25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5456 Материалы по теме
Ярославль: опыт покрытия кассовых разрывов

данц
О практическом опыте покрытия временных кассовых разрывов при исполнении бюджета города Ярославля в 2010–2011 годах читайте в статье  Андрея Аркадьевича ДАНЦА, заместителя мэра, директора департамента финансов мэрии города.

Прошедший год был одним из самых напряженных для бюджета города в связи с тем, что в сентябре 2010 года Ярославль отмечал свой 1000-летний юбилей. Бюджет города по расходам, осуществляемым за счет собственных средств, был утвержден в сумме 9,6 млрд руб. При этом дефицит составил 2,9 млрд руб., из которых 2,1 млрд руб. — поступления средств от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности. Усугубляло ситуацию то, что основная часть этих поступлений прогнозировалась на конец финансового года. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности возникали проблемы с поступлением средств от приватизации муниципального имущества и продажи земельных участков — общая сумма порядка 585 млн руб.

В сложившихся условиях в целях обеспечения своевременного финансирования расходов бюджета, в том числе расходов, связанных с подготовкой к 1000-летию города, покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджета города являлось одной из самых актуальных задач, стоявших перед департаментом финансов. Решение ее только за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов привело бы к дальнейшему увеличению расходов на обслуживание муниципального долга, которые и так были запланированы на достаточно высоком уровне. 

Поиски верного решения

Изучив практику федерального бюджета (приказ Министерства финансов РФ от 13 апреля 2010 г. № 33н «О порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета». — Прим. ред.), департамент провел собственный анализ движения средств, поступающих учреждениям от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих учреждениям во временное распоряжение (далее — внебюджетные средства), в том числе ежедневных свободных остатков, не использованных бюджетными учреждениями.

Анализ показал, что сумма ежедневного свободного остатка на балансовых счетах департамента № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» (далее — счет 40703) и № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» (далее — счет 40302) соответственно составляет: по средствам от приносящей доход деятельности — от 64 млн руб. до 86 млн руб., а по средствам, поступающим во временное распоряжение получателей бюджетных средств, —  от 12 млн руб. до 102 млн руб. Вместе с тем эти средства (в сумме почти 100 млн руб.) могли быть временно использованы в качестве источника финансирования дефицита бюджета города, не затрагивая существующих прав учреждений по осуществлению в установленном порядке расходов за счет этих средств.

В июле 2010 года муниципалитет в решении о бюджете города предоставил право мэрии осуществлять привлечение внебюджетных средств на покрытие временных кассовых разрывов: «Установить, что остатки средств на счетах департамента финансов мэрии города Ярославля, открытых в учреждении Центрального банка РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами, полученными получателями бюджетных средств от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных организаций, могут перечисляться департаментом финансов мэрии города Ярославля в 2010 году с соответствующих счетов на лицевой счет департамента финансов мэрии города Ярославля, открытый в установленном порядке для средств бюджета города Ярославля, с их возвратом до 31 декабря 2010 года на указанные счета в порядке, установленном департаментом финансов мэрии города Ярославля, для использования их в качестве источника покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города».

Далее департамент разработал Порядок перечисления остатков средств на счет бюджета города, утвержденный распоряжением заместителя мэра, директора департамента финансов от 8 июля 2010 г. № 21 «О Порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных получателями бюджетных средств от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов на лицевой счет департамента финансов мэрии города Ярославля, открытый в установленном порядке для средств бюджета города Ярославля, а также их возврата на указанные счета». В соответствии с данным распоряжением управление городского казначейства департамента финансов ежедневно осуществляет необходимые расчеты по установленной форме для перечисления свободного остатка средств со счетов 40703 и 40302 на лицевой счет бюджета (с учетом резервирования средств для проведения кассовых выплат) либо для перечисления подкрепления (возврата) средств с лицевого счета бюджета на счета 40703 и 40302 (при недостаточности средств, необходимых для осуществления кассовых выплат с учетом кассовых поступлений на указанные счета за текущий день). Таким образом, на счетах департамента 40703 и 40302 ежедневно формируется остаток средств, необходимый для осуществления оплаты денежных обязательств учреждений за счет средств, полученных ими от приносящей доход деятельности, а также кассовых выплат за счет средств, поступивших во временное распоряжение учреждений. Не позднее последнего рабочего дня каждого месяца сложившийся остаток средств, перечисляемых в течение месяца со счетов 40703 и 40302, возвращается с лицевого счета бюджета на указанные счета в соответствии с данными аналитического учета. А при завершении финансового года — не позднее 29 декабря.

