Ассигнования из консолидированного бюджета области в 2005 году на социальную политику во Владимирской области составили 14 % от его доходов, что в 1,5 раза больше уровня текущего года. Всего же социальную поддержку в виде пособий, компенсаций, льгот и услуг получат около 750 тысяч человек, или каждый второй житель области. Сегодня о мерах, принимаемых администрацией области для поддержки социально необеспеченных слоев населения нам рассказывает директор департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, Любовь Евгеньевна Кукушкина.
—Какие мероприятия, проведенные департаментом в 2004 году, можно особо выделить?
—Мероприятий было проведено немало. В целях улучшения экономических условий жизни наших земляков Законодательным Собранием Владимирской области принято 8 разработанных нами законов, регламентирующих меры государственной поддержки таким категориям граждан, как ветераны труда, труженики тыла, многодетные и малообеспеченные семьи и некоторым другим.
Под девизом "Ветераны Великой Отечественной войны: их роль в героическом прошлом, настоящем и будущем России" в области организованно прошла декада, посвященная Международному дню пожилых людей. В ее рамках было проведено областное торжественное собрание, на которое были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и активисты ветеранских организаций. Особенно импонирует то, что эти мероприятия прошли в теплой, непринужденной, но в то же время конструктивной и деловой обстановке.
Хотелось бы отметить и Первый областной фестиваль специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Ведь, в настоящее время каждое учреждение имеет свой, в чем-то неповторимый опыт работы с беспризорными и безнадзорными детьми в условиях окружающего социума, свой авторитет не только среди подростков, но и у других органов и учреждений системы профилактики несовершеннолетних. Фестиваль продемонстрировал нам широкий спектр методов работы коллективов учреждений, раскрыл творческий потенциал социальных работников, привлек общественное внимание к нашим учреждениям, проблемам семьи и детей, совместному поиску их решений.
—В области действует закон «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам», в соответствии с которым гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, производится единовременная денежная выплата в размере от 150 до 500 рублей. Но ведь, 465 тысяч жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. А дополнительную социальную поддержку получают примерно 30-40 тысяч человек. Кто решает вопрос о предоставлении подобных выплат?
—Закон Владимирской области «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» действует в области второй год.
Социальная помощь носит заявительный характер и для ее получения граждане обращаются в местный орган социальной защиты населения.
Решение о выплате социальной помощи принимается только после обследования материально-бытового положения заявителей работниками органов социальной защиты населения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что социальную помощь получают именно те граждане, которые наиболее нуждаются в ней.
Конечно же, выделяемые из областного бюджета средства не позволяют обеспечить дополнительными выплатами всех малообеспеченных граждан. Но уже в следующем году на предоставление социальной помощи будет направлено средств в 1,5 раза больше по сравнению с текущим годом. Это позволит повысить минимальный размер помощи и оказать её большему числу нуждающихся.
Хочется отметить, что помимо этого Закона действующим законодательством установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, например семьям с детьми, многодетным семьям, реабилитированным лицам, участникам контртеррористических действий на Северном Кавказе и др.
Кроме того, нуждающимся гражданам предоставляется материальная и натуральная помощь за счет средств местных бюджетов, областных и районных фондов социальной поддержки населения.
—С января 2004 года вступил в действие закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов во Владимирской области». Как идет его исполнение? Какие мероприятия проведены в рамках выполнения закона? Кто отслеживает качество трудоустройства?
—Да, действительно, данный Закон вступил в силу 1 января текущего года, но механизмы его реализации действуют с момента опубликования постановления Губернатора области "О мерах по реализации Закона Владимирской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов во Владимирской области", то есть с мая месяца. Именно этим постановлением утверждены Порядок установления квоты и внесения обязательной платы в областной бюджет в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также Порядок расходования средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
За время со дня принятия данного постановления муниципальными органами социальной защиты населения проведена организационная работа по выявлению предприятий и организаций, подпадающих под действие областного Закона, постановке их на учет и установлению квоты для трудоустройства инвалидов.
Предприятия, не выполняющие квоту, перечисляют в областной бюджет средства, которые будут направляться работодателям в виде субвенций на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
Наша цель – использовать эти средства с наибольшей эффективностью и максимальной пользой для инвалидов, для того, чтобы в кратчайшие сроки создать недорогие, но оптимальные рабочие места для безработных инвалидов. Контроль же за выполнением квоты, а также за качеством трудоустройства, возложен на органы социальной защиты населения.
