Версия для печати 7708 Материалы по теме
За один только год на всех уровнях российской власти — от федерального до муниципального — совершается около полумиллиона торговых сделок в обеспечение государственных нужд. На эти сделки расходуется порядка четверти триллиона рублей. Общеизвестно, что зачастую эти средства тратятся нерационально. Сколько бюджетных денег позволит сэкономить введение электронной системы госзакупок? О том, что она из себя представляет сейчас и как будет развиваться, рассказывает Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.

церенов
— Насколько рационально тратятся бюджетные деньги на госзакупки?

— Вопрос эффективности использования бюджетных средств был актуален во все времена. И о стопроцентной эффективности не приходится даже мечтать. Хотя, безусловно, современные информационные технологии дают возможность сделать большой шаг в решении этой проблемы. По сравнению с традиционным, бумажным способом организации процесса государственных закупок, это будет качественный скачок в повышении эффективности.
— Верно ли, что только благодаря резкому уменьшению (если и не абсолютному исключению) бюрократических процессов на этапе подготовки конкурсов организационные расходы государственных заказчиков при электронной системе госзакупок сокращаются минимум на 20%?
— Да. И это обратная сторона медали. С одной стороны, электронные госзакупки позволяют снизить стоимость закупаемой продукции. С другой стороны, они уменьшают издержки госзаказчиков на проведение конкурсов. Я не берусь утверждать, что эффект составит именно 20%. На данном этапе определить его с такой точностью просто невозможно. Но допускаю, что эффект может быть и большим. Будет разработан четкий интерфейс, отпадет необходимость каждый раз заново готовить информацию в бумажном варианте. На портале госзакупок будут представлены все типовые документы по конкурсам. Любой госзаказчик сможет просто воспользоваться уже готовым форматом. По сути дела получится конвейер. Это, кстати, снизит издержки и для потенциальных подрядчиков: всю информацию можно будет получить «в одном окне». Им не надо будет тратить силы и время, чтобы собирать информацию и, наконец, получив ее, еще долго разбираться в ней — обычно это очень сложно сделать. Кроме того, им не придется тратить ресурсы, чтобы приспособиться к какому-то конкретному заказчику, ведь все будут представлять информацию по единым форматам и регламентам. И подрядчик не будет думать: «Сейчас я работаю с Министерством образования, а потом буду работать с Министерством обороны, а у них другие стандарты и требования». Так что издержки подрядчиков будут уменьшаться. А это обязательно отразится и на цене.
 — То есть заказчики смогут отсылать информацию о конкурсах только оформленную определенным образом или стандартизироваться заявки будут уже на портале?
— Стандарт, по которому должна оформляться и предоставляться эта документация, находится сейчас в стадии разработки. Он необходим, чтобы каждый желающий мог четко себе представить, что это за конкурс, разобраться в нюансах и определиться — стоит ему в этом конкурсе участвовать или лучше выбрать другой. На портале будет выложена информация обо всех текущих конкурсах, история — какие конкурсы проходили, что они собой представляли, кто их выиграл, сколько конкурсов проводил тот или иной госзаказчик.
— Что еще необходимо сделать, чтобы оптимизировать процесс?
— Очень важно создать единый электронный кодификатор продуктов и услуг для целей госзакупок. Отсутствие единого общероссийского кодификатора продукции, закупаемой для государственных нужд, препятствует объединению, агрегированию и сопоставлению данных от разных государственных закупщиков, торговых площадок и других источников информации. Существующие кодификаторы создавались в первую очередь для целей статистического учета и неудобны для учета номенклатуры закупаемой продукции. Единственным исключением, пожалуй, является кодификатор предметов снабжения ЕКПС, но и он не предназначен для целей анализа госзакупок. Создание такого кодификатора — очень сложная задача, и решать ее придется не один год. Поэтому вначале мы разместим в сети временный кодификатор. Параллельно будем разрабатывать четкую процедуру его ведения и наполнения.
— Что вы имеете в виду?
 — Чтобы поставщик, не найдя в кодификаторе того, что ему необходимо, мог написать заявку и отослать ее на портал. Таким образом постепенно информационная база кодификатора будет пополняться. Первую версию кодификатора мы должны разработать уже в этом году.
— Что сейчас представляет собой электронный портал госзакупок?
