Финансовая академия – один из ведущих экономических вузов России. О том, легко ли быть кузницей финансовых кадров страны, удерживать высокую планку преподавания, рассказывает ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил ЭСКИНДАРОВ.
– Михаил Абдурахманович, сейчас самыми востребованными на рынке труда являются специалисты в области учета, финансисты. Но кроме Финансовой академии их выпускает еще 500 вузов.
– Больше. Недавно на совещании коллегии Рособразования министр образования Андрей Фурсенко заявил, что бюджетные места в непрофильных вузах будут сокращаться, в том числе и по названным специальностям. Потому что речь идет даже не о 500, а почти о 700 высших учебных заведениях. Для примера скажу, что в прошлом году эти вузы выпустили 35 600 специалистов с дипломами по специальности «Финансы и кредит».
Я считаю, что абитуриентам надо поступать в вузы, где есть серьезные преподавательские кадры. Период нестабильности, когда технические вузы вынуждены были открывать отделения и факультеты, готовящие финансистов, давно закончился.
Сейчас экономике не хватает действительно подготовленных специалистов, и наличие диплома – это еще не показатель. Ежегодно повторяется одна и та же история: на рынок труда выходит множество выпускников, а перед потенциальным работодателем снова встает проблема: специалистов много, а на работу взять некого.
– Насколько успешно устраиваются на работу выпускники Финансовой академии?
– Спрос на них огромный. В десятках крупных банков, страховых и аудиторских компаний диплом Финансовой академии дает его обладателю приоритет перед прочими претендентами на вакансию.
В Академии активно проводятся презентации фирм, ярмарки вакансий. Уже на третьем-четвертом курсе ребята получают приглашение на работу в ведущие компании страны. Однако это не всегда хорошо. Многие компании стараются успеть снять «сливки», отобрать лучших студентов еще в вузе, предлагают им большие деньги. И молодые ребята не выдерживают искушения. Вскоре они утверждаются во мнении, что, если они получили место, значит, уровень их знаний уже достаточен, и, как следствие, перестают активно учиться, пропускают занятия. В результате уровень подготовки снижается. Это плохо не только для самого студента, работодателя, но и для вуза, поскольку страдает его репутация. Чтобы удержать ситуацию под контролем, мы воздействуем на таких «работяг» разными способами – и методическими, и административными.
Кстати, в бизнесе многие вопросы нашим выпускникам удается решать значительно проще, чем другим. Потому что наряду со знаниями студенты Финансовой академии получают еще один навык – умение общаться друг с другом. Когда в 1998 г. стали рушиться банки и страховые компании, нашим выпускникам помогали связи и личные взаимоотношения, налаженные в студенческие годы.
– Многие вузовские преподаватели сейчас жалуются на низкий уровень подготовки абитуриентов…
– Учебный процесс зависит от трех факторов. Первый – это преподаватель и уровень его квалификации. Второй – учебно-методическое обеспечение процесса. Третий – студент и его стремление получить знания. Если в любой из этих составляющих возникают проблемы, выпускник не станет специалистом.
В Финансовой академии работают преподаватели высокого уровня. Методическое обеспечение у нас всегда было прекрасным. И подготовка наших абитуриентов пока остается неплохой: приблизительно у 35% зачисленных есть золотые или серебряные медали. Однако трудно предположить, что будет после перехода на единый государственный экзамен. К сожалению, уже были прецеденты, когда принятых без экзаменов отличников (имеющих 95 и более баллов по ЕГЭ по математике и золотую или серебряную медаль) отчисляли после первого курса, потому что реальные знания не соответствовали результатам, обозначенным в сертификатах.
Но поскольку мы не можем отказаться от ЕГЭ, надо найти способы разумной реализации закона. Что необходимо сделать в первую очередь, это создать государственную систему аттестации выпускников школ. При этом система не должна зависеть от региональных органов власти, она должна находиться под контролем, в том числе, может быть, спецорганов. Иначе вузы будут получать абитуриентов, которых невозможно будет ничему научить.
