Евросоюз
Анна БЖОЗОВСКА, ведущий эксперт по вопросам экономики и торговли Торгово-экономического отдела представительства Европейского союза в России.Я выражаю мнение европейских компаний, которые хотят или работать, или импортировать в Россию и делятся с нами своим опытом. В целом можно сказать, что российский рынок мы считаем сложным. С одной стороны, он предоставляет очень большие возможности благодаря наличию не только природных ресурсов страны, но и человеческого капитала. У России большой потенциал развития потребительского рынка с точки зрения продвижения и продажи новых товаров и услуг. Но, с другой стороны, очень многие компании выражают сомнения по поводу того, стоит ли работать в России, и главная причина этого — неопределенность российского рынка. Например, во время кризиса были введены новые меры, новые тарифы, а информация о них компаниям Евросоюза не была предоставлена, не проводились специальные консультации. Для российского рынка характерны высокие риски для бизнеса.
В основном в вашей стране преуспели крупные мультинациональные компании. В то же время мы считаем, что для России очень важно развитие малого и среднего бизнеса, так как он дает новые рабочие места, а также, исходя из европейского опыта, является главным источником инноваций.
Какие меры могут помочь привлечению европейских компаний в Россию? Во-первых, доступность и прозрачность информации. Она должна быть максимально полной, объективной, желательно на иностранных языках, и чтобы ее можно было быстро найти. Это очень важная составляющая успешного ведения дел, потому что помимо всего прочего помогает весьма эффективно бороться с коррупцией. Во-вторых, это простые и быстрые процедуры: уменьшение циркуляции бумажных документов, возможность подачи документов онлайн, прозрачная процедура государственных закупок, четкие процедуры на таможне. Причем я считаю, что эти меры будут хорошо приняты и русскими компаниями, так как очень часто интересы иностранных и российских компаний совпадают.
Сейчас, в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, появляются новые инвестиционные возможности для европейских компаний. Со вступлением в ВТО такие шаги, как повышение пошлин без предварительных консультаций, уже не будут возможны. Уверенно могу сказать, что это имеет решающее значение для европейских компаний. Положительным шагом, который также поможет инвестициям, стало внесение изменений в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ, который облегчает миграционные процедуры для высококвалифицированных специалистов. Важным моментом стало и появление портала Министерства экономического развития РФ, на котором компании могут оставлять свои жалобы.
Важная работа, которая ведется сейчас, — переговоры по подписанию базового соглашения между Россией и Евросоюзом, где будет очень важный раздел, касающийся инвестиций и торговли, а также по соглашению о свободной торговле, которое будет подписано после базового соглашения.
Германия
Константин ШАМБЕР, управляющий директор компании StrategicInterCom (Мюнхен, Германия)Какой он, средний бизнес Германии
Среднее предпринимательство Германии является очень типичным и отражает многие особенности европейского среднего бизнеса в целом. Характерно, что именно средний бизнес (а это весьма небольшие компании) в Германии, как и во всей Европе, является главным налогоплательщиком. В большинстве случаев, если мы говорим о среднем предпринимательстве, это частный бизнес, и нередко семейный. Почему это важно? Когда частный бизнес существует во втором, третьем поколении, то, во-первых, есть уже готовая структура менеджмента, во-вторых, большой накопленный опыт, финансовые транзакции, которые происходят в компаниях, урегулированы, а самое главное, транспарентны для этого бизнеса. Поэтому предприниматели Германии реализуют инвестиции вне Германии и Европы очень взвешенно, детально анализируя те условия, которые предлагаются в других странах.
Также важной особенностью среднего бизнеса Германии является тот факт, что именно он, а не малый бизнес и не крупный, является мотором, самым активным участником на рынке инноваций. Почему так происходит? Можно наблюдать, что многие крупные транснациональные компании все больше обязанностей перекладывают именно на плечи среднего предпринимательства в рамках аутсорсинга. Например, у таких компаний, как «BMW», «Audi», «Mercedes», от 20 до 70 % разработок осуществляется именно компаниями-партнерами, которые и являются средним бизнесом. Поэтому, если Россия хочет поднять инновационный уровень в своих регионах, то необходимо обращать внимание не на крупные фирмы, а в первую очередь на сопутствующие средние компании, которые потом и станут мотором инноваций.
Учитывая этот нюанс, можно уверенно сказать, что узкая специализация позволяет занять передовые позиции. Именно тогда, когда коллектив, насчитывающий от 10 до 150 человек, работает над конкретной проблемой, такой коллектив и становится профи в конкретной отрасли. А не крупные компании, где работает 10 тыс. человек и один отдел не совсем понимает, чем занимается другой. Такая проблема существует во всех крупных компаниях и в Германии, и в России.
Инвестиции в Россию: позиция немецкого бизнеса
Я приведу данные, которые, на наш взгляд, отражают ту позицию немецкого среднего бизнеса, которую необходимо понять российской стороне, а именно то, что нужно сделать, изменить, чтобы немецкий, а также европейский средний бизнес пришел на российский рынок. Сначала положительный аспект: какова привлекательность инвестиций в регионы России с точки зрения немецкого предпринимательства?
