Из выступления заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова на заседании Государственной Думы России.
В своем выступлении он отметил, что текущее состояние российской экономики характеризуется устойчивой позитивной тенденцией. Прирост валового внутреннего продукта за первые восемь месяцев текущего года составил 7,3%- Реальные доходы населения выросли более чем на 9%. Инвестиции в основной капитал по отношению к соответствующему периоду прошлого года возросли более чем на 12%. Прибыль предприятий в январе — июле этого года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%.
Высокие темпы экономического роста сейчас уже не связаны напрямую, как это было в предыдущие годы, с низкой базой прошлых лет, а благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая наблюдается в текущем году, поддержана факторами внутреннего роста, которые сформировались на основе увеличения реальной заработной платы граждан и активизации инвестиционного процесса в промышленности.
В течение последних нескольких месяцев наиболее высокими темпами развивались не сырьевые отрасли, а отрасли, ориентированные на внутренний спрос, такие как металлообработка, машиностроение, связь, строительство.
Правительство России и в 2005 году, и в последующие годы будет обеспечивать проведение сбалансированной бюджетной политики, которая даст возможность постепенно снижать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты и формировать финансовые резервы, дающие устойчивость нашей экономике.
Экономическая политика правительства, положенная в основу прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и сценарных условий развития экономики на период до 2007 года, отражает приоритеты, сформулированные Президентом России, и, по мнению правительства, позволяет в прогнозном периоде решить задачи уверенного продолжения экономического роста и, соответственно, последовательного повышения уровня благосостояния граждан России.
Основные параметры прогноза на 2005 год: рост внутреннего валового продукта — 6,3% и снижение инфляции до уровня 8%. Они базируются на достаточно благоприятном прогнозе цен на нефть марки «Юралс» — около 28 долл. за баррель.
Если в предыдущие годы в экономике преобладали внешние факторы роста, то теперь прогнозируется значительный рост факторов внутренних, причем обеих основных составляющих этого роста — инвестиций и доходов населения.
Предполагаемый рост инвестиций в следующем году — 9,8%, опережающий по сравнению с ростом внутреннего валового продукта. Доходы населения также будут увеличиваться опережающими темпами. Их рост прогнозируется на уровне 9%.
Таким образом, в 2005 году, по прогнозу правительства, экономика будет расти в первую очередь счет повышения внутреннего спроса. С учетом прогнозируемого замедления роста экспорта вклад внутренних факторов должен составить две трети против одной трети, как это было в предыдущие годы, когда две трети прироста давал экспорт.
Однако изменения структуры роста требуют активизации институциональных реформ и изменения структуры самой экономики, повышения вклада во внутренний валовой продукт конечных отраслей. Инфляция на 2005 год прогнозируется порядка 8%, притом что прирост денежной массы составит 26 — 30%. Монетизация российской экономики в 2005 году возрастет с 23% внутреннего валового продукта почти до 26%. Это одна из старых проблем нашей экономики. Были годы, когда монетизация составляла менее 15%. Сейчас, увеличивая ее, правительство не допускает одновременного роста инфляции, поскольку проводит достаточно взвешенную политику, которая обеспечивает сокращение скорости оборота обращения денег и ограничивает регулирование роста тарифов естественных монополий.
Реализация в 2005 году и в среднесрочной перспективе денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции, будет учитывать и влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние экономики.
Курсовая политика будет направлена на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса годы темпы роста реального эффективного курса рубля не превышали роста производительности труда и были не более 3-4% в год.
Снижение инфляции будет обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями в отраслях экономики, в том числе и та-рифной политикой в области естественных монополий.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2005 год правительство исходило из того, что максимальное удорожание газа для конечных потребителей составит не более 23%, электроэнергии — не более 9,5%, железнодорожных перевозок — не более 8,5%. Проект федерального бюджета на 2005 год сформирован по доходам в объеме 3 трлн. 326 млрд. рублей, по расходам — 3 трлн. 47,9 млрд. рублей, с профицитом — 278,1 млрд.рублей.
