Версия для печати 4509 Материалы по теме
В 2005 г. из федерального бюджета на нужды образования было выделено 155 млрд руб., в 2006 г. – 200 млрд. В 2007 г. расходы бюджета по разделу «Образование» вырастут почти на треть. Во сколько же обходится образование государству?

Сегодня образование – приоритетное направление для государства. Об этом свидетельствует тот факт, что для решения проблем в данной сфере был принят национальный проект, главная цель которого – поиск и поддержка лидеров системы образования. Средства, выделяемые в рамках проекта, безусловно, не позволят решить все проблемы отрасли, даже несмотря на то, что финансирование образования на федеральном уровне с 2000 г. увеличилось более чем в 10 раз. Важно найти настоящие «точки роста» и поддержать их на государственном уровне – создать стартовые площадки для скачка в развитии всей отрасли, что даст возможность повысить качество подготовки специалистов, сделать их конкурентоспособными, востребованными на рынке труда.
Для совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений нужно обеспечить такие условия, при которых отрасль будет не «проедать» средства, а вкладывать их в развитие, в будущее. Например, в ближайшее время 2 млрд руб. средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы будут направлены на строительство более 50 новых объектов образования, часть из которых – студенческие общежития. В прошлом году два общежития уже сданы в эксплуатацию, а 21 объект находился в стадии строительства. В 2007 г. запланированы строительные работы на 43 объектах (общежития и жилые дома для сотрудников высших учебных заведений).
Реализация национального проекта «Образование» заставляет по новому взглянуть и на систему финансирования образовательной отрасли. И здесь стратегическая задача – подтолкнуть субъекты к более активной поддержке происходящих в отрасли процессов, поскольку некоторые направления нацпроекта должны реализовываться на основе софинансирования. Например, если на поставку школьных автобусов для сельских школ в 2006 г. было направлено 1 млрд руб. из федерального бюджета, то субъекты выделили 1,3 млрд руб. На покупку учебного оборудования для школ в федеральном бюджете в 2007 г. предусмотрено 2,3 млрд руб., а субъекты должны добавить более 2 млрд руб.
Стоит отметить, что впервые благодаря нацпроекту на федеральном уровне оказывается господдержка именно учреждениям общего образования. Если взять объем средств, выделенных в 2006 г. на реализацию национального проекта «Образование», в целом (28,8 млрд руб.), то доля расходов на общее образование составила порядка 75%, хотя финансирование данного уровня образования не относится к полномочиям федерального бюджета.
В 2007 г. сфера реализации национального проекта «Образование» существенно расширится, в том числе за счет вовлечения образовательных учреждений других уровней: начального и среднего профессионального образования. Если в 2006 г. были созданы два федеральных университета, началась организация двух бизнес-школ, получили существенную государственную поддержку 17 инновационных вузов, то такое значимое звено в подготовке специалистов, как среднее и начальное профессиональное образование (техникумы, колледжи, профессиональные училища и лицеи), осталось в стороне. Поэтому Министерство образования и науки РФ совместно с Рособразованием разработало комплекс мер по поддержке в рамках национального проекта начиная с 2007 г. учреждений данных уровней образования, на что предусмотрены средства федерального бюджета в размере 1,8 млрд руб.
Также принято решение о включении в нацпроект поддержки субъектов РФ, регионов, которые реализуют комплексные проекты модернизации системы образования. Они будут определяться в текущем году на конкурсной основе.
Кроме того, в рамках близкого по своей сути к нацпроекту нового направления работы Рособразования, касающегося стабилизации демографической ситуации в России, предусмотрена государственная поддержка дошкольного образования. Речь идет прежде всего о выплате компенсаций родителям за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, на что уже в 2007 г. будет выделено 8 млрд руб.
