Версия для печати 6271 Материалы по теме
Биллинговые технологии:  опыт и практика использования  в Кировской области

Гвызин Олег Леонидович
С появлением института администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ стало очевидным, что применение биллинговых технологий — реально работающий и прогрессивный метод уплаты налогов и других обязательных платежей физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В Кировской области для уплаты налогов и других обязательных платежей физические лица активно используют банковские устройства и платежные терминалы Сбербанка России. Расчеты производятся как в виде наличных платежей, так и с использованием международных банковских карт, в том числе и корпоративных. 

Система электронного документооборота с использованием биллинговых технологий была протестирована и начала внедряться в Кировской области в 2008 году. Первыми  возможность перечислить налоговые платежи на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет № 40101) получили физические лица — плательщики транспортного налога и налога на имущество. Администратором поступлений в бюджет выступало Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области. 

В 2009 году после ряда встреч руководителей и специалистов Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области, Кировского отделения № 8612 ОАО «Сбербанк России» (далее — Кировское отделение Сбербанка России), Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее — УФК по Кировской области) был разработан и утвержден план совместных мероприятий. В частности, подписано Соглашение по внедрению электронного документооборота по приему, передаче и обработке налоговых и неналоговых платежей, собираемых в бюджетную систему РФ через структурные подразделения Сбербанка. Данное Соглашение предусматривает использование биллинговых технологий при приеме платежей и электронном обмене информацией по платежным документам между Сбербанком и администраторами поступлений в бюджет. В результате активной работы по внедрению биллинговых технологий расчетов в 2009 году с Кировским отделением Сбербанка России были подписаны Соглашения о взаимодействии с пятью наиболее крупными администраторами поступлений в бюджет: 

1 Управлением внутренних дел по Кировской области — по уплате гос­пошлины за регистрацию транспортных средств, административных штрафов;

2 Управлением Федеральной миграционной службы по Кировской области — по уплате всех видов госпошлины, штрафных санкций, поступлений от возмещения ущерба;

3 Управлением Министерства юстиции по Кировской области — по уплате всех видов госпошлин за регистрацию актов гражданского состояния;

4 Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кировской области — по уплате денежных взысканий по возбужденному исполнительному производству, исполнительскому сбору;

5 Отделением Пенсионного фонда по Кировской области — по уплате всех видов администрируемых платежей.

В 2010 году аналогичные Соглашения были заключены с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, Центром Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. 

Для совершенствования работы на территории районов и городов Кировской области по внедрению биллинговых технологий УФК по Кировской области и Кировское отделение Сбербанка России подготовили и направили в отделения Управления и подразделения Сбербанка письмо с рекомендациями по популяризации использования биллинга и осуществления платежей через терминалы самообслуживания с привлечением администраторов поступлений в бюджет и плательщиков. В 2010 году ежедневно по выписке банка по счету № 40101 по системе биллинговых расчетов проходило 200–300 документов, в среднем за день платежей в бюджет поступало на сумму до 1,5 млн руб. Преимущества данной системы расчетов с бюджетом как для администраторов поступлений в бюджеты, так и для плательщиков очевидны.

Биллинг как средство борьбы с невыясненными платежами 

Использование биллинговых технологий позволило администраторам поступлений в бюджеты получать от кредитных организаций информацию по администрируемым платежам в автоматическом режиме в виде электронного файла. В результате, получив от банка Реестр платежей, администратор поступлений в бюджет имеет возможность по каждому плательщику производить загрузку данных в свою систему учета автоматически, что позволяет ускорить обработку учитываемых данных и дает возможность не допускать ошибок при унификации платежей по лицевым счетам клиентов. В зависимости от условий заключенных договоров информация о платежах может быть предоставлена администраторам поступлений в бюджеты в режиме реального времени. Перечисление платежей на счет № 40101 УФК по Кировской области осуществляется Сбербанком России на следующий операционный день сводными платежными поручениями. 

Система расчетов с бюджетом через банкоматы и платежные терминалы без оформления плательщиком платежного документа (Форма ПД-4) позволяет избегать ошибок и соответственно уменьшать объем невыясненных платежей на счете № 40101 УФК по Кировской области, а также поддержать текущую (оперативную) ликвидность счетов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Использование в своей деятельности различных инструментов, направленных на сокращение невыясненных поступлений и обеспечение поддержания текущей ликвидности счетов бюджетов, в том числе биллинга, позволяет эффективно решать поставленную задачу (см. рис. 1). 

график
Через устройства самообслуживания плательщик самостоятельно осуществляет платежи наличными денежными средствами или с использованием банковской карты в любое удобное время и в любом месте. Устройства самообслуживания, как и филиальная сеть банка, могут выдавать плательщику информацию о задолженности, считывать штрих-код, нанесенный на платежные документы, либо всю необходимую информацию плательщик может ввести в терминал самостоятельно.

Совершая платеж с использованием устройства самообслуживания Сбербанка России, плательщик должен самостоятельно ввести идентифицирующие платеж данные (лицевой счет, индекс платежного документа и т. д.). В результате все реквизиты платежа, включая сумму задолженности, выводятся на экран автоматически и можно проводить с банковской карты операцию платежа в бюджет, не заполняя никаких бумажных платежных документов. 

В заключение необходимо отметить, что биллинговая система расчетов с бюджетом прогрессивна в сравнении с обычным порядком расчетов на бумажных носителях. Положительным моментом является увеличение скорости приема и обработки информации о платежах, исключение бумажного документооборота и ошибок, возникающих по причине так называемого человеческого фактора, имеющего место при ручной обработке платежных документов. 

Поделиться