Журнал «Бюджет» продолжает серию публикаций о внедрении в российском госсекторе современных программных продуктов. В связи с этим мы предлагаем вниманию читателей интервью с Михаилом Евсеевым, начальником управления информатизации Департамента финансов города Москвы. Во многом опыт работы с новейшими программными решениями в этом департаменте уникален.
- Как вы пришли к решению усовершенствовать работу своего ведомства? Как раньше был автоматизирован бюджетный процесс в департаменте?
- Пять лет назад, еще до образования казначейств, деятельность департамента финансов по исполнению бюджета строилась на базе различных программных продуктов. Плановый отдел, отвечающий за составление планов и бюджета, был автоматизирован одной системой, а управление бухгалтерского учета и отчетности - другой. Как следствие, между подразделениями не было единых связей. Кроме этого невозможно было получить достоверные данные. Представьте у одного подразделения свой учет, своя отчетность, у другого – другая. Поскольку в департаменте на тот момент не существовало единой автоматизированной системы, информация зачастую дублировалась и не совпадала между отделами.
Когда правительство города Москвы приняло решение о переходе на казначейский метод расчетов, тогда же назрел и переход на единую автоматизированную систему управления. Специально для этого в 1999г. была разработана концепция по управлению бюджетным процессом и его автоматизации. А в 2001г. было представлено техническое задание на создание этой системы. Оно предусматривало внедрение нескольких модулей – учетного (ввод и обработка документов, предоставление первичной информации), аналитического (подготовка отчетов, верстка бюджета и хранение данных) и электронного документооборота. Уже на первом этапе большое внимание уделялось вопросам безопасности: защите информационных потоков и каналов связи с основными субъектами электронного обмена, в частности - с финансово-казначейскими управлениями и центром в департаменте финансов, с департаментом финансов и Центральным банком РФ, Министерством по налогам и сборам и Федеральным казначейством. В настоящее время все части системы безопасности функционируют, и в декабре начнется ее промышленная эксплуатация.
- К каким компаниям Вы обращались за технической поддержкой? Как проходил их отбор?
- Подрядчики по проекту выбирались на конкурсной основе. Тендер проводился по каждому модулю. Для принятия объективного и независимого решения была создана комиссия, в которую вошли представители различных отделов, в том числе департаментов финансов и экономики. Каждое предложение оценивалось членами комиссии по финансовым и техническим параметрам. Борьба была жесткой, но все участники находились в равных условиях. Наиболее высокие оценки в части аналитических систем получило совместное предложение SAP в странах СНГ и Балтии и ее стратегического партнера – компании «Авикомп Сервисез», а в части учетных систем предложение «Авикомп Сервисез».
- Как изменилась работа Казначейства с внедрением новейших информационных технологий? Каков экономический эффект от их использования?
- Автоматизация работы казначейства позволила нам эффективнее управлять финансовыми потоками, что, в свою очередь, способствовало сокращению расходов, экономии бюджетных средств по обслуживанию долга. Если раньше на счетах в коммерческих банках были остатки, которые не использовались и не работали на экономику города, то теперь мэрия может более эффективно распоряжаться этими средствами, направляя их туда, где они больше всего востребованы. Это стало возможным благодаря повышению контроля и исполнительской дисциплины с помощью информационных технологий. В последние годы в Москве нет случаев задержки зарплаты, финансовая стабильность города поддерживается возросшей технической оснащенностью казначейства.
Кроме того, с переходом на казначейский метод исполнения бюджета было открыто более 6 тыс. лицевых счетов бюджетополучателей. В пиковые дни мы обрабатываем до 30 тыс. платежных документов в день, но мы с этим справляется, так как возросла скорость обработки информации, оформления платежей, договоров и обслуживания клиентов.
- А как Вы в целом оцениваете перспективы информатизации казначейств в России? Насколько сложно осуществлялся переход на новые программные продукты?
- Поскольку в России, как на федеральном уровне, так и на региональном внедряется казначейский метод исполнения бюджета, то без автоматизированных систем управления в современных условиях не обойтись. Внедрение решений SAP у нас прошло на удивление легко. У пользователей расширились возможности и перспективы в работе. Естественно для сотрудников было проведено централизованное обучение, развернуты учебные классы, в которых они прошли через все рабочие операции. Сложнее всего было нашим подразделениям управления автоматизации, но тут нам помогли SAP и «Авикомп Сервис».
Нужно отметить, что с переходом на новый программный продукт, нам пришлось менять менталитет. Не так сложно перейти на новые программы, сколько объяснить людям, что они находятся в единой технологической цепочке, и от их работы зависит успех других подразделений. Точки ввода данных едины. Соответственно нет дублирования информации. Каждый обрабатывает ее в то время, когда это необходимо. Нужно научить людей делать все строго по регламенту, по инструкции. В таких случаях психология сотрудников меняется.
- Вы довольны результатами автоматизации?
- Мы довольны, так как удалось осуществить задуманное. У нас все на ладони - казначейство работает, бюджетополучатели обслуживаются, аналитика существует, бюджет составлен. Если у кого-то возникнет интерес, готовы поделиться опытом. Представители некоторых российских регионов к нам уже приезжали, было много коллег из стран СНГ: в частности - из Казначейства министерства финансов республики Азербайджан и Узбекистана. Их казначейства сопоставимы по размеру с московским – по количеству бюджетополучателей и объему документооборота. Однако, у них больше территория и менее развиты телекоммуникации. Приятно было отметить, что они не ожидали такого прогресса в информатизации бюджетного процесса, которого мы достигли.
Материал подготовил Дмитрий Кожевников
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.
- Как вы пришли к решению усовершенствовать работу своего ведомства? Как раньше был автоматизирован бюджетный процесс в департаменте?
- Пять лет назад, еще до образования казначейств, деятельность департамента финансов по исполнению бюджета строилась на базе различных программных продуктов. Плановый отдел, отвечающий за составление планов и бюджета, был автоматизирован одной системой, а управление бухгалтерского учета и отчетности - другой. Как следствие, между подразделениями не было единых связей. Кроме этого невозможно было получить достоверные данные. Представьте у одного подразделения свой учет, своя отчетность, у другого – другая. Поскольку в департаменте на тот момент не существовало единой автоматизированной системы, информация зачастую дублировалась и не совпадала между отделами.
Когда правительство города Москвы приняло решение о переходе на казначейский метод расчетов, тогда же назрел и переход на единую автоматизированную систему управления. Специально для этого в 1999г. была разработана концепция по управлению бюджетным процессом и его автоматизации. А в 2001г. было представлено техническое задание на создание этой системы. Оно предусматривало внедрение нескольких модулей – учетного (ввод и обработка документов, предоставление первичной информации), аналитического (подготовка отчетов, верстка бюджета и хранение данных) и электронного документооборота. Уже на первом этапе большое внимание уделялось вопросам безопасности: защите информационных потоков и каналов связи с основными субъектами электронного обмена, в частности - с финансово-казначейскими управлениями и центром в департаменте финансов, с департаментом финансов и Центральным банком РФ, Министерством по налогам и сборам и Федеральным казначейством. В настоящее время все части системы безопасности функционируют, и в декабре начнется ее промышленная эксплуатация.
- К каким компаниям Вы обращались за технической поддержкой? Как проходил их отбор?
- Подрядчики по проекту выбирались на конкурсной основе. Тендер проводился по каждому модулю. Для принятия объективного и независимого решения была создана комиссия, в которую вошли представители различных отделов, в том числе департаментов финансов и экономики. Каждое предложение оценивалось членами комиссии по финансовым и техническим параметрам. Борьба была жесткой, но все участники находились в равных условиях. Наиболее высокие оценки в части аналитических систем получило совместное предложение SAP в странах СНГ и Балтии и ее стратегического партнера – компании «Авикомп Сервисез», а в части учетных систем предложение «Авикомп Сервисез».
- Как изменилась работа Казначейства с внедрением новейших информационных технологий? Каков экономический эффект от их использования?
- Автоматизация работы казначейства позволила нам эффективнее управлять финансовыми потоками, что, в свою очередь, способствовало сокращению расходов, экономии бюджетных средств по обслуживанию долга. Если раньше на счетах в коммерческих банках были остатки, которые не использовались и не работали на экономику города, то теперь мэрия может более эффективно распоряжаться этими средствами, направляя их туда, где они больше всего востребованы. Это стало возможным благодаря повышению контроля и исполнительской дисциплины с помощью информационных технологий. В последние годы в Москве нет случаев задержки зарплаты, финансовая стабильность города поддерживается возросшей технической оснащенностью казначейства.
Кроме того, с переходом на казначейский метод исполнения бюджета было открыто более 6 тыс. лицевых счетов бюджетополучателей. В пиковые дни мы обрабатываем до 30 тыс. платежных документов в день, но мы с этим справляется, так как возросла скорость обработки информации, оформления платежей, договоров и обслуживания клиентов.
- А как Вы в целом оцениваете перспективы информатизации казначейств в России? Насколько сложно осуществлялся переход на новые программные продукты?
- Поскольку в России, как на федеральном уровне, так и на региональном внедряется казначейский метод исполнения бюджета, то без автоматизированных систем управления в современных условиях не обойтись. Внедрение решений SAP у нас прошло на удивление легко. У пользователей расширились возможности и перспективы в работе. Естественно для сотрудников было проведено централизованное обучение, развернуты учебные классы, в которых они прошли через все рабочие операции. Сложнее всего было нашим подразделениям управления автоматизации, но тут нам помогли SAP и «Авикомп Сервис».
Нужно отметить, что с переходом на новый программный продукт, нам пришлось менять менталитет. Не так сложно перейти на новые программы, сколько объяснить людям, что они находятся в единой технологической цепочке, и от их работы зависит успех других подразделений. Точки ввода данных едины. Соответственно нет дублирования информации. Каждый обрабатывает ее в то время, когда это необходимо. Нужно научить людей делать все строго по регламенту, по инструкции. В таких случаях психология сотрудников меняется.
- Вы довольны результатами автоматизации?
- Мы довольны, так как удалось осуществить задуманное. У нас все на ладони - казначейство работает, бюджетополучатели обслуживаются, аналитика существует, бюджет составлен. Если у кого-то возникнет интерес, готовы поделиться опытом. Представители некоторых российских регионов к нам уже приезжали, было много коллег из стран СНГ: в частности - из Казначейства министерства финансов республики Азербайджан и Узбекистана. Их казначейства сопоставимы по размеру с московским – по количеству бюджетополучателей и объему документооборота. Однако, у них больше территория и менее развиты телекоммуникации. Приятно было отметить, что они не ожидали такого прогресса в информатизации бюджетного процесса, которого мы достигли.
Материал подготовил Дмитрий Кожевников
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.