Начиная с текущего года также будут реализовываться еще два формально не входящие в структуру нацпроекта направления деятельности Рособразования, связанные с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. Так, в рамках проекта «Государственная поддержка устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» предусматривается выделение субвенций регионам на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. А проектом «Обеспечение государственных гарантий опекунам (попечителям), приемным семьям и приемным родителям» предполагается выделение на условиях софинансирования субсидий субъектам РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (не менее 4 тыс. руб. в месяц на одного ребенка), а также на оплату труда приемных родителей (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц).
Безусловно, одна из первоочередных задач Рособразования – повышение зарплаты учителям. Прежде всего сказанное касается дополнительной поддержки классных руководителей. На сегодняшний день классный руководитель получает ежемесячную надбавку к зарплате в размере до 1 тыс. руб. Что это значит для учительства и всего педагогического сообщества? Вот только две цифры: по статистике, сегодня в России 1,5 млн учителей, из них более 800 тыс. человек выполняют функцию классного руководителя. Второе направление здесь – поддержка лучших учителей. В рамках национального проекта «Образование» ежегодно на конкурсной основе определяются 10 тыс. лучших преподавателей средней школы. И каждый из них получает президентский грант в размере 100 тыс. руб.
В целом ситуация с учительскими зарплатами по России неоднородна. Средняя зарплата педагога составляет всего 6 тыс. руб., но в некоторых регионах достигает 10–15 тыс. Президент РФ поставил задачу увеличить до 2008 г. зарплату работников бюджетной сферы в 1,5 раза в реальном выражении, а если без учета инфляции – примерно в два раза. В 2006 г. оплата труда учителей индексировалась дважды. Цель на перспективу – обеспечить рост заработной платы педагогов, постепенно приближая и 1-й разряд единой тарифной сетки, и минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму.
Без поддержки новых идей не может развиваться никакая система. Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности Рособразования – поддержка образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы. С прошлого года в рамках национального проекта на конкурсной основе определяются 3 тыс. таких школ, и каждой из них выделяется по 1 млн руб. из средств федерального бюджета на развитие материально-технической базы и повышение квалификации педагогических работников.
Что касается высших учебных заведений, то в 2006 г. на конкурсной основе было определено 17 вузов, осуществляющих инновационные образовательные программы. Программа стимулирования данных учебных заведений рассчитана на два года, общий объем финансирования – 10 млрд руб. Вузы выиграли от 200 млн до 1 млрд руб., однако одним из условий конкурса является способность образовательного учреждения обеспечить софинансирование данных проектов на паритетной основе за счет собственных внебюджетных средств или инвестиций. Выделенные средства пойдут на приобретение оборудования, модернизацию образовательного процесса, повышение квалификации преподавателей.
В настоящее время уже состоялся очередной конкурс среди высших учебных заведений, поддержка которых рассчитана также на два года – 2007–2008 гг., при этом объем государственных средств по сравнению с 2006 г. удвоен. Победителями стали 40 лучших вузов России.
Следующее направление, реализация которого рассчитана на 2006–2007 гг., – внедрение современных информационных технологий: компьютеризация общеобразовательных учреждений и подключение их к сети Интернет. В каждой российской школе, где до сих пор нет информационных ресурсов (а их в перечне более 54 тыс.), должен появиться компьютерный класс или кабинет информатики (из расчета примерно 25–30 человек на один компьютер). Решение этой задачи, учитывая финансирование подключения к Интернету всех школ и оплату трафика, обойдется федеральному бюджету в общей сложности в 5 млрд руб.
Еще одно важное направление работы Рообразования – создание и организация деятельности двух федеральных университетов – в Южном и Сибирском федеральных округах. С учетом переходящих с 2006 г. средств финансирование каждого из вузов в текущем году составит 3 млрд руб.
Таким образом, общее финансирование приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г., включая указанные выше новые направления работы, практически удвоится и достигнет 48 млрд руб. Соответственно возрастут объем работы и мера ответственности за реализацию важнейшей на сегодняшний день социальной программы государства.

Журнал "Бюджет" №3 март 2007
Поделиться