– Но это пока только планы. А как в существующих условиях отобрать лучших, действительно подготовленных молодых людей?
– До 2009 г. существует смешанная система, когда часть предметов оценивается через вступительные испытания, а часть через ЕГЭ. После указанного года мы будем наряду с ЕГЭ использовать олимпиады, конкурсы и т.д.
– Оказывает ли бизнес, заинтересованный в получении грамотных специалистов, какое-то влияние на подготовку будущих работников?
– Безусловно. Например, в феврале прошла встреча бизнесменов – наших выпускников – с преподавательским составом факультета международно-экономических отношений. Главной темой беседы стали проблемы подготовки нынешних выпускников с точки зрения бизнеса. Отмечу, что встреча оказалась очень плодотворной. И мы планируем расширить практику подобных встреч. Кроме того, в качестве преподавателей в Финансовую академию приглашаются практические работники. Так, Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ, согласился читать ежемесячные открытые лекции для студентов и преподавателей Академии. Аналогичная договоренность достигнута и с Андреем Костиным, председателем правления Банка ВТБ. Джеффри Таунсент, представитель ЕС по внедрению МСФО в России, в середине февраля прочитал первую открытую лекцию на английском языке, посвященную международным стандартам финансовой отчетности. Лекции читает партнер КПМГ – наш выпускник, гражданин Германии, профессор Михаил Царев. В ближайших планах – цикл лекций старшего вице-президента Росбанка, доктора экономических наук Михаила Ершова по валютно-банковской стратегии России. А вообще в качестве преподавателей в Академии работают более 150 представителей бизнеса.
У Финансовой академии есть Попечительский совет, на заседаниях которого мы выслушиваем точку зрения представителей бизнеса. Сейчас формализуем отношения с Ассоциацией российских банков, планируем подписать соглашение о сотрудничестве с Центральным банком России. Аналогичные соглашения мы заключили с крупнейшими компаниями, такими как ЛУКОЙЛ, РАО ЕЭС, Внешэкономбанк, ВТБ-24, Банк Москвы, Росбанк, завершаются переговоры с Газпромбанком и другими крупнейшими бизнес структурами.
– Каковы цели такого сотрудничества?
– Во-первых, предполагается обмен опытом: работники названных компаний смогут повышать свою квалификацию на базе Финансовой академии, а наши преподаватели будут проходить практику там.
Во-вторых, мы планируем готовить специалистов в определенных областях, особенно актуальных для бизнеса. Например, недавно прошла информация, что у каждого крупного банка будет свой куратор от ЦБ. А Финансовая академия по инициативе Андрея Козлова уже два года готовит таких специалистов, сейчас их порядка 200 человек.
В-третьих, мы реализуем программы МBA, в том числе для тех компаний, которые я перечислил выше. А с 2007 г. к программе подключается ряд крупных немецких университетов. Цель – совместная реализация программ МBA по финансам, банковскому и классическому менеджменту.
В дальнейшем планируется наладить более тесную связь с бизнесом. Мы хотим, чтобы предприниматели проводили мастер-классы и читали открытые лекции с использованием практических примеров. Например, в феврале у нас выступал председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, и он не мог не затронуть тему ВТО, весьма полезную для студентов-финансистов. Есть и другие планы.
– Известно, что Финансовая академия установила двусторонние отношения более чем с 50 зарубежными вузами. Многим ли студентам удалось поучиться по обмену за рубежом?
– Мы посылаем в Америку 30 студентов-финансистов в год, во Францию примерно столько же. Ежегодно по разным программам за рубеж выезжают порядка 150 человек.
– Изменится ли в будущем политика Академии в плане заключения соглашений с зарубежными вузами?
– В октябре 2006 г. мы приняли решение сократить число таких соглашений, сместив акценты с количества на качество этих вузов и обратив особое внимание на эффективность сотрудничества. Мы предполагаем обратиться к ведущим научным и учебным центрам мира. Сейчас завершаются переговоры с представителями системы внешнего обучения Лондонского университета, в феврале подписаны соглашения с крупнейшими университетами Германии, о них я уже упоминал. В настоящий момент завершаем переговоры с рядом других крупных зарубежных вузов и центров.
