Версия для печати 4230 Материалы по теме
Законодатели о налогах  и бюджете

Васильев Юрий
Председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ рассказал журналу «Бюджет» о новых законодательных инициативах, рассматриваемых комитетом.

— Юрий Викторович, приоритеты налоговой политики меняются: в течение 10 лет государство снижало налоги, теперь же налицо обратная тенденция. Чем это обусловлено?

— Действительно, в течение 10 лет мы последовательно снижали налоги: государство в период благоприятной мировой конъюнктуры не испытывало недостатка в финансовых ресурсах и резко наращивало бюджетные расходы, большинство из которых имеет социальный характер. За последние пять лет, как свидетельствуют эксперты Минфина России, налоговая нагрузка снижена почти на 4 процента ВВП и по итогам 2009 года она составила 30,3 процента ВВП. При этом 9,1 процента ВВП дали экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, уплаченные главным образом нефтяной и газовой отраслями, на которые фискальная нагрузка значительно выше, чем на другие сектора экономики. Приведенные данные позволяют утверждать, что в сравнении с уровнем налогов других государств, подавляющая часть российских субъектов экономической деятельности платит небольшие налоги.

Ситуация может измениться в 2011 году, когда вступят в силу отложенные решения по увеличению до 34 процентов ставок страховых взносов, введенных вместо ЕСН. Депутатам же предстоит в сжатые сроки внести изменения в действующее законодательство, которые в условиях дефицитов бюджетов должны обеспечить финансирование модернизации экономики, развитие новых энергетических технологий. В этой связи остро встает вопрос о способах наполняемости бюджетов. Вариантов не так много: надо либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы бюджетной системы, которые формируются в основном за счет налогов. Конечно, возможна и комбинация этих двух стратегий. Однако какие бы решения ни были приняты, они скорее всего будут связаны с повышением некоторых налогов. Традиционно будут проиндексированы акцизы, причем на алкоголь и сигареты снова в размерах, превышающих инфляцию. Предусматривается дальнейшее повышение налога на добычу природных ресурсов, особенно нефти. Хотя, несомненно, правительство будет действовать в этом направлении с большой осторожностью.

— Но ведь повышение НДПИ не будет способствовать развитию сферы энергетики, которая является основным источником доходов бюджета...

— Предусмотрены меры для поддержки определенных сегментов энергетического сектора. Недавно Комитет по бюджету и налогам рассмотрел к первому чтению законопроект «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который предлагает установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, в частности на нефть, добытую на участке недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Второй законопроект, связанный с развитием нефтяного бизнеса и рекомендованный комитетом к первому чтению — «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса РФ», — призван стимулировать разработку участков недр с незначительными начальными запасами нефти. Этого норматива давно ждали нефтяники, благодаря ему можно будет ускорить вовлечение в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повысить уровень конкурентоспособности нефтяных компаний. Речь идет о введении понижающих коэффициентов для малых месторождений: чем меньше извлекаемые запасы, тем меньше ставка НДПИ. Таких месторождений на государственном балансе более тысячи, а объем извлекаемых запасов на них превышает 1 миллиард тонн. В настоящее время разработка малых месторождений с извлекаемыми запасами нефти до 5 миллионов тонн, как правило, экономически нецелесообразна из-за высоких удельных капитальных и эксплуатационных расходов. С целью развития данного сегмента отрасли и предусматривается дифференциация налогообложения в зависимости от величины начальных извлекаемых запасов нефти.

 Еще в декабре 2010 года был принят Закон о введении дифференцированного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля с целью стимулирования модернизации угольной отрасли. Сегодня по большинству видов полезных ископаемых налогоплательщики уплачивают налог по адвалорной ставке — в процентах от стоимости добываемого сырья (в угольной промышленности это 4 процента от реализации угля), исключение делается только для нефти и газа.

 Важная особенность этого закона — новый механизм стимулирования работодателей — владельцев угольных шахт на обеспечение безопасности работников: если владелец вкладывает средства в обновление оборудования и обеспечение безопасности труда в случае склонности добываемого угля к самовозгоранию, то такие затраты прямо уменьшают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Правда, есть ограничение: общая сумма налога не может быть уменьшена более чем на 30 процентов в год.

— В интервью, опубликованном в январском номере журнала «Бюджет», вы говорили о рассмотрении в первом чтении законопроекта о поправках к Налоговому кодексу, поощряющих новые энергосберегающие технологии. Есть ли еще законопроекты, затрагивающие сферу инноваций?

— В январе 2011 года в первом чтении был принят законопроект, направленный на совершенствование порядка учета расходов на НИОКР при исчислении налога на прибыль организаций. С 1 января 2009 года действует порядок, в соответствии с которым налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в затраты с повышающим коэффициентом 1,5, что соответственно уменьшает налогооблагаемую базу. Такой порядок наиболее полно был использован при осуществлении НИОКР сторонними организациями. Однако при осуществлении НИОКР собственными силами у налогоплательщиков возникали сложности, связанные с особенностями учета этих расходов в себестоимости продукции.

 В настоящее время неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях компенсируется разъяснениями Минфина, которые не являются нормативно-правовыми актами, обязательными для исполнения. Для устранения данного пробела предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в Налоговом кодексе и определить перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, для целей налогообложения прибыли организаций. В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право на основании утвержденных им программ самостоятельно принимать решение о создании резерва расходов на НИОКР.

