Версия для печати 5558 Материалы по теме
Информационно-технологическое обеспечение финансового контроля

сергеев
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы финансового контроля. Об инструментах  информационно-технологического обеспечения системы государственного финансового контроля в региональном масштабе рассказывает заместитель генерального директора компании «Кейсистемс» Сергей Николаевич СЕРГЕЕВ.

Новые приоритеты

Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин на пленарном заседании Государственной думы 26 января 2011 года отметил роль органов финансового контроля как элемента обратной связи между обществом и властью. Аналогичная линия развития прослеживается в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, где выделен целый ряд мер, призванных построить действенную систему финансового контроля в условиях внедрения программного бюджета. Особое значение придается построению единой и целостной системы внутреннего и внешнего контроля одновременно с усилением степени ответственности органов государственной власти за конечные результаты их деятельности.

Действующие региональные системы государственного (муниципального) финансового контроля в подавляющем большинстве случаев потребуют довольно серьезного реформирования для адаптации к новым условиям. На повестку дня встает вопрос проверки конечных результатов в количественных и качественных показателях выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также контроля обоснованности расчетов нормативных затрат. Ожидаемое системное реформирование в первую очередь затронет финансовые органы, органы внутреннего контроля главных распорядителей, а также органы муниципального финансового контроля. Вопросы регламентации контрольной деятельности также потребуют значительного совершенствования.

Ряд положений IX главы указанной программы Правительства РФ невыполнимы без внесения корректировок в федеральное законодательство. Однако развитию системы внутреннего контроля на региональном уровне ничто не препятствует и в целом ряде субъектов в рамках региональных целевых программ уже запланированы мероприятия по системному реформированию внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Эти мероприятия обязательно включают в себя оказание методической помощи ГРБС, органам местного самоуправления и построение эффективного взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового контроля. Для этого необходим единый информационно-методологический центр или, иначе говоря, системный регулятор, имеющий соответствующие полномочия, методологическую базу и инструменты информационно-технологического обеспечения процессов.

Современные тренды однозначно указывают направление построения государственной информационно-аналитической системы регионального финансового контроля, в которую должен входить и финансовый орган как главный источник информации о контролируемых объектах. Система должна быть централизованной, автоматизация в этой сфере больше не может носить точечный характер.

Компания «Кейсистемс» предлагает собственное готовое и апробированное решение, обеспечивающее надлежащий масштаб работы и реализацию системного подхода к проблеме. Последняя разработка в серии продуктов для контрольных органов, комплекс «Ревизор-КС», обеспечивает региональный финансовый или иной уполномоченный орган эффективными инструментами для систематизации контрольной работы и учета контрольных мероприятий всех контролирующих органов в единой базе данных. Основная идея комплекса «Ревизор-КС» — это создание единого регионального информационного пространства финансового контроля.

Внутренний контроль

«Ревизор-КС» — это инструмент технологической реализации системы внутреннего контроля, реализуемой в рамках программ по повышению эффективности бюджетных расходов. Простой пример. Настроив «Ревизор-КС», например, в Министерстве финансов субъекта, можно сразу предоставить все настроенные классификаторы, показатели, регламенты, формы документов, отчетов и т. п. другим участникам системы: контрольным органам ГРБС и муниципальных образований. Благодаря этому пользователи, которые могут не иметь достаточного опыта, не будут «вариться в собственном соку», вырабатывая собственные стандарты и регламенты, а, используя готовые, сразу же приступят к эффективной работе.

В условиях реформирования системы государственного финансового контроля «Ревизор-КС» обеспечивает внедрение в практику работы органов исполнительной власти электронных регламентов, отражающих региональные стандарты и типовые положения по контрольной работе. Именно электронные регламенты сегодня составляют основу «электронного правительства», они позволяют наиболее эффективно планировать ресурсное обеспечение контрольных органов и в реальном времени отслеживать соблюдение контролерами и ревизорами надлежащих нормативов и процедур. Автоматически вводятся в практику важнейшие системообразующие инструменты финансового контроля, такие как единый классификатор нарушений, сводный отчет о результатах работы системы государственного финансового контроля и др.

Разграничение полномочий

«Ревизор-КС» позволяет четко разграничить полномочия между органами исполнительной власти и выстроить вертикальное разграничение между субъектом и муниципальными образованиями, в том числе в части контроля за соблюдением целей и условий получения межбюджетных трансфертов. В этой части, например, применяются такие инструменты, как сводный план контрольной работы, появляется возможность более эффективно организовать совместные проверки.

В итоге, даже без увеличения общей штатной численности, более рационально планируется работа и распределяется нагрузка на контрольные органы, повышается доля проверяемых средств в общем объеме финансового обеспечения.

Мониторинг эффективности

рис 1
«Ревизор-КС» не только консолидирует результаты всех контрольных мероприятий, но и обеспечивает интеграцию с хранилищем данных по исполнению бюджета, что позволяет достичь прозрачности финансовых потоков, обеспечить поддержку принятия решений и непрерывно совершенствовать систему государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, «Ревизор-КС» позволяет  получать объективные оценки эффективности и результативности деятельности органов власти и управления из первых рук. Высшее руководство субъекта получает возможность принимать текущие решения, опираясь на мониторинг контрольной работы, а стратегические — опираясь на анализ результатов финансового контроля в целом. 

«Ревизор-КС» — это действенный инструмент, обеспечивающий реализацию инноваций в сфере финансового контроля, как верно отметил С. В. Степашин на совещании по вопросам совершенствования государственного контроля 8 декабря 2010 года: «Мы все должны помнить, что инновации — это не только новые наукоемкие технологии, материалы и изделия. Инновации — это еще и новые управленческие практики, это более совершенные структуры организаций, это новые методики обучения и работы с кадрами. А в нашей с вами профессиональной сфере инновации — это еще и разработка и внедрение новых, более эффективных и, что немаловажно, менее ресурсоемких методов аудита и контроля». 

Поделиться