Кроме того, мы пригласили 17 крупнейших экономистов Европы и США, в том числе лауреатов Нобелевской премии, для чтения лекций в Финансовой академии. Отмечу, что эти открытые лекции, мастер-классы и анализы конкретных ситуаций будут ориентированы в первую очередь на преподавателей и аспирантов, а не на студентов, которые, впрочем, тоже могут присутствовать. Мы переходим на европейскую систему образования и должны приблизить свои программы к зарубежным.
– Насколько важна для Академии и ее выпускников программа двойного диплома? Чем она дополняется или заменяется в стенах вуза – ведь за рубеж выезжают лишь немногие студенты?
– Как я уже говорил, по программе двойного диплома ежегодно за границу отправляются от 30 до 40 студентов – в основном финансисты, а с 2007 г. еще и менеджеры. Такая практика незаменима, особенно учитывая вступление России в ВТО, открытие рынка труда. В стране по специальности «Финансы и кредит» выпускается 35 тыс. человек ежегодно, но крупные компании на должность финансового директора все еще приглашают выпускников западных университетов. Почему? Потому что наши образовательные стандарты не позволяют готовить специалистов, способных работать на западном рынке. Мы хотим переориентировать педагогов Академии на западную систему стандартов – не только учебных. Наши студенты должны знать как российские, так и международные условия деятельности корпораций. На сегодняшний день выпускникам отечественных вузов приходится доучиваться уже по ходу работы, теряя время и возможности карьерного роста.
Вузовский процесс консервативен, быстро его не изменить. Все наши программы дополнительного образования, а их достаточно много, направлены на то, чтобы восполнить этот пробел.
– Не кажется ли Вам странным, что в образовательном стандарте «Финансы и кредит» не представлен раздел «Теория государственных финансов»?
– Действительно, в теории финансов раздела, посвященного госфинансам, нет. Мы постараемся исправить этот недочет при формировании нового государственного стандарта, работа над которым идет уже сейчас.
В скором времени Академию ждут большие перемены. Вуз переходит на двухуровневую систему подготовки кадров, поэтому создается стандарт не специальности «Финансы и кредит», а степеней бакалавра и магистра финансов. Но с тем, что в программе должны быть представлены как общественные, так и корпоративные финансы, я абсолютно согласен.
– Актуален ли для Финансовой академии кадровый вопрос? Существует ли проблема нехватки молодых специалистов в преподавательском составе?
– Кадровая проблема актуальна для всех российских вузов: низкая зарплата не особенно привлекает молодежь. В октябре 2006 г. мы поставили перед собой задачу – инвестиции в преподавателей, в том числе и молодых. Для примера скажу, что в этом учебном году мы целевым набором взяли девять человек из числа выпускников прошлого года в аспирантуру, и надеемся, что через три года они войдут в число наших преподавателей. Планируется ежегодно принимать по 10 выпускников. Есть договоренность, что они не будут, как основная масса аспирантов, работать на стороне, а станут все силы отдавать повышению квалификации, работе в наших научных подразделениях, на кафедрах.
Для стимуляции молодежи мы придумали различные способы. Это и более высокое материальное обеспечение, и участие в грантах на разработку научных исследований, в конкурсах. Мы планируем создать централизованный фонд поддержки преподавателей, который будет формироваться за счет отчислений от грантов, полученных Финансовой академией, от предпринимательской и иной деятельности, от спонсорских средств. Именно из этого фонда будут выделяться гранты на поддержку молодых преподавателей, разработку современных учебных пособий, учебно-методических пособий для программ МBA, новых бакалаврских программ.
– Академия возглавляет Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей. В состав УМО, которому в этом году исполняется 20 лет, входит почти 700 вузов и их филиалов. Но в последнее время все чаще говорят о возможном закрытии объединения…
– Я считаю, что за 20 лет УМО сыграло огромную роль. Возможно, именно оно позволило сохранить вузовскую систему России. Учебно-методическое объединение было центром, где профессура собиралась, обсуждала общие проблемы вузов, вырабатывала методические материалы, где, в конце концов, составлялись и обсуждались государственные стандарты, перенимался опыт передовых вузов.
