25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№4 Апрель 2011 — 12 апреля 2011

Финансовая летопись России на страницах «Бюджета»

Версия для печати 4069 Материалы по теме
Финансовая летопись России на страницах «Бюджета»

100 номеров журнала «Бюджет» охватили почти 10 лет жизни страны. Пытаясь подвести некоторый итог проделанной за этот период работы — и своей собственной, журналистской, и работы людей, ответственных за преобразования в финансово-экономической сфере, — мы решили провести небольшую «экскурсию» по нашей подшивке, выделив наиболее актуальные темы.

2002 год

«Необходимость конструктивного диалога федерального центра и регионов в сфере межбюджетных отношений давно назрел. Очень хорошо, что появилась еще одна возможность обсуждать актуальные вопросы планирования и исполнения бюджетов всех уровней на страницах нового издания», — написал в ноябре 2002 года руководитель Департамента государственного финансового контроля Министерства финансов РФ1 А. А. Ахполов, напутствуя новое издание.

Первый номер журнала «Бюджет» вышел в год 200-летия учреждения Министерства финансов России. Он сразу же определил тематику наших публикаций, которой журнал придерживается до сих пор: развитие бюджетной системы и финансового контроля, деятельность Казначейства России, кадровые проблемы органов власти, ситуация в отраслях экономики. И уже в первом номере была сформулирована наша основная задача — развитие диалога между федеральным центром, регионами и муниципалитетами России. 

2003 год 

Реформирование региональных финансов 

«Начиная с 2002 года 15 субъектов Федерации на конкурсной основе получили финансовую поддержку на реализацию собственных программ реформирования общественных финансов» (А. М. Лавров, руководитель Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ).

Реформа местного самоуправления

В первый рабочий день 2003 года президент страны В. В. Путин внес в Госдуму проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в дальнейшем он стал знаменитым Законом № 131). 

«Внедрение этого закона повлечет за собой создание новых исполнительных и представительных органов власти, избиркомов, контрольно-ревизионных аппаратов, финансовых и казначейских органов. Надо отдавать себе отчет, что это, конечно, потребует денег. И поэтому очень важно сформировать источники финансирования местного самоуправления на всех уровнях субъектов РФ» (Н. С. Максимова, заместитель министра финансов РФ). 

Блеск и нищета пенсионной реформы

«Система, при которой пенсии выплачиваются за счет пенсионного налога на работающих, годится для стран, где число работающих значительно превышает число пенсионеров. Но Россия «стареет» катастрофическими темпами: за последние три года сумма пенсионных выплат выросла более чем в полтора раза — с 4 % до 6,1 % ВВП» (М. Г. Делягин, руководитель Института проблем глобализации).

2004 год 

Налоговая реформа 

Правительство подготовило предложение по снижению ставки ЕСН до 26 %. 

«Необходимо внимательно проанализировать расчеты, которые будут представлены Правительством РФ, и оценить последствия снижения налоговой нагрузки. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы миллионов людей...» (Ю. В. Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам). 

Новое процессуальное законодательство

«Одним из направлений реформирования судебной системы стало обновление процессуального законодательства. Приняты новые Уголовно-процессуальный,  Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы. Важным моментом стало принятие Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» (С. В. Вавилов, председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам).

Реформа бюджетного учета

«...возросло понимание ограниченности традиционных государственных систем учета на кассовой основе. Эти системы не могут удовлетворительно отражать затраты ни по операциям государства, ни по продолжающимся и непредвиденным обязательствам» (Т. Г. Нестеренко, директор департамента Главного управления Федерального казначейства). 

В 2004 году была утверждена новая Инструкция по бюджетному учету. 1 января 2005 года она вступила в силу. 

2005 год 

Реализация Федерального закона № 131-ФЗ

«На сегодня в регионах на четвертом уровне (поселенческом) нет ни кадров, ни техники, ни программного обеспечения. С трудом можно представить на селе самостоятельное ведение бухгалтерского учета по новой Инструкции, не говоря уже о полноценном исполнении бюджета по всей процедуре, предусмотренной Бюджетным кодексом» (С. Л. Донская, заместитель министра финансов Нижегородской области). 

