— Андрей Иванович, расскажите, пожалуйста, на чем было сосредоточено внимание региональных законодателей в 2010 году?
— Основное внимание в минувшем году Костромская областная Дума уделяла совершенствованию регионального законодательства в сфере бюджетной и налоговой политики, а также корректировке межбюджетных отношений и приведению областных законодательных актов в соответствие федеральному законодательству. Внесением поправок в Закон «О межбюджетных отношениях в Костромской области» депутаты изменили нормативы распределения средств от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Это касается доходов от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Благодаря такому перераспределению муниципальным образованиям дана возможность получать дополнительные средства. По предварительным расчетам местные бюджеты получат дополнительно 70 миллионов рублей. Мы считаем, что этот подход повышает заинтересованность местных властей в получении собственных доходов.
Из-за кризисных явлений в регионе проявилась проблема бюджетного дефицита. Органы законодательной и исполнительной власти вынуждены были искать источники его финансирования, рассматривая в том числе варианты повышения налогов в отдельных отраслях. В частности, были внесены изменения в областной Закон «О транспортном налоге». С 2011 года увеличены ставки налога на 14 процентов, за исключением нескольких категорий маломощных транспортных средств. Вместе с тем сохранены все льготы, предоставляемые на уровне области по данному налогу. В связи с увеличением ставки транспортного налога ожидается, что бюджет получит дополнительно 35–40 миллионов рублей.
Для развития региона важны поправки, внесенные в Закон «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области». Они предусматривают расширение перечня видов господдержки сельскохозяйственного производства. Изменения предполагают включение в него субсидий на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на строительство, реконструкцию, модернизацию производственных объектов сельхозназначения и т. д.
Не менее актуален для области и принятый Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Костромской области».
— Что будет положено в основу деятельности областной думы в текущем году?
— За основу нашей работы в 2011 году мы взяли направления, которые озвучил в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев. Среди основных задач — законодательное обеспечение основных направлений государственной политики. Наши приоритеты — обеспечение финансовой поддержки отдельных категорий граждан, повышение качества и доступности государственных, муниципальных услуг, а также совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам и реализация национальных проектов. В центре внимания остаются и вопросы, касающиеся модернизации экономики, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса, борьбы с коррупцией, оздоровления экологической ситуации.
В нашем поле зрения находится также реализация программ, касающихся газификации региона, развития субъектов малого и среднего бизнеса, словом, всего того, что влияет на улучшение инвестиционной привлекательности Костромской земли. И, конечно же, первоочередной задачей остается областной бюджет, а точнее, контроль за его исполнением.
— Поскольку речь зашла о бюджете, то расскажите, каковы его основные параметры?
— Наш главный финансовый документ на 2011 год сформирован в рамках трехлетнего среднесрочного финансового плана, который в свою очередь станет основой для выработки бюджетной политики на ближайшие три года. Бюджет региона на 2011 год определен по доходам в сумме 15,6 миллиарда рублей, налоговые и неналоговые доходы составляют 10 миллиардов рублей, безвозмездные перечисления — 5,6 миллиарда рублей. Расходов в 2011 году запланировано на сумму 17 миллиардов рублей. Дефицит составляет 1,4 миллиарда рублей. Данный показатель находится в рамках, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Надо сказать, что расходы региональной казны определены также с учетом бюджетной политики на 2011-й и последующие годы и ориентированы на сокращение неэффективного, необоснованного использования средств. На 2012 и 2013 годы главной целью налоговой и бюджетной политики в области будут прежде всего мероприятия по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, продолжение оптимизации налоговых льгот в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Какие именно льготы будут сняты, сказать сегодня трудно. Все будет зависеть от развития экономики, от ситуации в ее отраслях. Приоритетом станет также работа по уменьшению размеров дефицита областного бюджета и размеров государственного долга.
— Повышение эффективности бюджетных расходов — одна из основных задач, поставленных федеральными властями. Что делается в Костромской области в данном направлении?
— Замечу, что работа, нацеленная на повышение эффективности бюджетных расходов, всегда была в центре внимания областных депутатов. Уже на стадии принятия бюджета на очередной финансовый год мы смотрим, как грамотно и целесообразно использовать каждый рубль, пытаемся просчитать, какой результат будет достигнут за счет затраченных средств. Особенно это важно в условиях дефицита финансов. Сегодня в области разработана программа по повышению эффективности бюджетных расходов на основе положений соответствующего документа Правительства РФ, а также подготовлен план мероприятий по реализации региональной программы в 2011 году.
Кроме того, необходимо решить комплекс задач, связанных с исполнением Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Для достижения поставленных целей предстоит большая, совместная с администрацией области работа по повышению эффективности государственных услуг, внедрению государственных заданий, использованию программного метода функционирования главных распорядителей бюджетных средств. С целью повышения эффективности расходов важным также является переход к программной структуре расходов бюджета, развитие системы государственного финансового контроля, формирование эффективной системы закупок, информационной системы управления государственными финансами. Вся эта деятельность сориентирована на создание условий для повышения уровня жизни земляков, на обеспечение их доступными и качественными бюджетными услугами.
— Упомянутый вами 83-й закон перекроил всю бюджетную сферу...
— Да, это серьезный документ, реформирующий всю бюджетную систему региона, да и страны в целом. Ведь речь идет о внедрении новых механизмов в бюджетной сфере, о переходе к финансированию в зависимости от объема и качества работы, о современных моделях оплаты труда, о совершенствовании системы госзаказа и технологий бюджетных инвестиций.
Документ потребовал внесения поправок и в областные законы, регулирующие правоотношения в данной сфере. Корректировке подверглись 18 региональных законов. Можно сказать, что на сегодняшний день в нашей области необходимая нормативно-правовая база практически сформирована. Законодательно определены типы госучреждений, установлены отдельные переходные положения и учтены особенности финансового обеспечения бюджетных учреждений региона в переходный период, ведется работа по изменениям уставов учреждений, определяются перечни показателей качества услуг и т. д.
— Сегодня много говорится о том, что низкий процент принятия региональных инициатив — главная проблема во взаимоотношениях Государственной думы Российской Федерации и законодательных органов субъектов РФ. Что вы думаете по этому поводу?
— Нормотворческая деятельность регионов является гарантом оптимального государственного управления. В предложениях регионов — конкретные проблемы, которые порой не видны из центра. А без решения вопроса на федеральном уровне во многих случаях мы не можем что-либо предпринять на уровне региональном.
Проблемы, конечно, есть. Вот, например, в соответствии с законодательством на вносимые проекты законов отзывы готовятся законодательной и исполнительной властью региона. Если оценки не совпадают, то мнение субъекта Федерации считается не выраженным. Представляется, что приоритет в такой ситуации должен быть сохранен за позицией думы, наделенной Конституцией страны правом законодательной инициативы. Также считаю, что отзывы до первого чтения законопроектов должны направляться не только в профильный комитет Госдумы, но одновременно и в Совет Федерации. К тому же, чтобы голос региональных законодателей был услышан на федеральном уровне, позиция регионов должна учитываться на всех стадиях законодательного процесса. Значит, необходимо совершенствование процедур и порядка предварительного согласования проектов федеральных законов с субъектами. Возможно, Регламент Государственной думы необходимо дополнить положениями, регулирующими порядок осуществления согласительных процедур при возникновении разногласий по проектам федеральных законов.
— Сегодня существует такой механизм, как консолидированная законодательная инициатива. Пользуетесь ли вы им?
— Для скорейшего решения многих актуальных вопросов по инициативе Совета Федерации субъекты РФ заключили Соглашения о консолидированных законодательных инициативах. В 2009 году Костромская областная Дума подписала такой документ. За два года в рамках этого Соглашения нами было подготовлено и направлено четыре проекта федеральных законов. Но Государственная дума пока не прописала понятие «консолидированная инициатива», процедуру ее прохождения. Необходимо устранить этот законодательный пробел. Полагаю также, что консолидированные законодательные инициативы могут вноситься в Госдуму несколькими субъектами РФ.
— В своем первом Послании Федеральному Собранию (2008 год)Д. А. Медведев не только озвучил проблему участия региональных парламентов в законодательном процессе, но и дал поручение Совету Федерации подготовить предложения по оптимизации ситуации. Как вы считаете, сегодня ситуация изменилась?
— Да, безусловно, в настоящее время есть определенные улучшения. Так, обеспечено информирование законодательных (представительных) органов госвласти субъектов РФ о программе законопроектной работы Государственной думы. В свою очередь и субъекты информируют о своих планах Госдуму. Кроме того, регионам оказывается методическая помощь по вопросам юридическо-технического и кодификационного оформления законопроектов.
Справка "Бюджета"
Андрей Иванович БЫЧКОВ, председатель Костромской областной Думы
Родился 16 февраля 1947 г. в Брянской области. В 1970 г. окончил Костромской сельскохозяйственный институт, в 1988 г. — Горьковскую высшую партийную школу, в 1996 г. — Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в марте 1970 г. в совхозе «Горьковский».
С 1973 по 1985 г. — главный зоотехник, секретарь парторганизации, позднее — председатель колхоза «Новый путь».
С 1985 по 1994 г. — председатель исполкома Костромского районного Совета народных депутатов, глава администрации Костромского района.
В 1994 г. избран депутатом и председателем Костромской областной Думы первого, затем второго созывов.
С 1996 по 2001 г., являясь членом Совета Федерации, исполнял обязанности заместителя председателя Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию банковской деятельности.
С 2005 г. — председатель Костромской областной Думы четвертого и пятого созывов.
Награжден орденом Дружбы, орденом Костромской области «Труд. Доблесть. Честь», несколькими медалями.
Женат, имеет троих детей.