— А какие новые социальные программы планируется реализовать в следующем году? Есть ли в области губернаторские программы в области социальной политики?
—В нашем регионе в настоящее время разрабатывается областная целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы. Её принятие позволит предусмотреть необходимые меры по оздоровлению пожилых людей, улучшению социального положения граждан старшего поколения, повышению их роли в общественной жизни, укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания. Наличие собственной региональной программы, предусматривающей дополнительное финансирование ее мероприятий из средств областного бюджета, по моему мнению, будет способствовать привлечению в область средств из федерального бюджета.
В течение ряда лет на территории нашего региона реализуется областная целевая программа "Дети Владимирской области". Действие данной программы будет продолжено и в следующем году.
—Основная масса обращений инвалидов в органы социальной защиты касается именно лекарственного обеспечения. Как решается эта проблема в регионе?
—Льготное лекарственное обеспечение инвалидов находится на постоянном контроле в администрации области. Данный вопрос дважды рассматривался на коллегии обладминистрации, изыскиваются дополнительные средства для обеспечения инвалидов льготными лекарствами. В текущем году к первоначально утвержденным лимитам на эти цели направлено 38 млн.руб. (увеличение на 80 %). Получателями лекарств на льготных условиях стали более 67 тысяч инвалидов.
—Как решается вопрос создания в области социальных учреждений для незащищенных - стариков и детей.
—Результатом сложившейся в регионе демографической ситуации стал значительный рост доли старшего поколения в общем составе населения. Это привело к высокой востребованности социальных услуг. Одним из основных условий обеспечения доступности социальных услуг для населения является развитие сети учреждений, предоставляющих эти услуги пожилым гражданам. К сожалению, низкие доходы граждан не позволяют выйти на этот рынок частным структурам, и эта работа практически в полном объеме легла на плечи государства.
В настоящее время в услугах учреждений социального обслуживания во Владимирской области нуждаются около 90 тысяч человек.
Область имеет достаточно развитую сеть социальных учреждений, в которую входят: 17 стационарных учреждений социального обслуживания населения на 3,2 тысяч мест, оказывающих услуги престарелым гражданам. В дополнение к ним в 14 территориях области открыты 19 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов малой вместимости.
В регионе проводится работа по формированию единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми. Ее основой должны стать новые формы учреждений стационарного обслуживания – геронтологические центры.
По состоянию на 1 октября 2004 года в области функционируют 26 учреждений социального обслуживания семьи и детей. (для сравнения, в Ярославской, Ивановской, Смоленской областях таких учреждений по 17, в Рязанской – 9) .
За два последних года в области было открыто 11 вышеуказанных учреждений. Это - социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям. С июля 2003 года функционирует отделение перевозки при областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Все это позволяет оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении.
—А все таки, какие задачи департамента вы считаете первоочередными?
—С 1 января 2005 года в соответствии с законом "о монетизации льгот" на плечи областного бюджета ложится нелегкое бремя социальной поддержки наиболее многочисленных категорий наших льготников: ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, семей с детьми, и некоторых других. Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы качество жизни каждого из них не только не ухудшилось, но и повысилось.
Еще до принятия Федерального закона о замене льгот денежными компенсациями администрацией области предпринимались и сейчас предпринимаются меры по поступательному увеличению объема средств, выделяемых на реализацию закона "О ветеранах". В этом году на социальные нужды данных категорий граждан администрацией области выделено более 500 миллионов рублей. Расходы областного бюджета на одного ветерана в месяц во Владимирской области составили 190 рублей. По имеющейся информации этот показатель в ряде областей-соседей несколько ниже, чем у нас.
В настоящее время перед департаментом встает множество организационных задач, связанных с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Создание единой базы данных на граждан, нуждающихся в помощи государства, необходимость выработки надежных механизмов предоставления мер социальной поддержки, увеличение числа социальных учреждений областного подчинения за счет передачи учреждений из муниципального ведения - это далеко не полный перечень задач, вызванных перераспределением управленческих полномочий.
Рыночные отношения проникают во все сферы нашей жизни. Не станет исключением и система социальной защиты. Наша задача состоит в том, чтобы создать необходимое правовое поле для решения социальных проблем за счет частной инициативы. Оно должно отвечать двум главным критериям: обеспечению конкурентной среды для организаций, предоставляющих социальные услуги и соблюдению интересов граждан, в них нуждающихся. Мы должны создать для человека условия, в которых он имел бы возможность сделать реальный выбор между государственным учреждением и частной структурой.