1 Россия — очень большой рынок сбыта, причем общепотребительский рынок явно шире, чем инновационный. Следовательно, те инновационные продукты, которые будут создаваться или уже создаются в России, на наш взгляд, не находят рынка сбыта именно в России, а значит, уже считаются экспортными.
2 Географические преимущества. Российскую Федерацию можно рассматривать как мост между Азией и Европой, особенно важны западная и юго-восточная территории, то есть граничащие с Европой и с Китаем.
3 Диверсификация бизнес-рисков в целом. Дело в том, что, когда компания стремится следовать процессу глобализации и расширяет рынки сбыта, она старается диверсифицировать риск, то есть с каждым дополнительным выходом на рынок распределяются риски и тем самым компания улучшает свое финансовое положение в целом, а значит, и инновационный уровень.
4 Еще один немаловажный аспект — схожесть менталитетов. Например, часто возникают сложности при инвестировании западных компаний в Китай. В Китае существует своя специфика кадрового управления, которую иногда очень тяжело направить именно в то русло, которое хотелось бы инвестору. Я считаю, что кадровое управление в России в целом очень схоже с кадровым управлением в Германии или в других европейских странах и это облегчает контакт.
Теперь о негативных аспектах, которых, к сожалению, будет больше, нежели позитивных. Но я думаю, что главная цель — понять негативные стороны и тем самым повлиять на процесс улучшения инвестиционного климата в стране.
1 Отсутствие позитивного бизнес-имиджа России у многих немецких предпринимателей в целом. Это исключительно психологический фактор, но он немаловажен. Негативный имидж России создает пресса, также он формируется на основе какого-то личного опыта, например, на таком уровне, когда вы идете в российское посольство получать визу. Здесь у предпринимателя появляется первое представление о России. Это относительно субъективная оценка, она может не являться главным фактором, но в подсознании человека откладывается негативный отпечаток о стране в целом, а следовательно, и об инвестировании в ее экономику.
2 Бюрократические процедуры оформления необходимых документов. Я думаю, всем известно, что, как только иностранный предприниматель или инвестор приходит в Россию, он сталкивается с огромным количеством проблем по оформлению бумаг, причем в различных отраслях, что вызывает недовольство и непонимание многих предпринимателей.
3 Недостаточное количество в регионах консалтинговых и юридических фирм, именно немецких или европейско-российских. Дело в том, что для инвестора очень важно иметь непосредственную связь как с «родной» компанией, консалтинговой или юридической, так и с российским партнером. Вот именно такого симбиоза между российско-немецкими или российско-европейскими фирмами нет, что является большим барьером при решении каких-либо проблем. Привлечение специалистов из центра менее эффективно. Если даже в Москве и Санкт-Петербурге существуют такие консалтинговые юридические компании, то привлекать их в различные регионы будет неэффективно, дорого и может быть даже неуместно.
4 Недостаток хорошо обученных кадров в регионах. Дело в том, что хорошие кадры, которые знают себе цену, либо эмигрируют за рубеж, либо едут в центр, опять же в Москву или Санкт-Петербург и тем самым создают «вакуум» в регионах.
5 Проблема дипломов. Это очень серьезная проблема, которая возникла в 90-х годах. Если раньше, приходя в любой немецкий университет, вы могли показать сертификат о высшем образовании и его просто переводили и подтверждали, то сегодня это уже не практикуется, так как по заявлениям некоторых представителей университетов Германии, 50–60 % дипломов из России — поддельные. Проблема еще в том, что сам диплом может быть настоящим, но обладатель этого диплома мог половину лекций не посещать, а потом просто договориться с преподавателем и тем самым де-юре получить образование, а де-факто нет. То есть качество российского образования не гарантировано.
6 Сильная централизация власти. Это делает принятые решения более политическими и менее ориентированными на решение социально-экономических задач. Я понимаю, что эта централизация необходима с политической точки зрения. Но если рассматривать инновационную модель как независимую, когда отдельные организации нацелены на поиск чего-то нового, то здесь надо придерживаться социально-экономических задач, а не политических.
7 Недостаточная прозрачность регулирования финансовых потоков. Проблема России — «привязка» к личностям, а не к функциональности чиновника. Например, в Германии, если вы оформляете фирму, решаете какие-то финансовые проблемы, вы идете к чиновнику, которого вы лично не знаете и знать не должны, и решаете свои проблемы. Если вы приходите через месяц и там сидит другой чиновник, это для вас не важно, так как он будет так же усердно выполнять свою функцию, как и его предшественник. В России дело обстоит совсем иначе. Если с поста ушел чиновник, с которым вы общались, значит ушел покровитель и нужно решать проблему «с нуля», снова набирать социальные контакты и тем самым заново инвестировать время и деньги.
Я думаю, что перечисленные факторы являются самыми главными барьерами, препятствующими приходу иностранных инвестиций в российские регионы.
(По материалам II Форума регионов России, 18 февраля 2011 г.)