Версия для печати 7052 Материалы по теме
фрезоргер
       
воронов
 В рейтинге роста региональных и местных органов власти компании Standard & Poor’s в 2006 г. число регионов и городов значительно увеличилось. В частности, почти вдвое выросла группа городов и муниципальных образований: к Москве, Санкт-Петербургу, Сургуту и Уфе присоединились Братск, Новосибирск и Омск. О том, как новичкам удалось получить оценку всемирно известного рейтингового агентства, рассказывают заместитель мэра, директор Департамента городской экономической политики Омска Евгений ФРЕЗОРГЕР, первый заместитель мэра Новосибирска Виктор ВОРОНОВ и эксперты рейтингового агентства.

Евгений Фрезоргер                        Виктор Воронов
Столица Севера – центр притяжения инвестиционных полюсов
Наиболее ожидаемым в списке Standard & Poor’s Ratings Services является обновление кредитного рейтинга третьей столицы страны – Новосибирска, самого молодого из крупных городов Сибири. Основание Новосибирска в 1893 г. связано с реализацией одного из грандиозных инвестиционных проектов XIX в. – строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, открывшей Сибирь для отечественных и зарубежных капиталов.
1957 г. здесь появляется Сибирское отделение Академии наук СССР. Новосибирский академгородок был первым в России комплексным научным центром и послужил моделью для создания технопарков в Японии, Франции, Корее и других странах мира.
Сегодня научно-технологический потенциал Новосибирска является крупнейшим по инвестиционной емкости ресурсом города. В научных организациях выполняются разработки в самых различных отраслях: применение лазерных технологий в машиностроении и медицине, энергоэффективные и экологически безопасные технологии, производство биопрепаратов и катализаторов. По оценке экспертов, общая емкость рынка по проектам Новосибирского научного центра достигает десятков миллиардов долларов. Потенциал инновационных разработок новосибирских ученых превосходит инвестиционные возможности сибирского региона в целом.
Одним из масштабных направлений инвестиций в город является технологическая модернизация промышленности. Сегодня структура новосибирской промышленности – это более 200 крупных и средних предприятий. Многие предприятия радиоэлектроники, приборостроения, различных машиностроительных производств, авиационной, химической и атомной промышленности уникальны в своем роде. А научно-исследовательские институты выделяются своей специфической технологией и высококвалифицированными кадрами.
Новосибирская промышленность остается инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной в сфере производства цветных металлов, тепловыделяющих элементов и сборок, производства крупных электрических машин, электротермического оборудования, ряда сельскохозяйственных машин, а также производства продукции военного назначения, такой как оптико-механические устройства для прицельной стрельбы, оптоэлектронные системы ночного и тепловидения.
В современных условиях важнейшей задачей органов власти всех уровней является создание благоприятного инвестиционного климата. Муниципалитетом разработаны механизмы отбора, экспертизы и поддержки инвестиционных проектов. На широкое обсуждение научно-технического совета мэрии выносятся наиболее крупные программы. В частности, прошли обсуждение проекты по технологиям переработки твердых бытовых отходов и организации производства техники ночного видения. Функционирует комиссия по содействию инвестиционной деятельности. В 2004–2006 гг. на ее заседаниях было рассмотрено 47 инвестиционных проектов общей стоимостью более 2,2 млрд руб.
Основными финансовыми формами поддержки инвесторов со стороны мэрии являются компенсация части процентных ставок по банковским кредитам и лизинговым платежам и реализация проектов для муниципальных нужд с поставкой продукции по муниципальному заказу. Всего за 2004–2006 гг. предприятиям города для реализации инвестиционных проектов из бюджета города выделено 68,62 млн руб 
В 2006 г. в Новосибирске реализовано пять инновационных проектов для муниципальных нужд на общую сумму 26,8 млн руб. К числу наиболее успешных инвестиционных проектов последних трех лет относится создание в Новосибирске мультимодального транспортного узла. Сейчас столица Сибири нуждается в строительстве третьего автомобильного моста через Обь – Оловозаводского. По нормам градостроительства в городе должно быть не менее семи автодорожных мостов, а на сегодняшний день их только два, Октябрьский и Димитровский. Кроме того, удачным был проект ЗАО «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии» по организации промышленного производства фармацевтических препаратов, учредителями которого выступили Институт ядерной физики, Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и частные лица.