—Какие мероприятия, проведенные департаментом в 2004 году, можно особо выделить?
—Мероприятий было проведено немало. В целях улучшения экономических условий жизни наших земляков Законодательным Собранием Владимирской области принято 8 разработанных нами законов, регламентирующих меры государственной поддержки таким категориям граждан, как ветераны труда, труженики тыла, многодетные и малообеспеченные семьи и некоторым другим.
Под девизом "Ветераны Великой Отечественной войны: их роль в героическом прошлом, настоящем и будущем России" в области организованно прошла декада, посвященная Международному дню пожилых людей. В ее рамках было проведено областное торжественное собрание, на которое были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и активисты ветеранских организаций. Особенно импонирует то, что эти мероприятия прошли в теплой, непринужденной, но в то же время конструктивной и деловой обстановке.
Хотелось бы отметить и Первый областной фестиваль специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Ведь, в настоящее время каждое учреждение имеет свой, в чем-то неповторимый опыт работы с беспризорными и безнадзорными детьми в условиях окружающего социума, свой авторитет не только среди подростков, но и у других органов и учреждений системы профилактики несовершеннолетних. Фестиваль продемонстрировал нам широкий спектр методов работы коллективов учреждений, раскрыл творческий потенциал социальных работников, привлек общественное внимание к нашим учреждениям, проблемам семьи и детей, совместному поиску их решений.
—В области действует закон «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам», в соответствии с которым гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, производится единовременная денежная выплата в размере от 150 до 500 рублей. Но ведь, 465 тысяч жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. А дополнительную социальную поддержку получают примерно 30-40 тысяч человек. Кто решает вопрос о предоставлении подобных выплат?
—Закон Владимирской области «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» действует в области второй год.
Социальная помощь носит заявительный характер и для ее получения граждане обращаются в местный орган социальной защиты населения.
Решение о выплате социальной помощи принимается только после обследования материально-бытового положения заявителей работниками органов социальной защиты населения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что социальную помощь получают именно те граждане, которые наиболее нуждаются в ней.
Конечно же, выделяемые из областного бюджета средства не позволяют обеспечить дополнительными выплатами всех малообеспеченных граждан. Но уже в следующем году на предоставление социальной помощи будет направлено средств в 1,5 раза больше по сравнению с текущим годом. Это позволит повысить минимальный размер помощи и оказать её большему числу нуждающихся.
Хочется отметить, что помимо этого Закона действующим законодательством установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, например семьям с детьми, многодетным семьям, реабилитированным лицам, участникам контртеррористических действий на Северном Кавказе и др.
Кроме того, нуждающимся гражданам предоставляется материальная и натуральная помощь за счет средств местных бюджетов, областных и районных фондов социальной поддержки населения.
—С января 2004 года вступил в действие закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов во Владимирской области». Как идет его исполнение? Какие мероприятия проведены в рамках выполнения закона? Кто отслеживает качество трудоустройства?
—Да, действительно, данный Закон вступил в силу 1 января текущего года, но механизмы его реализации действуют с момента опубликования постановления Губернатора области "О мерах по реализации Закона Владимирской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов во Владимирской области", то есть с мая месяца. Именно этим постановлением утверждены Порядок установления квоты и внесения обязательной платы в областной бюджет в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также Порядок расходования средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
За время со дня принятия данного постановления муниципальными органами социальной защиты населения проведена организационная работа по выявлению предприятий и организаций, подпадающих под действие областного Закона, постановке их на учет и установлению квоты для трудоустройства инвалидов.
Предприятия, не выполняющие квоту, перечисляют в областной бюджет средства, которые будут направляться работодателям в виде субвенций на создание специальных рабочих мест для инвалидов.
Наша цель – использовать эти средства с наибольшей эффективностью и максимальной пользой для инвалидов, для того, чтобы в кратчайшие сроки создать недорогие, но оптимальные рабочие места для безработных инвалидов. Контроль же за выполнением квоты, а также за качеством трудоустройства, возложен на органы социальной защиты населения.
— А какие новые социальные программы планируется реализовать в следующем году? Есть ли в области губернаторские программы в области социальной политики?