— Вы можете увидеть это сами. Стоит зайти на http://pgz.economy.gov.ru. Наш портал — это место, где в одном окне будут размещены в свободном и бесплатном доступе все данные по государственным конкурсам. Правда, пока портал работает только в части конкурсов Минэкономразвития России — те, которые мы проводили последние два года и которые идут сейчас. Это очень небольшая и очень специфическая часть госзакупок. Поэтому на данном этапе портал может помочь только в получении информации — до электронных торгов еще далеко. Но зато информация представлена в удобном виде. Традиционный бумажный вариант сообщений о проводимых конкурсах очень сложен для понимания, информация разрозненная и неполная, что очень мешает. Электронный портал устраняет эти проблемы.
— Заявку достаточно оставить на портале без бумажного варианта?
— Нет, к сожалению, пока что заявку необходимо предоставлять в бумажной форме. Электронная форма, увы, еще юридически не значима: в законодательстве не прописано, что наряду с бумажной силу закона имеет и электронная версия документа. Совершенствование законодательства в этой сфере потребует еще какогото времени. Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство.
— А еще чем может помочь портал подрядчикам?  
— Они могут зарегистрироваться на портале. Благодаря этому заказчики узнают об этих организациях, а подрядчики смогут обращаться к заказчикам за разъяснениями условий конкурса и положений конкурсной документации. Также потенциальные подрядчики могут задать вопрос разработчикам портала и по почте получить на него ответ. Можно заявить о своем участии в том ли ином конкурсе.
— А в перспективе?
— В перспективе мы распространим работу портала на подведомственные Министерству экономического развития и торговли РФ службы и агентства. Это Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и т. д. Возможно, к наполнению портала также будут привлечены и другие ведомства, например Управление делами Президента РФ — один из наиболее крупных госзаказчиков. А позже, мы рассчитываем, к проекту присоединятся и все федеральные органы власти. Но для этого потребуется уже соответствующее распоряжение Правительства РФ, чтобы законодательно закрепить за порталом статус официального электронного издания по государственным конкурсным торгам. А когда ресурс станет уже общефедеральным, когда региональные торговые площадки будут связаны с ним и между собой в общую сеть — появится единое информационное пространство. То есть то, к чему мы и стремимся.
 — Расскажите пошагово, что необходимо сделать потенциальному подрядчику, чтобы с помощью портала принять участие в конкурсе?
 — Ему необходимо выйти на центральный портал госзакупок и посмотреть, какие конкурсы и где проводятся. Далее подрядчик должен зарегистрироваться на портале, сообщить о том, в каком именно конкурсе он хочет участвовать, оставить свои контакты и анкетную информацию о компании. Кроме того, подрядчик может подписаться на рассылку, чтобы получать новости о проходящих конкурсах в интересующей его сфере.
— И все это бесплатно?
— Да, конечно. Портал бесплатно предоставляет подрядчикам минимальную необходимую базу, связанную с госзакупками. Но в то же время у частных компаний есть возможность организовать дополнительные сервисы. Как происходит, например, с законодательством. Государство издает законы, публикует их, а некоторые компании аккумулируют у себя базу и предлагают пользователям самостоятельный продукт. И если появятся компании, которые захотят организовать на базе информации о госзакупках какие-то платные сервисы, мы препятствовать не будем. И они даже не обязаны ставить нас в известность о том, что используют нашу информацию. Но пока эта схема работает, как я уже говорил, только на уровне конкурсов Минэкономразвития России. А когда станут действовать единые стандарты информации и на региональных, и на федеральном порталах, можно будет ориентироваться и в конкурсах, проводимых во всей стране. Поэтому мы уделяем такое серьезное внимание технологической составляющей — чтобы различные ИТ-системы в этой области были совместимы между собой, удобны и доступны для пользователей из любой точки страны.
— Каким образом будет организован процесс построения системы электронных госзакупок?
— В рамках реализации соответствующих мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» Минэкономразвития России планирует поэтапную реализацию системы электронных госзакупок. Первый этап — повышение информационной открытости на основе формирования единого электронного ресурса — портала государственных закупок. Этот шаг позволит получить первоначальную экономию за счет привлечения к проведению конкурсов дополнительных участников на этапе его объявления, а также снижение цен за счет их прозрачности для контролирующих органов по результатам конкурсов.
— А второй этап?
— Второй этап — это внедрение системы мониторинга. Мы будем изучать результаты всех проводимых конкурсов. Это даст возможность осуществлять управленческие воздействия. А иначе все останется как сейчас. Некоторые, порой курьезные, ситуации, случающиеся в настоящее время, при наличии автоматизированной системы мониторинга госзакупок станут просто невозможными. Например, когда в одном и том же субъекте Федерации два разных государственных органа закупают у одной и той же компании одну и ту же офисную мебель, при этом разница в цене достигает 70%! Такие пики сейчас существуют, и избежать их можно только с помощью информационных технологий. Тогда любой госзаказчик сможет в считанные минуты получить результаты мониторинга и узнать, что, где, кто и по какой цене предлагает. Таким образом, эффективность использования бюджетных средств сильно возрастет.
 — Расскажите про третий этап.
 — На третьем этапе будет решаться вопрос создания государственных торговых площадок в сети Интернет. — И вы работаете над реализацией всех трех этапов сразу или важно сохранить последовательность? — Только последовательно! Мы не сможем перейти ко второму этапу, не закончив с первым, а тем более к третьему, без второго. Пока мы не консолидируем все заявки на конкурсы в одном окне, пока форматы предоставления данных не будут отработаны и унифицированы, пока не наладим мониторинг и контроль, мы не сможем проводить сделки в электронном виде. Это достаточно серьезный эволюционный процесс
 — А когда появятся первые результаты?
 — По экспертным оценкам, эффект от внедрения первого этапа системы электронных госзакупок будет составлять примерно 50%, второго — 30%, а третьего, самой электронной системы осуществления сделок — 20% от того эффекта, который может дать эта система в целом.
— Какую пользу помимо экономии средств принесет мониторинг конкурсов, который вы планируете проводить?
— Мониторинг полезен хотя бы тем, что его результаты автоматически становятся предметом разбирательства — насколько тот или иной конкурс был проведен честно. Таким образом выявятся многие нарушения как со стороны тех, кто проводит конкурсы, так и со стороны тех, кто в них участвует. Думаю, что для контролирующих органов эта информация будет очень большим подспорьем в работе. Мониторинг очень важен с точки зрения контроля, с точки зрения проведения дальнейших управленческих действий, принятия решений и с точки зрения развития системы госзакупок в целом. Это очень важно точно знать, что, кто, где, когда и почем. Сейчас такого мониторинга цен не существует даже в зачаточном виде.
— Как еще может быть использована база, наработанная в результате деятельности портала?
— Портал госзакупок будет связан и с другими, негосударственными торговыми электронными площадками — теми же биржами. Соответственно, мониторинг цен и заключенных сделок охватит и конкурсы, которые проводятся на них. И эта информация обязательно будет использована антимонопольными структурами, пригодится она и для перспективного и текущего городского планирования на всех уровнях (РФ, регион, на местах), для составления бюджетов, прогнозирования налоговых поступлений, разработки межведомственных и отраслевых информационных систем. Таков дополнительный эффект от работы электронного портала госзакупок.
— Как еще электронный портал поможет сэкономить бюджетные средства?
— Электронная система госзакупок позволит развивать такую вещь, как объединенные лоты. Например, нескольким госзаказчикам нужен одинаковый продукт, скажем бумага для письма. В этом случае на конкурс выставляется один общий, очень крупный лот. Понятно, что на крупную партию товара поставщик даст большую скидку, поэтому получается дешевле, чем если бы министерства закупали товары по отдельности. Такие конкурсы и сейчас практикуются. Но электронная система госзакупок позволит их развить, поскольку предоставит госзакупщикам возможность быстро найти нужный раздел, найти тех, с кем они могли бы составить общий заказ. А сейчас это очень трудоемкий процесс, занимающий много времени. К тому же, учитывая, что нет какой-то общей базы, заказчики зачастую вообще не могут найти компаньонов. Поэтому многие просто машут рукой и этим даже не занимаются. — Законодательство о госзакупках и, соответственно, практика его применения достаточно молоды.
—Какие проблемы возникают в связи с внедрением электронной системы госзакупок?
— Проблемы есть, хотя это направление и считается одним из приоритетных. Объем бюджетных средств на госзакупки тратится достаточно большой, и понятно, что одним только внедрением информационных технологий всех проблем не решить. Поэтому в этом очень молодом секторе хватает проблем даже и организационного характера. — А какие это проблемы? — Например, не в полной мере выполняется закон, предписывающий госзаказчикам обязательно публиковать информацию о конкурсе, чтобы этот процесс был открытым и прозрачным, чтобы избежать злоупотреблений. И даже информационные технологии помогут решить только ряд вопросов, но не способны в корне изменить ситуацию. Потребуется еще и политическая воля. — Когда будут подготовлены поправки в законодательство о госзакупках, о которых вы говорили выше? — Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило законопроект «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который сейчас рассматривается в Государственной Думе. В нем содержатся положения, призванные нормативно закрепить «электронные» отношения госзаказчиков и потенциальных подрядчиков. Кроме того, необходимо, чтобы начал работать закон об электронной цифровой подписи. Сейчас он, к сожалению, не действует. Это два основных момента.
 — Как федеральные и региональные ресурсы будут объединяться в одну сеть?
 — Работа такая проводится уже сейчас. Для достижения поставленной цели все порталы — и региональные и федеральный — должны работать по единым стандартам. Иначе мы никогда не добьемся унификации, никогда не сможем объединить все эти разрозненные ресурсы в единую сеть. Региональные пилотные проекты мы начали реализовывать еще в 2002 г. И тогда же Министерство экономического развития распространило по регионам рекомендации строить свои системы, исходя из общих стандартов. Технологии при этом регионы выбирают свои. Программное обеспечение они тоже выбирают по своему вкусу.… И в ряде регионов проекты успешно развиваются. Работа там идет аналогичная той, что ведется в рамках создания центрального портала госзакупок. Если будет создана единая комплексная и технологическая система, функционирующая по единым стандартам, они смогут взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией простым нажатием одной кнопки. — Сколько регионов задействовано в этой программе? — Порядка десяти. В том числе пилотные проекты реализуются сейчас в Челябинской области, Чувашской Республике, в Республике Мордовия, Ханты-Мансийском автономном округе, Эвенкийском автономном округе, Липецкой области, Республике Саха (Якутия).
— Верно ли, что в части регионов благодаря внедрению в организацию государственных закупок системы электронных торгов цены на некоторые потребительские товары ощутимо снизились?
 — На нынешнем, начальном этапе проекта практически невозможно оценить чистый эффект влияния порталов на стоимость потребительских товаров. Такие выводы можно будет делать на этапе мониторинга. Но мировая практика показывает, что наличие системы электронных госзакупок оказывает ощутимое влияние на экономию бюджетных средств. Например, в Америке после запуска электронной системы цены на потребительские товары снизились на 15%. И, кстати, для них 15% — это очень много, ведь коррупция в США значительно ниже. Наши же аналитики предполагают, что в России эффект от запуска системы электронных госзакупок может достигнуть 25—30%.
 — А в регионах такие исследования не проводились?
— Некоторые регионы присылали нам такую информацию. Так, в Чувашии цены на лекарственные препараты снизились на 10—15%. Но полноценного мониторинга ни на региональном, ни на федеральном уровне пока еще не было.
 — Какую роль в процессе внедрения электронной системы госзакупок играют власти на местах — помогают, мешают, остаются сторонними наблюдателями и выжидают?
— В каждом регионе по-разному. Но мы отметили интересный факт. В 2002 г. мы проводили творческий конкурс региональных проектов и просили присылать предложения по наиболее интересным и нужным в регионе проектам информатизации. И, что удивительно, большая часть присланных нам проектов касалась создания порталов органов власти и порталов госзакупок. Поэтому в первую очередь мы и запустили эти проекты. Наше министерство обобщило первый опыт реализации таких проектов и выпустило методические рекомендации по созданию систем электронных госзакупок — в прошлом году мы уже рекомендовали их регионам. Кроме того, по заказу Минэкономразвития России в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» разработан типовой портал региональных электронных госзакупок.

Справка «Бюджета»
Церен Валериевич Церенов, родился в 1972 г. В 1994 г. окончил МГУ по специальности «Механика, прикладная математика», а в 1997 г. — Государственный университет, Высшую школу экономики по специальности «Экономика». В мае 1997 г. начал работать в Департаменте экономической реформы Минэкономики России в должности ведущего специалиста. В 2000 г. принимал участие в разработке «Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года» в Центре стратегических разработок. С 2001 по апрель 2004 г. — руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России. С мая 2004 г. — заместитель директора Департамента корпоративного управления в новой структуре министерства. Один из инициаторов и авторов федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)»

Материал подготовила Светлана Стрельникова Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004

Поделиться