В настоящее время разрабатывается проект строительства технопарка как центра развития технологий высокого уровня. В июле 2006 г. подписано инвестиционное соглашение между администрацией Новосибирской области, мэрией Новосибирска, СО РАН и компанией-инвестором «РосЕвроДевелопмент» о реализации проекта строительства технопарка, общественно-делового центра и жилого комплекса в Новосибирском академгородке. Технопарк станет самым крупным градостроительным проектом в азиатской части России, а общая сумма вложений в строительство составит около 17 млрд руб.
сибирь
Рассматривается план создания бизнес-инкубатора в области информационных технологий на базе образовательного комплекса Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Общий объем инвестиций в строительство двух зданий технологического комплекса, жилье и объекты соцкультбыта составит более 2 млрд руб.
Интересны проекты возрождения электронной промышленности – программы «Силовая электроника» и «Развитие производства приборов ночного видения». Хорошие перспективы имеет выпуск оборудования для нефтегазодобычи, угольной и горнорудной промышленности. Фактически в промышленности города формируется новая отрасль – нефтегазопромысловое машиностроение, в которой сейчас работают около 80 предприятий и организаций;
Начато техническое перевооружение Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина, общий объем инвестиций – 1,2 млрд руб. ОАО «Макси-Групп» планирует строительство электрометаллургического завода по выпуску стального проката мощностью 1 млн тонн в год, вложения составят около 300 млн евро.
Одна из характерных особенностей города – феноменальные темпы роста: уже через 70 лет с момента возникновения в Новосибирске был зарегистрирован миллионный житель. Сейчас население мегаполиса составляет 1,4 млн человек. Согласно демографическому прогнозу численность Новосибирска к 2015 г. достигнет 1,5 млн человек, а к 2050 г. увеличится вдвое. Поэтому приоритетным направлением является комплексная застройка с разнообразной типологией жилья для разных групп населения, ликвидация аварийного и ветхого фонда, комплексная реконструкция и модернизация существующего жилищного фонда. Согласно документам по планировке территории в Новосибирске имеется резерв для строительства до 2015 г. 10 612 кв. м комплексной жилой застройки.
В 2006 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило Новосибирску долгосрочный кредитный рейтинг В по международной шкале – по обязательствам в иностранной валюте и рейтинг ruA по национальной шкале. Прогноз позитивный.
Подобные – достаточно высокие – рейтинги присвоены на сегодняшний день таким российским регионам, как республики Татарстан и Якутия (Саха), Ставропольский край, Томская область, городу Уфе. Новосибирск стал одним из первых муниципальных образований, получившим такие рейтинги.
Уровень рейтингов поддерживают растущая, диверсифицированная и ориентированная на сектор услуг экономика, с одной стороны, а также работа администрации по улучшению финансовых показателей и структуры долга, с другой. Как отмечают аналитики Standard & Poor’s, новый финансовый менеджмент города стремится ограничить дальнейший рост долга и увеличить его дюрацию в среднесрочной перспективе путем замены краткосрочных обязательств средне- и долгосрочными облигациями. Администрация также достигла определенного успеха в улучшении финансовых показателей. Помимо этого, позитивный импульс задан возросшей стабильностью бюджетных доходов в результате проведения муниципальной реформы.
Агентство Standard & Poor’s присвоило рейтинг ruA по национальной шкале двум выпускам приоритетных необеспеченных облигаций Новосибирска: объемом 1,5 млрд руб. со сроком погашения в 2006 г. и объемом 1 млрд руб. со сроком погашения в 2009 г.
Присвоение городу рейтинга по международной и национальной шкалам серьезно повышает инвестиционную привлекательность Новосибирска. Ведь это – комплексная оценка способности органов местной власти к полному и своевременному выполнению долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов. Подобные рейтинги формируют хорошую репутацию муниципалитета в инвестиционном и банковском сообществе.
Таким образом, администрация города делает ставку на рост и развитие Новосибирска, укрепление статуса центра сибирского инвестиционного притяжения.