К сожалению, в последнее время позиция Министерства образования и науки РФ в отношении УМО изменилась. Я считаю, что какие-то изменения в работе УМО возможны, но ее ликвидация будет большой ошибкой. Сейчас в объединениях накоплены огромные знания, и их нужно сохранить.
– Существует ли на сегодняшний день альтернатива УМО?
– В качестве альтернативы предлагается создание советов с участием представителей бизнеса и отдельных – заметьте, не всех – вузов. Безусловно, бизнес имеет право на свое видение дальнейшего развития вузов, на корректировку образовательных программ, но его мнение должно носить рекомендательный, а не директивный характер. Главной должна быть позиция вузовского коллектива, который профессионально занимается образованием молодежи. Ведь высшим учебным заведениям нужно готовить специалистов широкого профиля, способных трудиться в разных сферах, иначе риск остаться без работы для выпускника многократно возрастает.
Надо искать новые, неизвестные пока в России, формы взаимодействия профессуры и бизнеса в подготовке стандартов, учебников. Например, представителей УМО мы привлекали и будем привлекать для создания учебных пособий. Если даже учебно-методическое объединение как юридическую общественную организацию закроют, я уверен, мы сохраним его как часть Финансовой академии.
– В чем, на Ваш взгляд, состоит главная обязанность ректора?
– Управлять учебным процессом. Но нельзя забывать, что любой вуз – это огромное хозяйство, десятки тысяч людей. А значит, ректор должен заниматься подбором и расстановкой кадров, повышением их квалификации.
– Кстати, о повышении квалификации. Какое внимание Академия уделяет государственным служащим?
– За 2006 г. мы обеспечили повышение квалификации 9,8 тыс. сотрудников Федерального казначейства, 14 тыс. сотрудников ФНС, 1,5 тыс. сотрудников Министерства юстиции, 1 тыс. представителей различных министерств и ведомств, таких как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального медицинского страхования и др.
Сейчас мы участвуем в конкурсах по повышению квалификации сотрудников Министерства финансов РФ с его структурами, Министерства юстиции РФ, Таможенного комитета и других ведомств. Также по программе повышения квалификации государственных служащих, финансируемой из бюджета, ежегодно обучаем более 1000 человек – руководителей министерств и ведомств, руководителей региональных органов исполнительной власти.
Всего в трех вузах – в Финансовой академии, Академии народного хозяйства и РАГСе – есть институты государственной службы. У нас этот институт только за октябрь-ноябрь 2006 г. обеспечил переподготовку 26 тыс. человек. А в 2007 г. мы планируем обучить 30 тыс. государственных служащих. В принципе технически мы готовы пропустить через институт 150 тыс. человек, но прежде нам нужно как следует подготовиться с методической точки зрения.
Справка «Бюджета»
Михаил Абдурахманович ЭСКИНДАРОВ, ректор ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ»
В 1976 г. окончил Московский финансовый институт, специальность « Финансы и кредит». Доктор экономических наук, профессор.
С 1981 г. – заместитель декана финансово-экономического факультета; ассистент, старший преподаватель на кафедре политической экономии Московского финансового института.
1984–1986 гг. – декан факультета МЭО.
1987–1991 гг. – руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Йемен).
1991–2002 гг. – проректор по экономической работе МФИ, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе, профессор кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений.
С 2002 г. – первый проректор, а с 2006 г. – ректор Финансовой академии.
Академик Академии менеджмента и рынка и других общественных академий наук, автор более 180 научных трудов, монографий, учебников и статей, независимый член советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков.
Награжден орденом Дружбы (1996), памятной медалью «К 850-летию основания Москвы» (1997), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России» (1997). Лауреат премии Президента РФ в области образования (2000), премии «Лучший менеджер 2001 г.» в области образования, программы «Финансист года» (2002). Заслуженный деятель науки и образования Калмыкии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
– Михаил Абдурахманович, сейчас самыми востребованными на рынке труда являются специалисты в области учета, финансисты. Но кроме Финансовой академии их выпускает еще 500 вузов.
– Больше. Недавно на совещании коллегии Рособразования министр образования Андрей Фурсенко заявил, что бюджетные места в непрофильных вузах будут сокращаться, в том числе и по названным специальностям. Потому что речь идет даже не о 500, а почти о 700 высших учебных заведениях. Для примера скажу, что в прошлом году эти вузы выпустили 35 600 специалистов с дипломами по специальности «Финансы и кредит».
Я считаю, что абитуриентам надо поступать в вузы, где есть серьезные преподавательские кадры. Период нестабильности, когда технические вузы вынуждены были открывать отделения и факультеты, готовящие финансистов, давно закончился.
Сейчас экономике не хватает действительно подготовленных специалистов, и наличие диплома – это еще не показатель. Ежегодно повторяется одна и та же история: на рынок труда выходит множество выпускников, а перед потенциальным работодателем снова встает проблема: специалистов много, а на работу взять некого.
– Насколько успешно устраиваются на работу выпускники Финансовой академии?
– Спрос на них огромный. В десятках крупных банков, страховых и аудиторских компаний диплом Финансовой академии дает его обладателю приоритет перед прочими претендентами на вакансию.
В Академии активно проводятся презентации фирм, ярмарки вакансий. Уже на третьем-четвертом курсе ребята получают приглашение на работу в ведущие компании страны. Однако это не всегда хорошо. Многие компании стараются успеть снять «сливки», отобрать лучших студентов еще в вузе, предлагают им большие деньги. И молодые ребята не выдерживают искушения. Вскоре они утверждаются во мнении, что, если они получили место, значит, уровень их знаний уже достаточен, и, как следствие, перестают активно учиться, пропускают занятия. В результате уровень подготовки снижается. Это плохо не только для самого студента, работодателя, но и для вуза, поскольку страдает его репутация. Чтобы удержать ситуацию под контролем, мы воздействуем на таких «работяг» разными способами – и методическими, и административными.
Кстати, в бизнесе многие вопросы нашим выпускникам удается решать значительно проще, чем другим. Потому что наряду со знаниями студенты Финансовой академии получают еще один навык – умение общаться друг с другом. Когда в 1998 г. стали рушиться банки и страховые компании, нашим выпускникам помогали связи и личные взаимоотношения, налаженные в студенческие годы.
– Многие вузовские преподаватели сейчас жалуются на низкий уровень подготовки абитуриентов…
– Учебный процесс зависит от трех факторов. Первый – это преподаватель и уровень его квалификации. Второй – учебно-методическое обеспечение процесса. Третий – студент и его стремление получить знания. Если в любой из этих составляющих возникают проблемы, выпускник не станет специалистом.
В Финансовой академии работают преподаватели высокого уровня. Методическое обеспечение у нас всегда было прекрасным. И подготовка наших абитуриентов пока остается неплохой: приблизительно у 35% зачисленных есть золотые или серебряные медали. Однако трудно предположить, что будет после перехода на единый государственный экзамен. К сожалению, уже были прецеденты, когда принятых без экзаменов отличников (имеющих 95 и более баллов по ЕГЭ по математике и золотую или серебряную медаль) отчисляли после первого курса, потому что реальные знания не соответствовали результатам, обозначенным в сертификатах.
Но поскольку мы не можем отказаться от ЕГЭ, надо найти способы разумной реализации закона. Что необходимо сделать в первую очередь, это создать государственную систему аттестации выпускников школ. При этом система не должна зависеть от региональных органов власти, она должна находиться под контролем, в том числе, может быть, спецорганов. Иначе вузы будут получать абитуриентов, которых невозможно будет ничему научить.
– Но это пока только планы. А как в существующих условиях отобрать лучших, действительно подготовленных молодых людей?
– До 2009 г. существует смешанная система, когда часть предметов оценивается через вступительные испытания, а часть через ЕГЭ. После указанного года мы будем наряду с ЕГЭ использовать олимпиады, конкурсы и т.д.
– Оказывает ли бизнес, заинтересованный в получении грамотных специалистов, какое-то влияние на подготовку будущих работников?
– Безусловно. Например, в феврале прошла встреча бизнесменов – наших выпускников – с преподавательским составом факультета международно-экономических отношений. Главной темой беседы стали проблемы подготовки нынешних выпускников с точки зрения бизнеса. Отмечу, что встреча оказалась очень плодотворной. И мы планируем расширить практику подобных встреч. Кроме того, в качестве преподавателей в Финансовую академию приглашаются практические работники. Так, Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ, согласился читать ежемесячные открытые лекции для студентов и преподавателей Академии. Аналогичная договоренность достигнута и с Андреем Костиным, председателем правления Банка ВТБ. Джеффри Таунсент, представитель ЕС по внедрению МСФО в России, в середине февраля прочитал первую открытую лекцию на английском языке, посвященную международным стандартам финансовой отчетности. Лекции читает партнер КПМГ – наш выпускник, гражданин Германии, профессор Михаил Царев. В ближайших планах – цикл лекций старшего вице-президента Росбанка, доктора экономических наук Михаила Ершова по валютно-банковской стратегии России. А вообще в качестве преподавателей в Академии работают более 150 представителей бизнеса.
У Финансовой академии есть Попечительский совет, на заседаниях которого мы выслушиваем точку зрения представителей бизнеса. Сейчас формализуем отношения с Ассоциацией российских банков, планируем подписать соглашение о сотрудничестве с Центральным банком России. Аналогичные соглашения мы заключили с крупнейшими компаниями, такими как ЛУКОЙЛ, РАО ЕЭС, Внешэкономбанк, ВТБ-24, Банк Москвы, Росбанк, завершаются переговоры с Газпромбанком и другими крупнейшими бизнес структурами.
– Каковы цели такого сотрудничества?
– Во-первых, предполагается обмен опытом: работники названных компаний смогут повышать свою квалификацию на базе Финансовой академии, а наши преподаватели будут проходить практику там.
Во-вторых, мы планируем готовить специалистов в определенных областях, особенно актуальных для бизнеса. Например, недавно прошла информация, что у каждого крупного банка будет свой куратор от ЦБ. А Финансовая академия по инициативе Андрея Козлова уже два года готовит таких специалистов, сейчас их порядка 200 человек.
В-третьих, мы реализуем программы МBA, в том числе для тех компаний, которые я перечислил выше. А с 2007 г. к программе подключается ряд крупных немецких университетов. Цель – совместная реализация программ МBA по финансам, банковскому и классическому менеджменту.
В дальнейшем планируется наладить более тесную связь с бизнесом. Мы хотим, чтобы предприниматели проводили мастер-классы и читали открытые лекции с использованием практических примеров. Например, в феврале у нас выступал председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, и он не мог не затронуть тему ВТО, весьма полезную для студентов-финансистов. Есть и другие планы.
– Известно, что Финансовая академия установила двусторонние отношения более чем с 50 зарубежными вузами. Многим ли студентам удалось поучиться по обмену за рубежом?
– Мы посылаем в Америку 30 студентов-финансистов в год, во Францию примерно столько же. Ежегодно по разным программам за рубеж выезжают порядка 150 человек.
– Изменится ли в будущем политика Академии в плане заключения соглашений с зарубежными вузами?
– В октябре 2006 г. мы приняли решение сократить число таких соглашений, сместив акценты с количества на качество этих вузов и обратив особое внимание на эффективность сотрудничества. Мы предполагаем обратиться к ведущим научным и учебным центрам мира. Сейчас завершаются переговоры с представителями системы внешнего обучения Лондонского университета, в феврале подписаны соглашения с крупнейшими университетами Германии, о них я уже упоминал. В настоящий момент завершаем переговоры с рядом других крупных зарубежных вузов и центров.
