Такое право и возможность дает нам закон об электронной подписи, который сегодня вступает в силу. Документ опубликован в этом номере "РГ".
Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию в виде файла. Сегодня эта новинка существует в основном в коммерческих компаниях. В перспективе "новая виза" будет ходить в министерствах и ведомствах, куда граждане обращаются за госуслугами по Интернету, в муниципалитетах.
Отвечая на вопрос "РГ", касается ли закон об электронной подписи официальных документов федеральной власти, директор центра ИТ-исследований и экспертизы Михаил Брауде-Золотарев, принимавший участие в обсуждении документа, сказал, что здесь еще много лет будет действовать существующий порядок подписания, опубликования и вступления в силу нормативных актов. Для изменения процедуры вступления в силу официальных документов необходимо многое поменять, в том числе регламенты. В рамках госуслуг внедряться электронная подпись будет постепенно. Например, в Москве, сообщили "РГ" в минкомсвязи, с мая этого года. И с июля - еще в 80 регионах.
Но за такую подпись придется заплатить. В минкомсвязи полагают, что ее стоимость должна определяться ценой электронного носителя, допустим, пластиковой картой. Правда, в законе это не прописано. Все это будет определяться подзаконными актами. Кстати, когда готовился закон, были предложения сделать электронную подпись бесплатной. Но эксперты сочли это нецелесообразным. По мнению Брауде-Золотарева, если доступ удостоверяющих центров и поставщиков криптософта на рынок не будет дискриминационным, то стоимость создания подписи и ее годового обслуживания вряд ли обойдется гражданам дороже тысячи рублей.
Эксперт объясняет обязательность платности тем, что для обеспечения информационной безопасности, техобслуживания подписи необходимы средства. И если выдавать ее за счет бюджета, расходы будут внушительными. По некоторым оценкам, речь может идти о сотнях тысяч человек, которые могут быть заинтересованы в удаленном получении государственных и муниципальных услуг.
Для организаций цифровая подпись, скорее всего, будет стоить больше, так как тарифы могут варьироваться в зависимости от получаемых услуг, носителя, сферы применения и защиты подписи. В любом случае Михаил Брауде-Золотарев выступает за формирование стоимости за обслуживание цифровой подписи по законам рынка. По его мнению, регулирование цен или дотирование расходов, как правило, порождают коррупционные риски и в конечном счете ведут к снижению доступности тех или иных услуг. Конкурентный свободный рынок "на круг" оказывается для граждан намного выгоднее.
В минкомсвязи считают, что цифровая подпись позволит развивать электронное правительство: увеличить количество и сложность госуслуг уже на существующем едином портале. Но для того чтобы закон об электронной подписи дал максимальный эффект, говорит Брауде-Золотарев, государство должно способствовать формированию конкурентного рынка услуг и товаров, связанных с использованием электронной подписи. Например, сегодня, говорит эксперт, назрела необходимость либерализации условий деятельности удостоверяющих центров, фирм, занимающихся созданием и поставкой криптографического оборудования и соответствующего программного обеспечения. Рынок, по мнению Брауде-Золотарева, зарегулирован и искусственно сегментирован. Например, в России пока так и нет единого домена цифрового доверия - всероссийского пространства признания законно выданных сертификатов цифровой подписи. Препятствием может стать низкая доступность и временами не слишком высокое качество программного обеспечения.
Закон создает условия для решения этих проблем. В нем четко прописана ответственность тех, кто выдает подписи: удостоверяющих центров и тех, кто ею пользуется. Есть даже категории видов электронной подписи в зависимости от степени важности информации. Удостоверяющие центры будут получать аккредитацию от уполномоченного органа, скорее всего, им будет минкомсвязь или подчиненные службы. В обязанности ведомства будет входить и осуществление контроля за их деятельностью.
прямая речь
Игорь Соловьев, начальник управления информатизации и связи Высшего Арбитражного суда России:
- Электронная цифровая подпись не отменяет институт официальных публикаций нормативных документов, а, я бы сказал, дополняет его. Напомню, что любые нормативные акты вступают в силу только после официальной публикации. Закон устанавливает список изданий, которые являются официальными публикаторами, в числе которых - "Российская газета".
