Новые приоритеты
Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин на пленарном заседании Государственной думы 26 января 2011 года отметил роль органов финансового контроля как элемента обратной связи между обществом и властью. Аналогичная линия развития прослеживается в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, где выделен целый ряд мер, призванных построить действенную систему финансового контроля в условиях внедрения программного бюджета. Особое значение придается построению единой и целостной системы внутреннего и внешнего контроля одновременно с усилением степени ответственности органов государственной власти за конечные результаты их деятельности.
Действующие региональные системы государственного (муниципального) финансового контроля в подавляющем большинстве случаев потребуют довольно серьезного реформирования для адаптации к новым условиям. На повестку дня встает вопрос проверки конечных результатов в количественных и качественных показателях выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также контроля обоснованности расчетов нормативных затрат. Ожидаемое системное реформирование в первую очередь затронет финансовые органы, органы внутреннего контроля главных распорядителей, а также органы муниципального финансового контроля. Вопросы регламентации контрольной деятельности также потребуют значительного совершенствования.
Ряд положений IX главы указанной программы Правительства РФ невыполнимы без внесения корректировок в федеральное законодательство. Однако развитию системы внутреннего контроля на региональном уровне ничто не препятствует и в целом ряде субъектов в рамках региональных целевых программ уже запланированы мероприятия по системному реформированию внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Эти мероприятия обязательно включают в себя оказание методической помощи ГРБС, органам местного самоуправления и построение эффективного взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового контроля. Для этого необходим единый информационно-методологический центр или, иначе говоря, системный регулятор, имеющий соответствующие полномочия, методологическую базу и инструменты информационно-технологического обеспечения процессов.
Современные тренды однозначно указывают направление построения государственной информационно-аналитической системы регионального финансового контроля, в которую должен входить и финансовый орган как главный источник информации о контролируемых объектах. Система должна быть централизованной, автоматизация в этой сфере больше не может носить точечный характер.
Компания «Кейсистемс» предлагает собственное готовое и апробированное решение, обеспечивающее надлежащий масштаб работы и реализацию системного подхода к проблеме. Последняя разработка в серии продуктов для контрольных органов, комплекс «Ревизор-КС», обеспечивает региональный финансовый или иной уполномоченный орган эффективными инструментами для систематизации контрольной работы и учета контрольных мероприятий всех контролирующих органов в единой базе данных. Основная идея комплекса «Ревизор-КС» — это создание единого регионального информационного пространства финансового контроля.
Внутренний контроль
«Ревизор-КС» — это инструмент технологической реализации системы внутреннего контроля, реализуемой в рамках программ по повышению эффективности бюджетных расходов. Простой пример. Настроив «Ревизор-КС», например, в Министерстве финансов субъекта, можно сразу предоставить все настроенные классификаторы, показатели, регламенты, формы документов, отчетов и т. п. другим участникам системы: контрольным органам ГРБС и муниципальных образований. Благодаря этому пользователи, которые могут не иметь достаточного опыта, не будут «вариться в собственном соку», вырабатывая собственные стандарты и регламенты, а, используя готовые, сразу же приступят к эффективной работе.
В условиях реформирования системы государственного финансового контроля «Ревизор-КС» обеспечивает внедрение в практику работы органов исполнительной власти электронных регламентов, отражающих региональные стандарты и типовые положения по контрольной работе. Именно электронные регламенты сегодня составляют основу «электронного правительства», они позволяют наиболее эффективно планировать ресурсное обеспечение контрольных органов и в реальном времени отслеживать соблюдение контролерами и ревизорами надлежащих нормативов и процедур. Автоматически вводятся в практику важнейшие системообразующие инструменты финансового контроля, такие как единый классификатор нарушений, сводный отчет о результатах работы системы государственного финансового контроля и др.
Разграничение полномочий
«Ревизор-КС» позволяет четко разграничить полномочия между органами исполнительной власти и выстроить вертикальное разграничение между субъектом и муниципальными образованиями, в том числе в части контроля за соблюдением целей и условий получения межбюджетных трансфертов. В этой части, например, применяются такие инструменты, как сводный план контрольной работы, появляется возможность более эффективно организовать совместные проверки.
В итоге, даже без увеличения общей штатной численности, более рационально планируется работа и распределяется нагрузка на контрольные органы, повышается доля проверяемых средств в общем объеме финансового обеспечения.
Мониторинг эффективности
«Ревизор-КС» не только консолидирует результаты всех контрольных мероприятий, но и обеспечивает интеграцию с хранилищем данных по исполнению бюджета, что позволяет достичь прозрачности финансовых потоков, обеспечить поддержку принятия решений и непрерывно совершенствовать систему государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, «Ревизор-КС» позволяет получать объективные оценки эффективности и результативности деятельности органов власти и управления из первых рук. Высшее руководство субъекта получает возможность принимать текущие решения, опираясь на мониторинг контрольной работы, а стратегические — опираясь на анализ результатов финансового контроля в целом.«Ревизор-КС» — это действенный инструмент, обеспечивающий реализацию инноваций в сфере финансового контроля, как верно отметил С. В. Степашин на совещании по вопросам совершенствования государственного контроля 8 декабря 2010 года: «Мы все должны помнить, что инновации — это не только новые наукоемкие технологии, материалы и изделия. Инновации — это еще и новые управленческие практики, это более совершенные структуры организаций, это новые методики обучения и работы с кадрами. А в нашей с вами профессиональной сфере инновации — это еще и разработка и внедрение новых, более эффективных и, что немаловажно, менее ресурсоемких методов аудита и контроля».