Кроме того, мы пригласили 17 крупнейших экономистов Европы и США, в том числе лауреатов Нобелевской премии, для чтения лекций в Финансовой академии. Отмечу, что эти открытые лекции, мастер-классы и анализы конкретных ситуаций будут ориентированы в первую очередь на преподавателей и аспирантов, а не на студентов, которые, впрочем, тоже могут присутствовать. Мы переходим на европейскую систему образования и должны приблизить свои программы к зарубежным.
– Насколько важна для Академии и ее выпускников программа двойного диплома? Чем она дополняется или заменяется в стенах вуза – ведь за рубеж выезжают лишь немногие студенты?
– Как я уже говорил, по программе двойного диплома ежегодно за границу отправляются от 30 до 40 студентов – в основном финансисты, а с 2007 г. еще и менеджеры. Такая практика незаменима, особенно учитывая вступление России в ВТО, открытие рынка труда. В стране по специальности «Финансы и кредит» выпускается 35 тыс. человек ежегодно, но крупные компании на должность финансового директора все еще приглашают выпускников западных университетов. Почему? Потому что наши образовательные стандарты не позволяют готовить специалистов, способных работать на западном рынке. Мы хотим переориентировать педагогов Академии на западную систему стандартов – не только учебных. Наши студенты должны знать как российские, так и международные условия деятельности корпораций. На сегодняшний день выпускникам отечественных вузов приходится доучиваться уже по ходу работы, теряя время и возможности карьерного роста.
Вузовский процесс консервативен, быстро его не изменить. Все наши программы дополнительного образования, а их достаточно много, направлены на то, чтобы восполнить этот пробел.
– Не кажется ли Вам странным, что в образовательном стандарте «Финансы и кредит» не представлен раздел «Теория государственных финансов»?
– Действительно, в теории финансов раздела, посвященного госфинансам, нет. Мы постараемся исправить этот недочет при формировании нового государственного стандарта, работа над которым идет уже сейчас.
В скором времени Академию ждут большие перемены. Вуз переходит на двухуровневую систему подготовки кадров, поэтому создается стандарт не специальности «Финансы и кредит», а степеней бакалавра и магистра финансов. Но с тем, что в программе должны быть представлены как общественные, так и корпоративные финансы, я абсолютно согласен.
– Актуален ли для Финансовой академии кадровый вопрос? Существует ли проблема нехватки молодых специалистов в преподавательском составе?
– Кадровая проблема актуальна для всех российских вузов: низкая зарплата не особенно привлекает молодежь. В октябре 2006 г. мы поставили перед собой задачу – инвестиции в преподавателей, в том числе и молодых. Для примера скажу, что в этом учебном году мы целевым набором взяли девять человек из числа выпускников прошлого года в аспирантуру, и надеемся, что через три года они войдут в число наших преподавателей. Планируется ежегодно принимать по 10 выпускников. Есть договоренность, что они не будут, как основная масса аспирантов, работать на стороне, а станут все силы отдавать повышению квалификации, работе в наших научных подразделениях, на кафедрах.
Для стимуляции молодежи мы придумали различные способы. Это и более высокое материальное обеспечение, и участие в грантах на разработку научных исследований, в конкурсах. Мы планируем создать централизованный фонд поддержки преподавателей, который будет формироваться за счет отчислений от грантов, полученных Финансовой академией, от предпринимательской и иной деятельности, от спонсорских средств. Именно из этого фонда будут выделяться гранты на поддержку молодых преподавателей, разработку современных учебных пособий, учебно-методических пособий для программ МBA, новых бакалаврских программ.
– Академия возглавляет Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей. В состав УМО, которому в этом году исполняется 20 лет, входит почти 700 вузов и их филиалов. Но в последнее время все чаще говорят о возможном закрытии объединения…
– Я считаю, что за 20 лет УМО сыграло огромную роль. Возможно, именно оно позволило сохранить вузовскую систему России. Учебно-методическое объединение было центром, где профессура собиралась, обсуждала общие проблемы вузов, вырабатывала методические материалы, где, в конце концов, составлялись и обсуждались государственные стандарты, перенимался опыт передовых вузов.
