Версия для печати 4584 Материалы по теме
оглоблина
 
Жизнь полна неожиданностей, невозможно предвидеть и половины всего происходящего – об этом в учреждении, прямая обязанность которого планировать и просчитывать, не забывают. С этого философского замечания началась наша беседа о Москве, городском бюджете, его резервах и расходах с руководителем Департамента экономической политики и развития города Москвы Мариной ОГЛОБЛИНОЙ.

 – Марина Евгеньевна, расскажите об особенностях бюджета города Москвы на 2007 г., его преимуществах и недостатках по сравнению с главным финансовым документом прошлого года.

– На 2007 г. доходы бюджета города утверждены в объеме 740,6 млрд руб. (рост относительно 2006 г. составил 108,6%), расходы – в объеме 829,3 млрд (рост 114%). Дефицит бюджета равен 88,8 млрд руб.
2007 г. объявлен в столице Годом ребенка и будет проходить под девизом «Растем вместе с Москвой». В связи с этим на финансирование Программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, разработанной правительством Москвы, в бюджете предусмотрено 10 млрд руб. Мы стремимся создать такие условия, чтобы женщинам хотелось рожать детей – и не одного ребенка, а двух-трех. Будем строить детские сады, школы, модернизировать материально-техническую базу детских лечебных учреждений.
– Запланирована ли адресная материальная помощь многодетным семьям?
– Для поддержки многодетных семей ежегодная компенсация на школьную форму увеличена в 5 раз (до 5 тыс. руб.). Помимо льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг вводится денежная компенсация за пользование телефоном в размере 50% от установленного тарифа и ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, а одному из родителей будет предоставлено право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте по социальной карте москвича.
Чтобы стимулировать рождаемость и поддержать малообеспеченные семьи, в 5 раз (с 2 до 10 тыс. руб.) вырастет единовременная компенсация при рождении в семье второго и последующих детей. В 2–2,5 раза повысится ежемесячное пособие на ребенка (до 750 руб. – одиноким матерям, до 450 руб. – на детей разыскиваемых родителей и военнослужащих срочной службы, до 300 руб. – на детей в остальных семьях).
Размер ежемесячной компенсации, которая выплачивается неработающему родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом до трех лет, увеличится более чем в 4 раза (с 1,1 до 4,5 тыс. руб.). Кроме того, право на данную компенсацию приобретут родители детей-инвалидов до 18 лет и инвалидов с детства до 23 лет.
Студенческим семьям с детьми до трех лет будет выплачиваться ежемесячная компенсация на продукты питания в сумме 1 650 руб.
Пособие на содержание ребенка в приемных семьях вырастет с 8 175 руб. до 11–15 тыс. руб. на каждого ребенка, в зависимости от количества приемных детей и наличия у ребенка инвалидности.
москва
– Департаменту экономической политики и развития города положено все планировать. А бывают незапланированные ситуации? Какие прорехи в бюджете пришлось латать в последнее время?

