В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, Федерального казначейства, Росрыболовства, Пенсионного фонда РФ, Челябинской городской думы, правительства Оренбургской области, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, коммерческих структур и ряда образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе два представителя от вузов Азербайджана.
Конференцию открыла проректор Финансового университета по научной работе, профессор М. А. Федотова, которая отметила важную роль государственного финансового контроля не только в обеспечении успешного решения задач бюджетной реформы, но и в обеспечении экономической безопасности государства. Имеющиеся проблемы в борьбе с коррупцией свидетельствуют и о недостатках в организации государственного финансового контроля. В связи с этим целью конференции определено рассмотрение проблем в теории и практике государственного финансового контроля и выработка рекомендаций по их решению и повышению эффективности финансового контроля в бюджетной сфере.
В докладе «Повышение эффективности финансового контроля в современных условиях» заместитель заведующего кафедрой «Финансовый контроль» профессор Н. З. Кунц проанализировал имеющиеся проблемы в государственном финансовом контроле и их причины. В числе основных профессор отметил: отсутствие реальной системы органов государственного финансового контроля и механизма их взаимодействия, единых правовых и методологических основ финансового контроля и единой информационной системы о выявленных правонарушениях. По мнению докладчика, нуждается в совершенствовании и система подготовки и повышения квалификации кадров контрольно-счетных органов. Вопросы создания единой системы финансового контроля, единых критериев оценки эффективности использования государственных средств были проанализированы и в выступлении руководителя аппарата Совета Федерации В. В. Свинарева.
С интересом были выслушаны выступления представителей контрольных органов законодательной и исполнительной власти. Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ профессор Н. С. Столяров обратил внимание на повышение роли государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности и важности обеспечения при этом независимости внешнего контроля, в том числе в регионах. Проблемам контроля эффективности механизма размещения государственного заказа посвятила выступление главный инспектор Счетной палаты РФ Т. Э. Чепасова. Она отметила недостатки правового регулирования в данной сфере, создающие условия для коррупции со стороны заказчиков и мошенничества со стороны потенциальных исполнителей государственных заказов, поставки продукции ненадлежащего качества и ущемленности интересов единственных производителей. Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов остановился на проблемах развития внутреннего контроля и аудита с использованием информационных технологий в целях обеспечения эффективности деятельности органов исполнительной власти. Начальник управления Росфиннадзора А. А. Фонарев выделил проблемы взаимодействия финансово-контрольных и правоохранительных органов в процессе осуществления финансового контроля и использования единой терминологии, решение которых необходимо для обеспечения деятельности ведомств.
Начальник департамента Пенсионного фонда РФ профессор А. К. Соловьев рассказал о необходимости усиления контроля за формированием доходов и использованием средств фонда. При этом он обратил внимание на широкий спектр объектов финансового контроля, начиная с формирования пенсионных прав застрахованных и заканчивая формированием доходов Пенсионного фонда и эффективным использованием его средств.
Вопросы формирования информационной базы в учете для анализа эффективности расходов по государственным заданиям и программам в условиях перехода государственных учреждений с бюджетного на бухгалтерский учет проанализировал начальник группы бухгалтерского учета Федерального управления Минпромторга России Т. М. Токмурзин.
Проблемы развития муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» рассмотрели в своих выступлениях депутат Челябинской городской думы Д. В. Девяткин и вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области Н. Л. Левинсон.
Замечания
Участники конференции отметили динамичное развитие системы государственного финансового контроля, но тем не менее они считают, что:
замедление темпов экономического развития страны и снижение устойчивости бюджетной системы государства, высокий уровень коррупции, ослабляющие национальную, в том числе экономическую, безопасность страны, обусловливают необходимость определения границ финансового контроля, государственного финансового контроля, места в нем муниципального финансового контроля, усиления контроля за использованием государственных ресурсов, реализацией планов противодействия коррупции, антикризисных мероприятий, инновационного развития экономики и социальной защиты населения;
стратегическое прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны и принятие долгосрочных государственных программ требуют совершенствования стратегического аудита, нацеленного на предварительный контроль обоснованности прогнозов, возможности их реализации и оценки значимости конечных результатов;
принимаемые государством меры по обеспечению полноты поступления доходов в бюджеты и повышению эффективности бюджетных расходов требуют создания единой системы государственного финансового контроля, повышения его эффективности и совершенствования взаимодействия внешнего и внутреннего финансового контроля;
расширение самостоятельности государственных учреждений и появление наряду с автономными казенных и бюджетных учреждений с расширенными правами обусловливает потребность в уточнении границ государственного финансового контроля в целях обеспечения выполнения государственных заданий;
усложнение задач государственного финансового контроля и повышение требований к его эффективности требуют развития теории финансового контроля, подготовки специалистов финансового контроля и повышения их квалификации на систематической основе.
Предложения
В связи со сложившимися условиями участники конференции предложили:
для повышения эффективности борьбы с коррупцией на всех уровнях государственного управления и в органах местного самоуправления при любых видах проверок использовать возможности взаимодействия с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контроль; проверять размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов и использование государственной (муниципальной) собственности; для повышения качества проверок разработать совместный с правоохранительными органами стандарт антикоррупционной проверки;
в целях снижения уровня ущерба бюджетам, наносимого различными нарушениями при использовании бюджетных средств, развивать формы предварительного контроля на этапах принятия бюджетов, программ, инновационных проектов и т. п.;
для разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, определения порядка их взаимодействия и недопущения дублирования контрольных мероприятий развивать правовые основы государственного финансового контроля;
в целях обеспечения единых подходов к организации, проведению и реализации результатов государственного финансового контроля провести круглые столы по обсуждению проблем классификации финансового контроля, финансовых нарушений и развитию аудита эффективности;
для повышения квалификации специалистов контрольно-счетных органов и исследования проблем организации и осуществления государственного финансового контроля в условиях бюджетной реформы активизировать взаимодействие с профильными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Создание современной эффективной системы государственного финансового контроля на единой теоретической основе с использованием единых стандартов при тесном взаимодействии внешнего и внутреннего финансового контроля позволят эффективнее использовать бюджетные средства, направленные на обеспечение безопасности государства, инновационное развитие экономики страны и человеческого капитала.