К сожалению, в последнее время позиция Министерства образования и науки РФ в отношении УМО изменилась. Я считаю, что какие-то изменения в работе УМО возможны, но ее ликвидация будет большой ошибкой. Сейчас в объединениях накоплены огромные знания, и их нужно сохранить.
– Существует ли на сегодняшний день альтернатива УМО?
– В качестве альтернативы предлагается создание советов с участием представителей бизнеса и отдельных – заметьте, не всех – вузов. Безусловно, бизнес имеет право на свое видение дальнейшего развития вузов, на корректировку образовательных программ, но его мнение должно носить рекомендательный, а не директивный характер. Главной должна быть позиция вузовского коллектива, который профессионально занимается образованием молодежи. Ведь высшим учебным заведениям нужно готовить специалистов широкого профиля, способных трудиться в разных сферах, иначе риск остаться без работы для выпускника многократно возрастает.
Надо искать новые, неизвестные пока в России, формы взаимодействия профессуры и бизнеса в подготовке стандартов, учебников. Например, представителей УМО мы привлекали и будем привлекать для создания учебных пособий. Если даже учебно-методическое объединение как юридическую общественную организацию закроют, я уверен, мы сохраним его как часть Финансовой академии.
– В чем, на Ваш взгляд, состоит главная обязанность ректора?
– Управлять учебным процессом. Но нельзя забывать, что любой вуз – это огромное хозяйство, десятки тысяч людей. А значит, ректор должен заниматься подбором и расстановкой кадров, повышением их квалификации.
– Кстати, о повышении квалификации. Какое внимание Академия уделяет государственным служащим?
– За 2006 г. мы обеспечили повышение квалификации 9,8 тыс. сотрудников Федерального казначейства, 14 тыс. сотрудников ФНС, 1,5 тыс. сотрудников Министерства юстиции, 1 тыс. представителей различных министерств и ведомств, таких как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального медицинского страхования и др.
Сейчас мы участвуем в конкурсах по повышению квалификации сотрудников Министерства финансов РФ с его структурами, Министерства юстиции РФ, Таможенного комитета и других ведомств. Также по программе повышения квалификации государственных служащих, финансируемой из бюджета, ежегодно обучаем более 1000 человек – руководителей министерств и ведомств, руководителей региональных органов исполнительной власти.
Всего в трех вузах – в Финансовой академии, Академии народного хозяйства и РАГСе – есть институты государственной службы. У нас этот институт только за октябрь-ноябрь 2006 г. обеспечил переподготовку 26 тыс. человек. А в 2007 г. мы планируем обучить 30 тыс. государственных служащих. В принципе технически мы готовы пропустить через институт 150 тыс. человек, но прежде нам нужно как следует подготовиться с методической точки зрения.
Справка «Бюджета»
Михаил Абдурахманович ЭСКИНДАРОВ, ректор ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ»
В 1976 г. окончил Московский финансовый институт, специальность « Финансы и кредит». Доктор экономических наук, профессор.
С 1981 г. – заместитель декана финансово-экономического факультета; ассистент, старший преподаватель на кафедре политической экономии Московского финансового института.
1984–1986 гг. – декан факультета МЭО.
1987–1991 гг. – руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Йемен).
1991–2002 гг. – проректор по экономической работе МФИ, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе, профессор кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений.
С 2002 г. – первый проректор, а с 2006 г. – ректор Финансовой академии.
Академик Академии менеджмента и рынка и других общественных академий наук, автор более 180 научных трудов, монографий, учебников и статей, независимый член советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков.
Награжден орденом Дружбы (1996), памятной медалью «К 850-летию основания Москвы» (1997), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России» (1997). Лауреат премии Президента РФ в области образования (2000), премии «Лучший менеджер 2001 г.» в области образования, программы «Финансист года» (2002). Заслуженный деятель науки и образования Калмыкии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Журнал "Бюджет" №3 март 2007