Кадры для финансовой системы страны

Бюджетная реформа сделала особенно острой проблему повышения и поддержания квалификации кадров в бюджетной сфере. 

«...большинство отраслевых вузов, к сожалению, утратили свою ведомственность, перейдя на коммерческие рельсы. Мне же представляется, что нужно возрождать систему именно подведомственных учебных заведений. Воссоздавать ее, например, в виде мобильных учебных центров, где практики высокого уровня могли бы передавать свои знания начинающим коллегам...» (В. Д. Дзгоев, главный редактор журнала «Бюджет»).

Бюджетная реформа: от управления затратами к управлению результатами

«Главный результат реформы — переход от “мягких” к “жестким” бюджетным ограничениям для каждого уровня бюджетной системы при реальном расширении законодательно установленной бюджетной автономии субнациональных властей» (А. М. Лавров, руководитель Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ).

Жилищный кодекс: за и против

«Новый формат Жилищного кодекса предусматривает обоюдную, консолидированную ответственность, в том числе финансовую, за качество предоставленного в наем жилья, которую разделят власть и население» (В. А. Яковлев, министр регионального развития РФ).

«Я захлебываюсь от писем с жалобами на многие нормы Жилищного кодекса. Положение многих категорий граждан ухудшилось с его принятием» (Г. П. Хованская, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству). 

2006 год

Вступление в силу Федерального закона № 94-ФЗ. 

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

«Закон устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции...» (А. А. Храмкин, директор Института госзакупок РАГС). 

Новый бюджетный кодекс

«С момента принятия Бюджетного кодекса изменилось очень многое. Мировые тенденции развития государственных финансов сейчас такие: переход к бюджетированию, ориентированному на результаты, и переход к среднесрочному бюджетному планированию... В этом смысле внесение изменений в Бюджетный кодекс, которые разработала группа специалистов Минфина, — очень своевременная инициатива» (В. А. Петров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету).

Национальные проекты

«Хочу отметить, что данный проект имеет как бы две составляющие. Это —  ускоренный подъем животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» (председатель правления ОАО «Россельхозбанк» Ю. В. Трушин о нацпроекте «Развитие АПК»).

«Новый мощный импульс развитию образования должен придать приоритетный национальный проект «Образование», направленный на обеспечение системных изменений отрасли...» (А. Ю. Петров, директор Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки РФ).

2007 год

Местное самоуправление. Итоги реформы

Этой теме полностью посвящен № 4 «Бюджета». 

«Основные показатели исполнения местных бюджетов говорят о положительных тенденциях развития местных финансов. Во многом это стало возможным благодаря подготовительной работе, проведенной как федеральными, так и региональными властями, и особенно финансовыми органами субъектов РФ» (А. Г. Силуанов, заместитель министра финансов РФ).

Энергосбережение

«Надо признать, что закон «Об энергосбережении», призванный оградить экономику от расточительности и устаревших технологий в отношении энергоресурсов, практического результата не дал. Большая часть норм этого закона фактически носит рамочный характер. Хотелось бы, чтобы на данную проблему обратило внимание Минпромэнерго России, которое уже не один год работает над новой редакцией закона» (М. Л. Шаккум, председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям).

Сочи-2014

«Государственная корпорация будет заниматься проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов инфраструктуры. Средства на эти цели заложены в федеральной целевой программе “Развитие Сочи как горноклиматического курорта”. Проектирование объектов олимпийской инфраструктуры идет полным ходом» (В. В. Колодяжный, мэр города Сочи).