Конституция России указывает на официальное опубликование, как на условие применения законов. Не опубликованные в установленном порядке акты, не влекут правовых последствий, поскольку считаются не вступившими в силу.
Но законы должны быть доступны для ознакомления в постоянном режиме, и здесь удобней иметь дело с электронными источниками. Особенно - в условиях постоянного меняющегося законодательства. Некоторые тома с кодексами становятся устаревшими едва ли не сразу после выхода из типографии.
Решить проблему может размещение нормативных актов в Интернете. А электронная подпись позволить убедиться в подлинности документа, что в него не вносились никакие изменения посторонними пользователями.
Кстати, подобные же проблемы возникают и в ходе судопроизводства. Допустим, заявители представили в электронной форме документ с отказом от претензий. Судьи часто спрашивают, а как проверить, что именно заявители написали документ? Ведь в нем содержатся юридические значимые вещи, здесь важна 100-процентная уверенность, что документ подписан именно этим лицом и не был потом изменен. Цифровая подпись дает такую гарантию.
В силу экономических причин невозможно перейти исключительно на обнародование нормативных актов в электронной форме. Бумажные и электронные версии должны дополнять друг друга.
практика
Как рассказали "РГ" в Федеральной нотариальной палате (ФНП), сегодня в нотариате создан удостоверяющий центр, который, как планируется, до конца года выдаст электронные ключи практически всем нотариусам.
Уже сформировано пространство электронного доверия с Федеральной налоговой службой и бюро кредитных историй Центробанка. В порядке эксперимента устанавливаются подобные каналы с Росреестром и Федеральной миграционной службой. Работа строится так: нотариус посылает в электронной форме запрос и получает в ответ юридически значимый документ. По словам руководителей нотариальной палаты, в будущем нотариус сможет со своего рабочего места и запросить документы, переслать доверенность, удостоверить, подтвердить и тому подобное. В перспективе, как планируется, станет возможным и оформление квартиры через нотариуса в режиме буквально онлайн: такие планы также прорабатываются. Информационные технологии ускорят и оформление наследственных дел. Все это, как обещают нотариусы, в первую очередь защитит граждан от подделок и махинаций.
А с апреля пять московских нотариусов в порядке эксперимента получили возможность с помощью электронно-цифровой подписи не только получать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, но и отправлять официальные заявления для регистрации компаний. Если дело пойдет хорошо, палата планирует распространить опыт повсеместно.
а как у них
Закон об электронной подписи после бурных дебатов был принят в США в конце 1990-х годов.
Дорогу в жизнь революционному документу в 2000 году дал президент США Билл Клинтон, а само "историческое действо" проходило в Национальном историческом парке независимости в Филадельфии, где более двухсот лет назад были приняты эпохальные документы Декларация независимости и Конституция США.
Этот закон заложил юридический фундамент для "цифровой коммерции" в Америке и послужил мощным стимулом к развитию информационных технологий в торговле: отменил устаревшие "бумажно-чернильные требования", обеспечивавшие законную силу документам, заключаемым между продавцами и покупателям, электронная подпись была уравнена в правах с обычным "росчерком пера".
Согласно новому закону, бизнесмены и обычные потребители смогут подписывать электронной подписью чеки, контракты и другие документы. Правда, в законе предусмотрен ряд исключений, когда "ручная" подпись и бумажные документы будут все еще обязательны. Это касается судебных предписаний, документов об отключении жизненно необходимых услуг, сопроводительных бумаг при транспортировке опасных материалов и в ряде других случаев.
С тех пор, расплатившись кредиткой в любом американском магазине, достаточно лишь поставить свой автограф прямо на экране специального устройства для считывания информации с карты и подпись будет напечатана на кассовом чеке.
Наступление "цифровой эры" в коммерции действительно принесло американской экономике значительную пользу: по расчетам министерства торговли США, с 1995 по 1999 год промышленность информационных технологий обеспечила 30 процентов экономического роста страны США.
Таким образом, прогноз Клинтона относительно того, что закон об электронной подписи даст новый импульс самому длительному экономическому подъему в американской истории не только оправдался, но и сделал процесс оформления покупок и заключения сделок гораздо удобнее.