– Москвички не хотят сидеть дома с детьми, и в марте прошлого года на заседании правительства Москвы ребром был поставлен вопрос строительства 94 детских дошкольных учреждений. Представляете, бюджетный год в разгаре, деньги на это не запланированы. Их необходимо изыскать, подобрать и подготовить площадки, и только потом приступать к строительству…
В 2005 г. неожиданностью стала авария на Чагинской подстанции. Мосэнерго оказалось не в состоянии самостоятельно наладить бесперебойное энергообеспечение Москвы. И город начал вкладывать средства в строительство питающих центров, коллекторов, кабельных линий. Задача непростая, а решать ее приходилось «на бегу».
Москва много занималась строительством объектов физкультуры и спорта, но их все еще недостаточно. Поэтому в 2007 г. планируется возвести 50 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). Задача строительства стольких ФОКов сразу не стояла никогда. Но, думаю, с этим мы тоже справимся.
– Чтобы решать такие глобальные задачи, у города должны быть огромные бюджетные резервы.
– Основные статьи наполнения столичного бюджета – налоговые поступления. Плюс неналоговые доходы от управления собственностью, находящейся в распоряжении города (рис. 1). Но еще есть резервы по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц.
Источник скрытых финансовых запасов – «убыточные» предприятия, использующие схемы минимизации налогообложения. В прошлом году межведомственная комиссия правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов, проведя ряд проверок, выяснила: 58 тыс. столичных предприятий официально декларировали уровень зарплат ниже прожиточного минимума. Сегодня руководители практически всех указанных компаний заявили, что повысят зарплату своим сотрудникам, в результате вырастут и поступления в бюджет.
В числе резервов можно назвать и налоговые поступления от реального сектора экономики. Уже сегодня промышленность отчисляет в бюджет города больше, чем банки и страховые компании. Дело в том, что из федерального бюджета выделяется больше средств на закупку тех или иных видов оборудования, увеличился оборонзаказ. Прибыль предприятий растет, а вслед за ней и налоговые отчисления.
Кроме того, в городе идет реструктуризация экономики. Яркий пример – Московский шинный завод (он был на гране банкротства). Но пришло другое руководство, взяло кредит, закупило новые технологии, изменило структуру производства. Теперь это одно из прибыльных предприятий.
В 2007 г. на основе базовой выборки по московским предприятиям – представителям основных отраслей промышленности планируется оценить, как введенная с 1 января 2006 г. «амортизационная премия» повлияла на модернизацию основных фондов и финансово-экономические показатели. После этого можно будет говорить о перспективах развития производств, связанных с обновлением основных фондов, а также об увеличении налоговых поступлений в бюджет Москвы.
К резервам можно отнести и инвестиционное строительство на территории города. Каждый рубль, вложенный в стройку, дает 4–5 руб. прироста в других отраслях промышленности (производство цемента, стекла и т.д.).
– Инвесторы всегда охотно вкладывают средства в недвижимость и торговлю, но сейчас эти ниши практически заняты. Как и куда столица собирается привлекать иностранных инвесторов в дальнейшем?
– Сегодня по инвестиционным схемам строится не только жилье, но и электроподстанции, 14 питающих центров, четыре газотурбинные электростанции, четыре мусоросжигательных завода, многие спортивные объекты и объекты культурного назначения.
Чтобы привлечь инвесторов в другие секторы экономики, мы планируем упростить систему согласования инвестиционных проектов, улучшить условия выкупа и аренды земельных участков для бизнес-объектов. Созданию более благоприятного инвестиционного климата будет способствовать и переход к пятилетнему прогнозу социально-экономического развития.
В прошлом году мы впервые запланировали показатели социально-экономического развития города до 2010 г. Объемы доходов и расходов городского бюджета на перспективу рассчитывались с учетом сценарных условий социально-экономического развития страны, а также действующего бюджетного и налогового законодательства. В обозначенной перспективе основные направления расходов связаны с реализацией национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, развития АПК, выполнением городских целевых программ, а также с решением задачи повышения рождаемости. Значительные средства предусмотрены на финансирование адресной инвестиционной программы города. Кстати, в ближайшее время планируется разработать стратегию развития города до 2025 г.
макет
– Каким же будет облик Москвы лет через 20?

– Как во многих европейских столицах, в Москве останется красивый старый центр, а на окраинах появятся новые интересные здания. Все промышленные предприятия планируется вывести за черту города. Реализация этой программы уже начата, в частности определены 38 промзон. Одной из первых переедет на другое место фабрика по производству парфюмерной продукции «Новая заря», а ее возле метро Добрынинская появится офисно-жилая застройка.
В общем, через 20 лет Москва станет городом, удобным для жизни. Надеюсь, победим транспортную проблему: достроим Четвертое транспортное кольцо. В этом году на сооружение участка от Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов в бюджете предусмотрено 2,1 млрд руб., а по итогам выполнения объем вложенных средств будет увеличен. Протяженность линий метро станет больше. В рамках адресной инвестиционной программы правительства Москвы только в этом году на метростроение выделено 15 млрд руб. из казны города и 2,7 млрд из федерального бюджета. В результате в эксплуатацию будет введено 15,2 км линий метрополитена.
Со временем (недавно вышло соответствующее постановление) соорудим транспортно-пересадочные узлы, объединяющие под одной крышей железнодорожные вокзалы, метро, автостанции, кассы, магазины, кафе, парковки…
– В начале декабря 2006 г. активно обсуждалась возможность поднять в некоторых районах дороги на крыши домов. Насколько экономически целесообразен такой проект и стоит ли его внедрять?
– Честно говоря, я себе этого не представляю. Но в Москомархитектуре, рассмотрев предложение немецкой фирмы Strassen Haus, пришли к выводу, что размещение протяженных зданий различного функционального назначения, по крышам которых может проходить трасса, допустимо в периферийной части на городских вылетных магистралях. В качестве пилотного предполагается разработать проект использования многофункциональных конструктивных элементов в промзоне Котляково на Кантемировской улице.
Я же считаю реальным строительство шоссе над железнодорожными путями. Например, от Киевского вокзала рельсы долго идут по городу. Их можно перекрыть по высоте поезда, как делается во всем мире. В результате и поездов не будет видно, и шума станет меньше. Какой проект будет реализован – покажет время, а сегодня борьба за улучшение транспортной ситуации в столице еще не закончена.
– Может быть, часть проблем решил бы платный въезд в центр города?
– Возможно. Но предпринять такой шаг пока не позволяет федеральное законодательство. А если бы этой преграды не существовало, для начала пришлось бы все равно обеспечить необходимое количество парковочных мест на подъездах к зоне платного въезда и перехватывающих стоянок на внешних подходах к МКАД, ликвидировать неорганизованную парковку. К тому же уровень доходов населения должен позволять вводить подобные ограничения. Ведь бизнесмены и чиновники, иногда гости столицы все равно будут ездить в центр, а остальных там почти не бывает.
Сегодня же улучшить транспортную ситуацию можно, переведя отдельные улицы и переулки в центре на одностороннее движение и построив перехватывающие стоянки. А также внедрив комплексную интеллектуальную транспортную систему (КИТС), которая разрабатывается и устанавливается для управления транспортными потоками.
– А какие меры принимаются Департаментом экономической политики и развития города Москвы для оптимизации бюджетных расходов?
– Один из мощнейших механизмов экономии бюджетных средств – размещение заказов на работы, услуги, поставку продукции на конкурсной основе. ДЭПиР рассматривает все предложения по стартовым ценам. Кроме того, мы устанавливаем предельные цены, расценки, тарифы на товары, работы, услуги, поставляемые, выполняемые и оказываемые по городскому заказу. Возможно, этот механизм контроля стоило бы пересмотреть, поскольку договорные отношения должны регулироваться соотношением спроса и предложения на рынке по тем или иным видам работ.
Сейчас в Российской Федерации активно внедряется бюджетирование, ориентированное на результат. Пока правительство Москвы его не приняло наше проектное постановление, но работа в этом направлении будет продолжена, ведь при использовании БОР исключается «распыление» бюджетных средств. Проблема заключается в том, что программно-целевое планирование противоречит бюджетной классификации. Мы выдаем деньги на выполнение определенной задачи (например, Департаменту ЖКХ на ремонт 1000 км дорог), но при этом в соответствии с федеральными законами должны расписать, как их тратить: сколько пойдет на зарплаты, приобретение техники, ремонт и т.д. Это неправильно.
манеж
– Одна из задач департамента – создание условий для устойчивого роста промышленного производства. Какие меры для этого принимаются?

– Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям и организациям Москвы за 2004–2006 гг. превысил 160%, по предварительным итогам за 2006 г. он был равен порядка 115%. За последние три года темп роста прибыли по крупным и средним промышленным организациям составил 335%. За этот же период темп роста налоговых поступлений в городской бюджет по полному кругу предприятий промышленности составил 140%, в том числе в 2004 г. – 124,5%, в 2005 г. – 130,5%, а темп роста среднемесячной заработной платы – 187%.
В 2004–2006 гг. из бюджета Москвы на реализацию программных мероприятий было направлено 9 865,4 млн руб., в том числе 6 458 млн – в форме бюджетного кредита. На мероприятия по оптимизации территориального размещения промышленности выделено 1 475 млн руб. Проведены работы по обследованию и анализу эффективности использования городских ресурсов в производственных зонах, созданию территориально-отраслевых схем размещения промышленности, формированию перечня перспективных производственных зон, в том числе для перебазирования предприятий в пределах города, и др.
Через фондовый рынок на техническое перевооружение с использованием средств комплексной программы промышленной деятельности было привлечено 6,5 млрд руб.
За рассматриваемый период организации промышленности и науки получили от города финансовую поддержку в размере 180 млн руб. в форме субсидии на оплату части процентной ставки по коммерческим кредитам. Это позволило привлечь дополнительно более 1,3 млрд руб. коммерческих кредитов.
С помощью бюджетных средств, привлеченных инвестиций и собственных средств предприятий в 2007 г. предполагается получить ряд результатов, в том числе:
- индекс промышленного производства 111%;
- темп роста прибыли 113%;
- темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ 111%;
- темп роста среднемесячной заработной платы в промышленном секторе 119%.

Справка
Законом о бюджете города Москвы на 2007 г. предусмотрено построить:
    20 общеобразовательных школ на 10 695 мест;
    четыре пристройки к школам на 1 150 мест;
    110 детских садов на 15 750 мест (строительство 71 детского сада в бюджете запланировано, еще 39 будут возведены, чтобы сократить очередь в дошкольные образовательные учреждения города; это потребует дополнительного привлечения бюджетных средств ориентировочно в объеме 6,5 млрд руб.);
    два ПТУ на 1 050 мест;
    два школьных стадиона.
Детские больницы планируется дооснастить компьютерными ЯМР-томографами; женские консультации и родильные дома – ультразвуковыми аппаратами, биохимическими и гематологическими анализаторами; отделения новорожденных в родильных домах и детских больницах – наркозно-дыхательной аппаратурой, реанимационными системами и т.д.
480 млн руб. пойдет на проектирование и первые этапы строительства лечебных корпусов Измайловской и Морозовской детских больниц, кардиоревматологического санатория, новой больницы с роддомом в Южном Бутово, двух Домов ребенка, а также на проектные работы по реконструкции и строительству двух новых корпусов загородных детских санаториев.
Согласно среднесрочной программе развития детского здравоохранения до 2009 г., которую сегодня готовит соответствующий департамент, лимиты капитальных вложений на реконструкцию и новое строительство детских учреждений Москвы будут ежегодно расти.

Справка «Бюджета»
Оглоблина Марина Евгеньевна, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Родилась в Москве, в семье служащих.
В 1980 г. с отличием окончила кредитно-экономический факультет Московского финансового института.
С 1980 по 1982 г. работала экономистом в управлении кредитования транспорта, связи и стройиндустрии Российской республиканской конторы Госбанка.
С 1988 г. – старший, затем главный контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Железнодорожному и Пролетарскому районам Москвы.
1993–1996 гг. – заместитель начальника финансового управления Южного АО.
1996–2003 гг. – заместитель начальника, начальник Управления бюджетного планирования и городского заказа города Москвы.
С января 2004 г. по настоящее время – руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», почетными грамотами от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, от командования Черноморского флота РФ. Дипломант Национальной премии общественного признания достижения женщин России «Олимпия» в номинации «Исполнительная власть новой России».
Замужем, есть сын.

Материал подготовила Марина БРИКИМОВА
Журнал "Бюджет" №3 март 2007
Поделиться