Эффекты и результаты

Введение механизма привлечения остатков внебюджетных средств позволило во втором полугодии 2010 года покрывать кассовые разрывы при исполнении бюджета города за счет данных средств на 30 % — 100 %, обеспечив тем самым своевременное финансирование расходов бюджета (см. рис. 1). В результате экономия бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года составила более 5 млн руб. (исходя из средней процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам 11,3 % годовых. — Прим. ред.). Кроме того, данный порядок использования остатков внебюджетных средств позволил департаменту осуществлять досрочное гашение кредитов банков (в пределах двух-трех недель), что также снизило расходы на обслуживание муниципального долга.

Следует отметить, что данный вопрос нашел свое отражение в Федеральном законе № 83-ФЗ. В частности, ст. 30 данного закона гласит: «Установить, что с 1 января 2011 года остатки средств бюджетных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования)». В декабре 2010 года в Ярославле соответствующий правовой акт подготовлен департаментом финансов. (Распоряжение заместителя мэра, директора департамента финансов мэрии города Ярославля от 14 декабря 2010 г. № 42 «О Порядке перечисления остатков средств бюджетных учреждений города Ярославля со счета, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных учреждений города Ярославля, в бюджет города Ярославля, а также их возврата на указанный счет». — Прим. ред.). Этот правовой акт будет применяться к бюджетным учреждениям, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из бюджета города.

Работа с кредитными организациями

На финансирование кассовых разрывов департамент привлекал также и кредиты коммерческих банков. Всего в 2010 году бюджетом города Ярославля были привлечены кредитные ресурсы от кредитных организаций в объеме 2500 млн руб., в том числе:

431,9 млн руб. на покрытие дефицита бюджета;

1393,0 млн руб. на рефинансирование долговых обязательств, привлекавшихся ранее (2009 год);

675,1 млн руб. на погашение долговых обязательств, привлекавшихся на финансирование временных кассовых разрывов.

рис 1
Процентные ставки по кредитам, привлеченным в 2009 году и переходящим на 2010 год, в силу продолжавшегося финансово-экономического кризиса, были достаточно высоки и составляли на начало года от 18,92 % до 16 % годовых. Однако в результате работы, проводимой с банками в рамках п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ (в соответствии с которым «Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта»), и улучшения общей экономической ситуации, в том числе снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ, удалось оперативно, в рамках действующих контрактов добиться снижения процентных ставок до 13,5 %. В отношении банков, которые не шли на снижение процентных ставок, принимались решения о досрочном возврате кредитов. Со второго полугодия 2010 года кредитные организации стали принимать более активное участие в аукционах по привлечению кредитных ресурсов, в результате процентные ставки стали снижаться: с 10 % годовых по кредитам до 18 месяцев и до 7,2 % годовых по кредитам до 12 месяцев.

В настоящее время совместно с кредитными организациями ведется проработка нового кредитного продукта — возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности, что даст возможность департаменту финансов города в течение периода действия контракта осуществлять оперативное привлечение и гашение кредитов.

В результате всех проведенных мероприятий по привлечению внебюджетных средств на покрытие кассовых разрывов и снижению процентных ставок эффект от экономии расходов на обслуживание долговых обязательств по кредитам кредитных организаций за 2010 год составил около 50 млн руб.

Все муниципальные правовые акты размещены на сайте департамента финансов мэрии города Ярославля http://www.depfin.city-yar.ru в разделе «Нормативные акты». 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно