В Твери состоялось очередное выездное заседание Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Черноземье».
Встречу никак нельзя было назвать протокольной, ведь речь на ней шла о самых горячих вопросах, возникающих у всех региональных финансистов при формировании бюджета 2005 года. Немаловажен и тот факт, что в работе координационного совета приняли участие представители правительственных структур, занимающихся вопросами взаимоотношений федерального и региональных бюджетов.
Открыл заседание В.М. Щеглеватых, председатель комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ “Черноземье”, завивший, что “впервые дебаты участников выходят на качественно новый уровень- это уже не диалог начальников финансов, а диалог местной власти и федеральной. Гостями заседания стали представители аппарата правительства, Министерства финансов и министерства регионального развития- М. Ю. Сеньковская, директор Департамента регионального мониторинга Аппарата Правительства РФ, Н. В. Крепышева, директор Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Министерства регионального развития РФ, А.В.Юрин-заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ.
Далее с докладом об исполнении бюджета Тверской области выступил начальник департамента финансов В.Б.Толоко ( об этом вы можете прочитать в интервью с Василием Борисовичем на страницах нашего журнала).
Никогда еще дебаты не длились так долго. Проблем, остро стоявших перед руководителями департаментов финансов было много. Все отметили, что год был тяжелым. До конца не были определены правила игры. Много вопросов необходимо было решить одновременно. Ведь недавние изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах заметно ухудшили ситуацию с региональными бюджетами, которые с будущего года должны будут обеспечивать целый ряд полномочий, не обеспеченных в полной мере налоговыми поступлениями. Фактически складывается ситуация, при которой нагрузка на региональные бюджеты заметно возрастает- это касается, например, социальной поддержки ветеранов ВОВ, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий. Однако, собственная доходная база при этом сокращается из-за перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. Об этом, основываясь на конкретных примерах, говорили практически все участники заседания, обращаясь к представителям федеральной власти.
Круг вопросов для дебатов, заявленный еще до обсуждения, был довольно широк:
- разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в условиях 2005 года;
- передача расходных полномочий субъектам РФ по реализации Федеральных законов в части предоставления льгот;
- финансирование учреждений, передаваемых из федеральной собственности в собственность субъектов РФ.
Представители Минфина единогласно заявили, что подобные встречи необходимы , так как на сегодняшний день главная задача- собрать максимум информации о проблемах формирования региональных бюджетов, чтобы учесть ее при корректировке федерального бюджета на 2005 год при подготовке его ко второму и третьему чтению в Государственной думе. Собственно, в том же состояла и цель всего заседания, по итогам которого было решено обратиться к федеральным органам власти с предложением компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов федерации в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, а также предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление мер социальной поддержки граждан по федеральным законам «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий». Кроме этого, участники совещания считают необходимым выделить регионам целевые средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования.
Также было предложено подготовить предложения по закреплению в федеральном законе №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений ....» предоставлению льгот по оплате услуг ЖКХ всем категориям граждан, финансовое обеспечение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, вне зависимости от принадлежности жилищного фонда; и внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих финансирование расходов бюджетов всех уровней по предоставлению услуг населению на основе единых базовых социальных стандартов и минимальных нормативов финансовых затрат на их реализацию.
В выступлениях представителей регионов отразились и другие вопросы, в том числе и специфические для той или иной области.
Так, своем выступлении А.П.Федоров, заместитель губернатора , директор Департамента финансов администрации Ярославской области, “ мы до сих пор обрабатываем данные для составления реестра , и, поэтому , вовремя не успеваем внести поправки в бюджет”.
“Наша проблема заключается в том, что мы можем выделить минимум средств на льготные выплаты, так как область не получает средств из федерального бюджета. Так же Анатолий Павлович очертил еще одну, немаловажную проблему- люди, привыкшие ездить бесплатно, не захотят платить в транспорте. И как с этим бороться с 1 января 2005 года- пока неизвестно».
Серов В.К., председатель Комитета финансов администрации Курской области выразил обеспокоенность различием между выплатами в соседних регионах. “В Курской области, например, разница между выплатами труженикам тыла и ветеранам ВОВ составляет 100 рублей, а в соседних областях эти данные различаются. И это несправедливо по отношению к социально- незащищенным слоям населения. Еще одна проблема в том, что по решению Курского законодательного собрания все пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в транспорте, а что же тогда делать с 1 января 2005 года?”
Как отметили все присутствующие : «В связи с вступлением в действие с 2005 года нового разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти проводится нам предстоит значительная работа по пересмотру взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. В результате принятия федеральных законов собственные расходные обязательства областного бюджета, включая обязательства по предоставлению субвенций бюджетам органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, возрастают. При этом в условиях проводимой налоговой реформы, закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального бюджета, собственная доходная база бюджета областей оказывается недостаточной для выполнения делегированных полномочий. А анализ проекта федерального бюджета на 2005 год показывает, что регионы вновь будут ощущать недостаток средств для обеспечения минимальных социально-значимых расходов, что в свою очередь может привести к дестабилизации социальной обстановки в регионах”.
Решение координационного совета будет направлено Федеральному собранию и Правительству РФ, а также представителю президента в ЦФО, Минфину и Минэкономразвития.