—В нашем регионе в настоящее время разрабатывается областная целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы. Её принятие позволит предусмотреть необходимые меры по оздоровлению пожилых людей, улучшению социального положения граждан старшего поколения, повышению их роли в общественной жизни, укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания. Наличие собственной региональной программы, предусматривающей дополнительное финансирование ее мероприятий из средств областного бюджета, по моему мнению, будет способствовать привлечению в область средств из федерального бюджета.
В течение ряда лет на территории нашего региона реализуется областная целевая программа "Дети Владимирской области". Действие данной программы будет продолжено и в следующем году.
—Основная масса обращений инвалидов в органы социальной защиты касается именно лекарственного обеспечения. Как решается эта проблема в регионе?
—Льготное лекарственное обеспечение инвалидов находится на постоянном контроле в администрации области. Данный вопрос дважды рассматривался на коллегии обладминистрации, изыскиваются дополнительные средства для обеспечения инвалидов льготными лекарствами. В текущем году к первоначально утвержденным лимитам на эти цели направлено 38 млн.руб. (увеличение на 80 %). Получателями лекарств на льготных условиях стали более 67 тысяч инвалидов.
—Как решается вопрос создания в области социальных учреждений для незащищенных - стариков и детей.
—Результатом сложившейся в регионе демографической ситуации стал значительный рост доли старшего поколения в общем составе населения. Это привело к высокой востребованности социальных услуг. Одним из основных условий обеспечения доступности социальных услуг для населения является развитие сети учреждений, предоставляющих эти услуги пожилым гражданам. К сожалению, низкие доходы граждан не позволяют выйти на этот рынок частным структурам, и эта работа практически в полном объеме легла на плечи государства.
В настоящее время в услугах учреждений социального обслуживания во Владимирской области нуждаются около 90 тысяч человек.
Область имеет достаточно развитую сеть социальных учреждений, в которую входят: 17 стационарных учреждений социального обслуживания населения на 3,2 тысяч мест, оказывающих услуги престарелым гражданам. В дополнение к ним в 14 территориях области открыты 19 стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов малой вместимости.
В регионе проводится работа по формированию единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми. Ее основой должны стать новые формы учреждений стационарного обслуживания – геронтологические центры.
По состоянию на 1 октября 2004 года в области функционируют 26 учреждений социального обслуживания семьи и детей. (для сравнения, в Ярославской, Ивановской, Смоленской областях таких учреждений по 17, в Рязанской – 9) .
За два последних года в области было открыто 11 вышеуказанных учреждений. Это - социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям. С июля 2003 года функционирует отделение перевозки при областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Все это позволяет оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении.
—А все таки, какие задачи департамента вы считаете первоочередными?
—С 1 января 2005 года в соответствии с законом "о монетизации льгот" на плечи областного бюджета ложится нелегкое бремя социальной поддержки наиболее многочисленных категорий наших льготников: ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, семей с детьми, и некоторых других. Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы качество жизни каждого из них не только не ухудшилось, но и повысилось.
Еще до принятия Федерального закона о замене льгот денежными компенсациями администрацией области предпринимались и сейчас предпринимаются меры по поступательному увеличению объема средств, выделяемых на реализацию закона "О ветеранах". В этом году на социальные нужды данных категорий граждан администрацией области выделено более 500 миллионов рублей. Расходы областного бюджета на одного ветерана в месяц во Владимирской области составили 190 рублей. По имеющейся информации этот показатель в ряде областей-соседей несколько ниже, чем у нас.
В настоящее время перед департаментом встает множество организационных задач, связанных с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Создание единой базы данных на граждан, нуждающихся в помощи государства, необходимость выработки надежных механизмов предоставления мер социальной поддержки, увеличение числа социальных учреждений областного подчинения за счет передачи учреждений из муниципального ведения - это далеко не полный перечень задач, вызванных перераспределением управленческих полномочий.
Рыночные отношения проникают во все сферы нашей жизни. Не станет исключением и система социальной защиты. Наша задача состоит в том, чтобы создать необходимое правовое поле для решения социальных проблем за счет частной инициативы. Оно должно отвечать двум главным критериям: обеспечению конкурентной среды для организаций, предоставляющих социальные услуги и соблюдению интересов граждан, в них нуждающихся. Мы должны создать для человека условия, в которых он имел бы возможность сделать реальный выбор между государственным учреждением и частной структурой.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.