Инвестиционный климат: омский прогноз
По выводам Standard & Poor’s Ratings Services администрацией Омска в течение ряда лет ведется планомерная работа по снижению объемов кредиторской задолженности. Городом полностью урегулирована задолженность по оплате труда работникам бюджетной сферы и по единому социальному налогу. Возросли расходы бюджета Омска в весенне-летний период на капитальный ремонт муниципальных объектов, ремонт автомобильных дорог, а также на подготовку городского хозяйства к предстоящему отопительному сезону. Задолженность по коммунальным платежам погашена в июне 2006 г. В результате мероприятий по реструктуризации муниципального долга его размер был сокращен на 25%.
По прогнозу рейтингового агентства, жесткий контроль администрации за текущими расходами поможет стабилизировать показатели исполнения бюджета со сбалансированным текущим бюджетом и дефицитом с учетом капитальных расходов в пределах 10% доходов.
панорама
На сегодняшний день на территории Омска действует свыше 35 кредитных учреждений и сохраняется тенденция роста количества банков. Вклады населения в кредитные учреждения за 2006 г. выросли на 27,6%. Предполагается, что значительные инвестиции частных компаний, областного и федерального бюджетов в городскую инфраструктуру помогут расширить налоговую базу Омска и приведут к росту доходов его казны. Если бюджетные и долговые показатели значительно превысят ожидаемые, нынешний прогноз кредитоспособности может быть изменен на позитивный.
Каждодневную работу чиновников администрации Омска в целях повышения рейтинга города условно можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Так, Омск является активным членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, ассоциации «Международная ассамблея столиц и крупных городов стран СНГ», всемирной ассоциации «Метрополис». Пример усиления внешних связей города – рост внешнеэкономической активности его предприятий. Сейчас в число торговых партнеров омских предприятий входит 71 страна, в частности Австрия, Германия, Казахстан, Китай, Литва, Нидерланды, Польша, Украина и др.
Летом 2006 г. создан инвестиционный совет администрации города Омска под председательством мэра Виктора Шрейдера. Основными функциями совета являются:
– определение стратегических направлений муниципальной инвестиционной политики;
– отбор инвестиционных проектов и контроль за ходом их реализации;
– рассмотрение возможности оказания муниципальной поддержки хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты;
– подготовка предложений об организации взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с органами местного самоуправления города;
– сбор рекомендаций по вопросам установления режима наибольшего инвестиционного благоприятствования на территории Омска.
В городе также создаются достаточно комфортные условия для повышения эффективности инвестиционной деятельности. В соответствии с действующим законодательством предоставляется государственная поддержка, обеспечивающая гарантии для держателей инвестиционных проектов:
– предоставление льгот по налогам;
– сдача в аренду объектов недвижимости, находящихся в собственности Омской области и города Омска;
– предоставление государственных гарантий Омской области;
– компенсация части процентов по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.
По прогнозной оценке мэрии, объем инвестиций в экономику города в 2007 г. составит 34 700 млн руб.
Наиболее успешные инвестиционные проекты последних трех лет:
– омский филиал ОАО «Сан Интербрю» завершил несколько этапов реконструкции производства. Кстати, традиционно наибольшие объемы инвестиций в город привлекаются именно на развитие производства пищевых продуктов. В прошлом году эта цифра составила 17 482,1 млн руб. инвестиций в основной капитал;
– перспективным инвестиционным направлением для экономики города является химическое производство (2006 г. – 11 184,4 млн руб.). Основными инвесторами в этой области в прошлом году были ОАО «Омсктехуглерод» и ОАО «Омский каучук», которые направляли средства на реконструкцию производства и приобретение оборудования. ООО «Группа компаний “Титан”» организовало производство полипропилена, строительство установок фракционирования сжиженных углеводородных газов и др.;
– высокие показатели обновления основных фондов достигнуты в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды.
 