Также напомню, что в конце прошлого года принят закон, предусматривающий сокращение сроков амортизации нематериальных активов. Речь идет об исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, микросхемы, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау). Теперь срок амортизации по этим активам, имеющим большое значение для развития научно-технической и инновационной деятельности, будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет. Предус­мотрено также освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность.

Рекомендован к первому чтению законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности». Речь идет о тех инновационных проектах, которые имеют определенную степень риска конечной реализации. Эффективность использования бюджетных средств на подобные проекты будет оцениваться по особым методикам, утвержденным Правительством РФ. Главный критерий этих методик — оценка результативности и эффективности деятельности организаций, использующих бюджетные средства. Этими методиками будут руководствоваться аудиторы Счетной палаты и правоохранительные органы при проведении прокурорских проверок в рамках общего надзора за расходованием бюджетных ассигнований.

Таким образом, суть закона — уполномочить правительство выработать методику оценки и контроля эффективности инновационной деятельности. Расходы федерального бюджета на инновационную деятельность довольно велики, и эта методика позволит отследить эффективность расходования бюджетных средств.

— Много споров идет вокруг налога на добавленную стоимость. Возможно ли в ближайшем будущем изменение ставки НДС?

— Дискуссии вокруг НДС идут давно, наша задача — выбрать наиболее рациональные предложения. В любом случае льготы сохранятся для компаний, производящих программные продукты для внешнего и внутреннего рынков, для предприятий, создаваемых вузами, для СМИ.

Недавно подготовлен к первому чтению законопроект «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который подготовлен в целях устранения противоречий, возникающих при применении отдельных положений главы 21 Налогового кодекса.

Законопроект определяет порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету: по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости.

Также будет уточнен порядок обложения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Норматив позволит освободить от обложения НДС услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.

— Принимаются ли какие-то новые меры для поддержки малого бизнеса?

— Недавно в комитет поступил долгожданный законопроект о патентной системе налогообложения «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративших силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Документ предлагает выделить в отдельную главу Налогового кодекса «Патентная система налогообложения» упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. При этом с 1 января 2014 года будет исключен такой налоговый режим, как ЕНВД. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, подоходный налог и НДС (кроме НДС на импорт). Сейчас документ направлен на экспертизу в Правительство РФ, затем будет разослан на согласование в регионы. В апреле-мае начнется его подготовка к первому чтению.

— Если отвлечься от налоговой политики, что нового в сфере бюджетного законодательства?

— В области бюджетного законодательства были приняты законопроекты, направленные на усиление финансового контроля в регионах и создание условий для модернизации транспортной инфраструктуры.

Согласно Бюджетному кодексу контроль за использованием средств региональных бюджетов осуществляют региональные и муниципальные счетные палаты, которые создаются соответствующими законодательными органами на основании действующего регионального и местного законодательства. При этом деятельность счетных палат определялась региональным законодательством, в результате чего отсутствовали единые принципы формирования и организации их работы.

В связи с этим назрела необходимость разработки и внесения законопроекта, который стал бы базовым и унифицировал работу региональных и муниципальных счетных палат в стране. Такой законопроект был подготовлен Президентом РФ и принят Государственной думой 28 января 2011 года. Закон направлен на установление единых принципов организации контрольно-счетных органов и их основных полномочий; развитие института независимого внешнего финансового контроля в субъектах и муниципальных образованиях; повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств в регионах; прозрачность исполнения бюджетов. Этот закон является еще одним инструментом, направленным на противодействие коррупции.

— Когда он вступит в силу?

— С 1 октября 2011 года. За этот период субъектам РФ и органам местного самоуправления предстоит проделать большую работу: принять свои законы о контрольно-счетном органе, решения о полномочиях и структуре этих органов, определить порядок взаимодействия между ними.

— Подготовка проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы уже началась. Есть ли какие-то новации в бюджетной политике?

— К началу мая будут утверждены сценарные условия и параметры социально-экономического развития России на 2012–2014 годы, а также основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики. В июне будут определены ключевые характеристики федерального бюджета, включая объемы доходов и расходов, ограничения по бюджетному дефициту, и не позднее 1 октября бюджет будет внесен в Государственную думу.

Главной новацией федерального бюджета на 2012–2014 годы станет его формирование в разрезе 42 долгосрочных государственных программ. По этим программам будет расписано 97 процентов всех расходов бюджета. Первый опыт условного распределения бюджета по государственным программам был сделан уже в рамках федерального бюджета на 2011–2013 годы. Представление бюджета в разрезе государственных программ — это четкое увязывание финансовых ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты.

В связи с переходом к программному формированию бюджета актуальной проблемой является безусловное и качественное выполнение программ. В рамках госпрограмм должно быть обеспечено скоординированное использование механизмов правового регулирования, таможенного и налогового управления, таможенных и налоговых льгот, федерального имущества. Ключевой задачей на 2012–2014 годы станет решение проблемы дефицита федерального бюджета и сведение его к нулю.

Поэтому в рамках новой структуры бюджета необходимо более четко определить приоритеты, сосредоточиться на ключевых проектах социального, экономического, научно-технического развития России, обеспечить неукоснительное выполнение государственных программ. На это и будет направлена наша дальнейшая работа.

Поделиться