2008 год

Первый трехлетний бюджет

«Трехлетний бюджет не только оперирует беспрецедентными в истории России цифрами, он основан на принципиально новых подходах и механизмах экономической политики. В нем заложены значительные средства на инвестиционную поддержку наиболее важных отраслей экономики и создание институтов развития. … Для большинства российских территорий новый бюджет предоставляет реальные возможности укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые ниши рынка, раскрыть свой инновационный потенциал» (Ю. В. Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам).

Региональная политика

«Министерство регионального развития РФ разработало проект концепции совершенствования региональной политики Российской Федерации. В результате ее реализации будут сбалансированы уровни социально-экономического развития субъектов РФ и созданы равные возможности для всех россиян, независимо от места их проживания» (Д. Н. Козак, министр регионального развития РФ).

Финансовое обеспечение местных бюджетов

«...такой элемент бюджетной системы, как поселенческий бюджет и бюджет городского округа, настолько слаб, что не выполняет задачу финансирования переданных поселениям и городам полномочий. В финансовом состоянии различных уровней бюджетной системы наблюдается явный перекос. Федеральный и региональные бюджеты находятся в приличном состоянии, а состояние местных бюджетов и бюджета Пенсионного фонда остается неудовлетворительным» (В. А. Петров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету).

2009 год

Преодоление последствий кризиса

«Доходы бюджета РФ в 2009 году снизятся на 42 процента, а расходы увеличатся почти на 500 миллиардов рублей. Но я уверен, что нашими общими усилиями по перестройке бюджета мы обеспечим эффективную работу бюджетной системы страны даже в такой тяжелый год» (А. Л. Кудрин, министр финансов РФ).

«Сегодняшний кризис наглядно продемонстрировал все наши слабые стороны в экономике, финансовой системе, бюджетном устройстве» (Е. В. Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету).

«Страна в нынешней сложной ситуации имеет конкретную программу действий, и, что самое главное, эта программа подкреплена финансовыми ресурсами» (Н. С. Максимова, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам).

Поддержка малого бизнеса

«Планы по государственной поддержке малого бизнеса предполагают увеличение финансирования в 2009 году этого направления в шесть раз, 800 миллиардов рублей предусмотрено на обеспечение госзаказа малому бизнесу» (Е. А. Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству).

Повышение качества госзаказа

«Полный переход к проведению аукционов в электронной форме приведет к существенному развитию конкуренции и к резкому росту экономии бюджетных средств» (М. Я. Евраев, начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа).

2010 год

Реформа бюджетных учреждений

8 мая 2010 г. был принят Закон № 83-ФЗ «Об изменении статуса бюджетных учреждений». 

«Существующая в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию гос­управления. В существующем правовом статусе у учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности» (Т. В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ).

Программа по повышению эффективности бюджетных расходов

«30 июня 2010 года постановлением Правительства РФ утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Основанием для ее разработки стала необходимость устранения как идеологических противоречий, так и технически нерешенных вопросов, которые выявились в ходе формирования новых принципов бюджетирования» (Эксперты ЦИБО).

Инновационное развитие экономики

«Для формирования в России рынка промышленной интеллектуальной собственности наиболее критичным является отсутствие спроса на нее и в целом на новации — именно в этом принципиальное отличие инновационной рыночной экономики от экономики сырьевого типа...» (Е. А. Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству).

2011 год

Программный бюджет

«По сути речь идет даже не о бюджетной реформе, а о реформе госуправления, ведь все аспекты деятельности органов власти будут затронуты очень серьезно, им придется выстраивать свои усилия и собственную структуру вокруг программ» (В. В. Сидоренко, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ). 

Новый закон об ОМС

«Главный смысл нового закона об ОМС — необходимость выстроить систему обязательного медицинского страхования так, чтобы центральное место в ней занимал человек, застрахованное лицо...» (А. В. Юрин, председатель Федерального фонда ОМС).

Реализация Закона № 83-ФЗ

«2001-й год в плане реализации Закона № 83-ФЗ запланирован как “год регионов”» (Е. В. Мухтиярова, начальник отдела Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ). 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно