ПрайсвотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) – ведущая аудиторско-консалтинговая компания в России, согласно рейтингам аудиторских и консалтинговых компаний «Эксперт РА» за 2003 год. По данным исследования TargetT’2003 Survey, компания также занимает первое место в списке наиболее популярных среди выпускников работодателей в России. Сегодня глобальная сеть PwC объединяет более 120 000 специалистов из 139 стран мира, в её российских офисах работает около 1200 человек. Среди клиентов PwC в России - крупнейшие российские и международные компании, представляющие все отрасли экономики. Об особенностях работы международной аудиторско-консалтинговой компании рассказывает Сергей Базоев, директор отдела сопровождения сделок с капиталом.
PwC сегодня работает с ведущими компаниями во всех отраслях российской экономики, предоставляя как традиционные услуги по аудиту, налоговому структурированию, юридические услуги, так и консультируя по вопросам реструктуризации, повышения эффективности бизнеса, сопровождения сделок с капиталом, привлечения капитала, управления рисками и другим.
Наша компания имеет офисы в четырех российских городах - Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Южно-Сахалинске.
—Последние несколько лет стало модным проводить реструктуризацию компаний. Какие «рецепты» предлагает PwC своим клиентам?
—Говоря о реструктуризации, следует, прежде всего, определиться с терминами. Мы выделяем 3 основных вида реструктуризации: корпоративную, налоговую и финансовую.
Корпоративная реструктуризация – это реструктуризация активов компаний. Она включает в себя юридическую реструктуризацию, внутреннюю реорганизацию и возможную продажу активов, которые компания считает непрофильными.
Второй тип - это реструктуризация, направленная на совершенствование налоговой структуры компании. Этот процесс иногда связан с юридической реструктуризацией компании.
И последний тип реструктуризации –финансовая, предполагающая решение вопросов, связанных с реструктуризацией элементов пассива баланса. Если в результате анализа пассива баланса компании – её долговых и банковских обязательств – становится понятным, что они неэффективны, или процент по ним слишком высок, мы предлагаем эффективные методы рефинансирования компании или изменения соотношения между собственным и заемным капиталами.
«Рецепт», по которому мы работаем, включает детальный анализ финансовой эффективности бизнеса компании; анализ проблем, ведущих к убыточной деятельности предприятия; разработку нескольких вариантов потенциальных решений. Варианты решений затем оцениваются с точки зрения финансовой эффективности и стоимости для акционеров компании, и на основе этих оценок происходит выбор той или иной стратегии деятельности, направленной, в первую очередь, на повышение эффективности бизнеса.
—Говорят, на Западе успешная реструктуризация увеличивает стоимость компании втрое. А как обстоит дело в России?
—Все зависит от того, о какой реструктуризации идет речь, так как само понятие реструктуризации на Западе отличается от российской трактовки. На данном этапе в России наиболее актуальна реструктуризация активов. Это связано с тем, что в балансе многих крупных компаний достаточно высока доля непрофильных активов.
В США и Европе под реструктуризацией, в первую очередь, понимается финансовая реструктуризация, а именно повышение эффективности капитала, то есть обязательств компании.
Согласно имеющейся у нас статистике, показатели эффективности реструктуризации могут колебаться в достаточно широком диапазоне, реальны и 5 %, и 25% эффект. Нельзя забывать, что эффект реструктуризации зависит в первую очередь от стартовых условий, от эффективности компании до начала реструктуризационных процессов. Вообще прогнозировать, а тем более гарантировать какие-либо конкретные показатели сложно, так как величина эффекта зависит от очень многих параметров.
—А в России можете указать примеры результативности проведения реструктуризации?
—Последнее время руководители компаний активно интересуются методами реструктуризации активов. У PwC есть положительный опыт работы с одной машиностроительной группой по выделению непрофильных активов, внутренней реструктуризации и выделению некоторых функций в единый блок для обслуживания всех предприятий группы по России. Известны положительные примеры реструктуризации и в алюминиевой отрасли.
Некоторые российские компании, занимающиеся покупкой недооцененных активов, проводят грамотную работу по консолидации управления и корпоративной реструктуризации компании. Мы же помогаем компаниям оценить стоимость непрофильных активов и даем рекомендации, что с ними делать, чтобы повысить финансовую эффективность.
—А западный опыт по реструктуризации применим в России?
—Безусловно. И этому есть масса примеров. Многие руководители, с которыми мы работаем, претворяют идеи в жизнь только после тщательного изучения западного опыта. Мы сами работаем с компаниями на основе западного опыта, показывая компаниям успешные проекты западных предприятий.
—Ваша компания, совместно с РСПП предоставляет стандарты социальной отчетности. Насколько это актуально в нашей стране?
—Сейчас эта тема является весьма актуальной. Тенденция последних лет такова, что инвесторы начинают обращать пристальное внимание не только на финансовое положение дел, но и на социальную и экологическую стороны развития компаний, так как это определяет будущее бизнеса. Социальная ответственность становится одним из доминирующих принципов развития бизнеса, и это - глобальный процесс.
Растёт число компаний, которые активно вводят в свою практику процедуры, предусматривающие информирование общественности не только о своей финансовой деятельности, но и о социальной ответственности бизнеса. Мы же предлагаем услуги, помогающие компаниям эффективно и качественно донести до пользователя информацию о том, насколько эффективна социальная и экологическая политика компании. Потребность в этом виде услуг растёт, особенно со стороны градообразующих предприятий.
—PwC возглавляет список самых желанных работодателей России. И, соответственно, отбор жесткий. Каковы критерии отбора сотрудников?
—Критерии действительно жесткие, и этому есть весомые причины: успех всей компании, ее репутация, зависят от каждого человека, который в ней работает.
Можно выделить несколько направлений, по которым компания работает при подборе персонала.
Во-первых - это работа со студентами ведущих российских ВУЗов последних лет обучения. У нас имеются программа по отбору студентов старших курсов для прохождения у нас стажировки. По окончании стажировки самые лучшие получают приглашение на постоянную работу.
Также мы отбираем на конкурсной основе «готовых» выпускников. Такие соискатели проходят тестирование, серию собеседований, но уже не проходят через стажировочные программы.
На более высокие позиции компания обычно приглашает людей с опытом работы. Здесь PwC предпочитает работать с профессиональными фирмами, предоставляющими услуги по подбору персонала, так как высокие должности предполагают соответствующий профессиональный уровень и повышенный уровень ответственности. Нам очень важен практический опыт наших экспертов - ведь наши знания помогают развиваться российскому бизнесу.
Для всех без исключения кандидатов очень важно отличное знание английского языка, поскольку документооборот в компании ведётся на английском языке, и в своей повседневной работе мы постоянно обращаемся к глобальной базе знаний PwC, к опыту и экспертизе наших коллег за рубежом.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.
PwC сегодня работает с ведущими компаниями во всех отраслях российской экономики, предоставляя как традиционные услуги по аудиту, налоговому структурированию, юридические услуги, так и консультируя по вопросам реструктуризации, повышения эффективности бизнеса, сопровождения сделок с капиталом, привлечения капитала, управления рисками и другим.
Наша компания имеет офисы в четырех российских городах - Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Южно-Сахалинске.
—Последние несколько лет стало модным проводить реструктуризацию компаний. Какие «рецепты» предлагает PwC своим клиентам?
—Говоря о реструктуризации, следует, прежде всего, определиться с терминами. Мы выделяем 3 основных вида реструктуризации: корпоративную, налоговую и финансовую.
Корпоративная реструктуризация – это реструктуризация активов компаний. Она включает в себя юридическую реструктуризацию, внутреннюю реорганизацию и возможную продажу активов, которые компания считает непрофильными.
Второй тип - это реструктуризация, направленная на совершенствование налоговой структуры компании. Этот процесс иногда связан с юридической реструктуризацией компании.
И последний тип реструктуризации –финансовая, предполагающая решение вопросов, связанных с реструктуризацией элементов пассива баланса. Если в результате анализа пассива баланса компании – её долговых и банковских обязательств – становится понятным, что они неэффективны, или процент по ним слишком высок, мы предлагаем эффективные методы рефинансирования компании или изменения соотношения между собственным и заемным капиталами.
«Рецепт», по которому мы работаем, включает детальный анализ финансовой эффективности бизнеса компании; анализ проблем, ведущих к убыточной деятельности предприятия; разработку нескольких вариантов потенциальных решений. Варианты решений затем оцениваются с точки зрения финансовой эффективности и стоимости для акционеров компании, и на основе этих оценок происходит выбор той или иной стратегии деятельности, направленной, в первую очередь, на повышение эффективности бизнеса.
—Говорят, на Западе успешная реструктуризация увеличивает стоимость компании втрое. А как обстоит дело в России?
—Все зависит от того, о какой реструктуризации идет речь, так как само понятие реструктуризации на Западе отличается от российской трактовки. На данном этапе в России наиболее актуальна реструктуризация активов. Это связано с тем, что в балансе многих крупных компаний достаточно высока доля непрофильных активов.
В США и Европе под реструктуризацией, в первую очередь, понимается финансовая реструктуризация, а именно повышение эффективности капитала, то есть обязательств компании.
Согласно имеющейся у нас статистике, показатели эффективности реструктуризации могут колебаться в достаточно широком диапазоне, реальны и 5 %, и 25% эффект. Нельзя забывать, что эффект реструктуризации зависит в первую очередь от стартовых условий, от эффективности компании до начала реструктуризационных процессов. Вообще прогнозировать, а тем более гарантировать какие-либо конкретные показатели сложно, так как величина эффекта зависит от очень многих параметров.
—А в России можете указать примеры результативности проведения реструктуризации?
—Последнее время руководители компаний активно интересуются методами реструктуризации активов. У PwC есть положительный опыт работы с одной машиностроительной группой по выделению непрофильных активов, внутренней реструктуризации и выделению некоторых функций в единый блок для обслуживания всех предприятий группы по России. Известны положительные примеры реструктуризации и в алюминиевой отрасли.
Некоторые российские компании, занимающиеся покупкой недооцененных активов, проводят грамотную работу по консолидации управления и корпоративной реструктуризации компании. Мы же помогаем компаниям оценить стоимость непрофильных активов и даем рекомендации, что с ними делать, чтобы повысить финансовую эффективность.
—А западный опыт по реструктуризации применим в России?
—Безусловно. И этому есть масса примеров. Многие руководители, с которыми мы работаем, претворяют идеи в жизнь только после тщательного изучения западного опыта. Мы сами работаем с компаниями на основе западного опыта, показывая компаниям успешные проекты западных предприятий.
—Ваша компания, совместно с РСПП предоставляет стандарты социальной отчетности. Насколько это актуально в нашей стране?
—Сейчас эта тема является весьма актуальной. Тенденция последних лет такова, что инвесторы начинают обращать пристальное внимание не только на финансовое положение дел, но и на социальную и экологическую стороны развития компаний, так как это определяет будущее бизнеса. Социальная ответственность становится одним из доминирующих принципов развития бизнеса, и это - глобальный процесс.
Растёт число компаний, которые активно вводят в свою практику процедуры, предусматривающие информирование общественности не только о своей финансовой деятельности, но и о социальной ответственности бизнеса. Мы же предлагаем услуги, помогающие компаниям эффективно и качественно донести до пользователя информацию о том, насколько эффективна социальная и экологическая политика компании. Потребность в этом виде услуг растёт, особенно со стороны градообразующих предприятий.
—PwC возглавляет список самых желанных работодателей России. И, соответственно, отбор жесткий. Каковы критерии отбора сотрудников?
—Критерии действительно жесткие, и этому есть весомые причины: успех всей компании, ее репутация, зависят от каждого человека, который в ней работает.
Можно выделить несколько направлений, по которым компания работает при подборе персонала.
Во-первых - это работа со студентами ведущих российских ВУЗов последних лет обучения. У нас имеются программа по отбору студентов старших курсов для прохождения у нас стажировки. По окончании стажировки самые лучшие получают приглашение на постоянную работу.
Также мы отбираем на конкурсной основе «готовых» выпускников. Такие соискатели проходят тестирование, серию собеседований, но уже не проходят через стажировочные программы.
На более высокие позиции компания обычно приглашает людей с опытом работы. Здесь PwC предпочитает работать с профессиональными фирмами, предоставляющими услуги по подбору персонала, так как высокие должности предполагают соответствующий профессиональный уровень и повышенный уровень ответственности. Нам очень важен практический опыт наших экспертов - ведь наши знания помогают развиваться российскому бизнесу.
Для всех без исключения кандидатов очень важно отличное знание английского языка, поскольку документооборот в компании ведётся на английском языке, и в своей повседневной работе мы постоянно обращаемся к глобальной базе знаний PwC, к опыту и экспертизе наших коллег за рубежом.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.