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.
Встречу никак нельзя было назвать протокольной, ведь речь на ней шла о самых горячих вопросах, возникающих у всех региональных финансистов при формировании бюджета 2005 года. Немаловажен и тот факт, что в работе координационного совета приняли участие представители правительственных структур, занимающихся вопросами взаимоотношений федерального и региональных бюджетов.
Открыл заседание В.М. Щеглеватых, председатель комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ “Черноземье”, завивший, что “впервые дебаты участников выходят на качественно новый уровень- это уже не диалог начальников финансов, а диалог местной власти и федеральной. Гостями заседания стали представители аппарата правительства, Министерства финансов и министерства регионального развития- М. Ю. Сеньковская, директор Департамента регионального мониторинга Аппарата Правительства РФ, Н. В. Крепышева, директор Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Министерства регионального развития РФ, А.В.Юрин-заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ.
Далее с докладом об исполнении бюджета Тверской области выступил начальник департамента финансов В.Б.Толоко ( об этом вы можете прочитать в интервью с Василием Борисовичем на страницах нашего журнала).
Никогда еще дебаты не длились так долго. Проблем, остро стоявших перед руководителями департаментов финансов было много. Все отметили, что год был тяжелым. До конца не были определены правила игры. Много вопросов необходимо было решить одновременно. Ведь недавние изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах заметно ухудшили ситуацию с региональными бюджетами, которые с будущего года должны будут обеспечивать целый ряд полномочий, не обеспеченных в полной мере налоговыми поступлениями. Фактически складывается ситуация, при которой нагрузка на региональные бюджеты заметно возрастает- это касается, например, социальной поддержки ветеранов ВОВ, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий. Однако, собственная доходная база при этом сокращается из-за перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. Об этом, основываясь на конкретных примерах, говорили практически все участники заседания, обращаясь к представителям федеральной власти.
Круг вопросов для дебатов, заявленный еще до обсуждения, был довольно широк:
- разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в условиях 2005 года;
- передача расходных полномочий субъектам РФ по реализации Федеральных законов в части предоставления льгот;
- финансирование учреждений, передаваемых из федеральной собственности в собственность субъектов РФ.
Представители Минфина единогласно заявили, что подобные встречи необходимы , так как на сегодняшний день главная задача- собрать максимум информации о проблемах формирования региональных бюджетов, чтобы учесть ее при корректировке федерального бюджета на 2005 год при подготовке его ко второму и третьему чтению в Государственной думе. Собственно, в том же состояла и цель всего заседания, по итогам которого было решено обратиться к федеральным органам власти с предложением компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов федерации в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, а также предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление мер социальной поддержки граждан по федеральным законам «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий». Кроме этого, участники совещания считают необходимым выделить регионам целевые средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования.
Также было предложено подготовить предложения по закреплению в федеральном законе №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений ....» предоставлению льгот по оплате услуг ЖКХ всем категориям граждан, финансовое обеспечение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, вне зависимости от принадлежности жилищного фонда; и внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих финансирование расходов бюджетов всех уровней по предоставлению услуг населению на основе единых базовых социальных стандартов и минимальных нормативов финансовых затрат на их реализацию.
В выступлениях представителей регионов отразились и другие вопросы, в том числе и специфические для той или иной области.
Так, своем выступлении А.П.Федоров, заместитель губернатора , директор Департамента финансов администрации Ярославской области, “ мы до сих пор обрабатываем данные для составления реестра , и, поэтому , вовремя не успеваем внести поправки в бюджет”.
“Наша проблема заключается в том, что мы можем выделить минимум средств на льготные выплаты, так как область не получает средств из федерального бюджета. Так же Анатолий Павлович очертил еще одну, немаловажную проблему- люди, привыкшие ездить бесплатно, не захотят платить в транспорте. И как с этим бороться с 1 января 2005 года- пока неизвестно».
Серов В.К., председатель Комитета финансов администрации Курской области выразил обеспокоенность различием между выплатами в соседних регионах. “В Курской области, например, разница между выплатами труженикам тыла и ветеранам ВОВ составляет 100 рублей, а в соседних областях эти данные различаются. И это несправедливо по отношению к социально- незащищенным слоям населения. Еще одна проблема в том, что по решению Курского законодательного собрания все пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в транспорте, а что же тогда делать с 1 января 2005 года?”
Как отметили все присутствующие : «В связи с вступлением в действие с 2005 года нового разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти проводится нам предстоит значительная работа по пересмотру взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. В результате принятия федеральных законов собственные расходные обязательства областного бюджета, включая обязательства по предоставлению субвенций бюджетам органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, возрастают. При этом в условиях проводимой налоговой реформы, закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального бюджета, собственная доходная база бюджета областей оказывается недостаточной для выполнения делегированных полномочий. А анализ проекта федерального бюджета на 2005 год показывает, что регионы вновь будут ощущать недостаток средств для обеспечения минимальных социально-значимых расходов, что в свою очередь может привести к дестабилизации социальной обстановки в регионах”.
Решение координационного совета будет направлено Федеральному собранию и Правительству РФ, а также представителю президента в ЦФО, Минфину и Минэкономразвития.
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.