числе «Межрегиональное взаимодействие как эффективная технология ускорения сбалансированного развития территорий», «Формирование агломераций – современные проекты пространственного развития», «Эффективная промышленная политика – основной элемент регионального развития», «Территориальное планирование как механизм регионального развития» и др.
Итоги мероприятия были подведены на заключительном заседании. Были обобщены разработки ведущих специалистов в области политики регионального развития России, которые, возможно, позволят принять согласованные решения по рациональному распределению основных инвестиционных проектов по стране, обеспечить эффективное использование ресурсов, расположенных в разных частях государства, снизить дифференциацию уровня жизни в регионах, скоординировать и направить развитие инфраструктур хозяйствования и жизнедеятельности, повысить доступность ресурсов, а также сохранить природное и культурное наследие.
В заключение министр регионального развития РФ Владимир Яковлев отметил, что сегодня Правительство РФ выбрало тактику создания и поддержки «точек роста» и активно занимается региональным развитием по принципу многополярности. И хотя пока нет соответствующих институциональных форм и нормальной законодательной базы, темп работ растет. Сегодня невозможно принять стратегию социально-экономического развития регионов, не согласовав ее с регионами, не учитывая мнение ведущих экспертов и бизнесменов, вовлеченных в этот процесс, всех заинтересованных групп общественности. Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России» позволила представить все точки зрения. Однако ни политика выравнивания, которая представляет собой распределение средств по принципу «всем понемногу», ни ставка на создание крупных транснациональных компаний, чаще всего сырьевых, не приведут к устойчивому развитию территорий за короткий срок. На это могут потребоваться десятилетия. А потому для участников конференции было важно сделать практические выводы и обсудить политические шаги, которые способны активизировать региональное развитие.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2007