барышня
  В 2006 г. сумма инвестиций в эту область по сравнению с предыдущим годом выросла на 39,6%. Крупными инвесторами стали ОАО «АК “Омскэнерго”», которое продолжило работы по реконструкции ТЭЦ, и омское предприятие межсистемных электрических сетей РАО «ЕЭС России». ГУП «Омскгазстройэксплуатация» и ГУ «УКС Главного управления сельского хозяйства Омской области» продолжали реализацию программы газификации региона;
– завершилось строительство первого пускового комплекса омского метрополитена – метромоста им. 60 лет Победы. Новый мост через Иртыш является уникальным инженерным сооружением. Его общая протяженность составила 1 905 погонных метров. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета (106,4 млн руб.) и бюджета Омской области (2 624,6 млн руб.). Строительство метромоста – один из важнейших показателей экономического потенциала Омской области, что в будущем позволит решить транспортную проблему.
стройка
Создание эффективного механизма ипотечного жилищного кредитования и оказание государственной поддержки гражданам в строительстве и приобретении жилья обусловили ускорение темпов жилищного строительства. За счет всех источников финансирования в 2006 г. в данную сферу направлено 5 901,6 млн руб. инвестиций в основной капитал.
Безусловно, Омск за несколько лет сильно продвинулся в своем развитии, и темпы его развития говорят не только о высокой результативности прилагаемых усилий, но и о хорошем заделе на будущее.

Курс на улучшение и стабилизацию
Долгосрочный кредитный рейтинг B по обязательствам в иностранной валюте был присвоен Братску компанией Standard & Poor’s в марте 2006 г. Одновременно город получил рейтинг ruA по национальной шкале.
Уровень рейтингов Братска объясняется высокой квалификацией менеджмента города, низкой долговой нагрузкой, а также увеличением стабильности доходов и расходов в результате реформы местного самоуправления. В то же время рейтинги города отражают волатильные финансовые показатели, экономическую концентрацию, значительные потребности в развитии инфраструктуры и зависимость от решений федеральных и региональных властей.
В течение последних нескольких лет финансовые показатели Братска были с невысоким в среднем операционным профицитом в 3,7% (от текущих доходов) и дефицитом в 0,2% после капитальных расходов (от всех доходов). В 2005 г. операционный баланс ухудшился и был сведен с дефицитом в 2,4% из-за увеличившихся текущих расходов. Вследствие роста доходов ситуация должна несколько улучшиться: в 2007 г. профицит составит 2–3%; дефицит после капитальных расходов – 5–7% от всех доходов.
Крупнейшие налогоплательщики – Братский алюминиевый завод, который обеспечивает 30% налоговых доходов, и Братский ЛПК, дающий 10% налоговых поступлений. Обе компании своевременно осуществляют платежи и входят в крупные промышленные группы, которые планируют вкладывать средства в развитие города.
Потребности в развитии инфраструктуры в Братске высоки при недостаточном финансировании, доля капитальных расходов в среднем за последние четыре года составила 7% от всех расходов. Однако город недавно начал использовать долговое финансирование на эти цели. В ближайшие год-два ожидается умеренный рост долга до 15–20%.
Город всегда своевременно оплачивал свои долговые обязательства. Кроме того, уровень финансового менеджмента и прозрачности в Братске выше среднероссийского и при новой администрации продолжает улучшаться.

Журнал «Бюджет» №3 март 2007

Поделиться