В 2005 году будет продолжено снижение налогового бремени на экономику, которое играет ключевую роль в области институциональных преобразований и стимулов экономического роста. Налоговая нагрузка на экономику в постоянных ценах на нефть сократится до 32,1% ВВП в 2005 году. В то время как в 2002 году она составляла 36,5% внутреннего валового продукта. Снижение произойдет в первую очередь за счет принятого решения по снижению единого социального налога. Эта мера позволит оставить в экономике более 200 млрд. рублей, которые могут быть использованы предприятиями на инвестиции и повышение заработной платы.
Это не просто снижение налогов, это еще и важный структурный маневр, который обеспечит снижение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части природной ренты добывающих отраслей. Это подтверждается тем, что правительство предлагает в 2005 году часть доходов Стабилизационного фонда (которые, по сути, являются доходами от сверхприбыли на нефть и газ) направить на финансирование выплаты пенсий.
Бюджет 2005 года является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления.
Первое. В этом году сделан большой шаг по пути реформирования системы расходных полномочий. Приняты важнейшие законы по разграничению полномочий, внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Эти законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами.
В части налоговой реформы правительству еще предстоит сделать достаточно много. В этом году необходимо будет принять главы Налогового кодекса, касающиеся налога на наследование или дарение, земельного налога. Предстоит дополнить Налоговый кодекс главами о водном налоге, предусмотреть сокращение льгот, количество объектов налогообложения. Необходимо окончательно определиться с главой по государственной пошлине. И, конечно, назрела необходимость существенного совершенствования системы налогового администрирования.
Вероятно, в следующем году будут предложены изменения в главу по налогу на добавленную стоимость в сторону снижения этого налога, унификацию ставки и ликвидацию налоговых льгот.
Результатом бюджетной реформы по разграничению полномочий является то, что государство, начиная с 2005 года, впервые за последние годы будет полностью выполнять все взятые на себя обязательства, а результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами. Предусмотренные в 2005 году мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений позволят решить задачу обеспечения достаточными источниками финансовых ресурсов бюджеты всех уровней.
Правительство предусмотрело весьма серьезные резервы в федеральном бюджете для того, чтобы уже в ходе его исполнения оказывать необходимую финансовую помощь тем регионам, которые будут сталкиваться с объективными трудностями при исполнении новых, разграниченных полномочий.
Вторым основным направлением бюджетной реформы является переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Россия переходит к перспективному финансовому плану. Сейчас он составлен на три года, в дальнейшем горизонты будут расширены до пяти лет. И с 2006 года перспективные финансовые планы будут утверждаться правительством и направляться в Государственную Думу. Бюджет будет строиться на основе разделения действующих и вновь принимаемых обязательств. Это важное новшество, которое правительство ввело в бюджете 2005 года.
Суть бюджетной реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами или затратами на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных перспектив.
В рамках работы над бюджетом 2005 года правительство подготовило сводный доклад о целях и показателях деятельности министерств. Он позволит обеспечить прозрачный контроль над выполнением целей и задач, поставленных Президентом РФ перед правительством, и тех задач, которые поставило Правительство России перед собой. Они сформулированы в явной и четкой форме. Теперь каждое министерство знает, что оно должно сделать для выполнения этих задач, и можно осуществлять контроль за четкими, легко просчитываемыми целевыми показателями.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом обеспечен значительный рост объемов финансирования федеральных целевых программ — со 180 млрд. рублей до 257,8, что составит 8,5% от всех расходов федерального бюджета против 6,7%, утвержденных Законом о бюджете на 2004 год.
Для реализации «Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год» выделяются государственные капитальные вложения в размере 178,1 млрд. рублей, или почти в два с половиной раза больше, чем в 2004 году. При этом 122 млрд., или почти 70% от общего объема средств, направляется на реализацию тридцати восьми федеральных целевых программ.
В 2005 году Правительство РФ разработает порядок формирования и использования нового инструмента — ведомственных целевых программ. Этот вид программ обеспечит реализацию программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне министерств и ведомств, позволит ведомствам осуществлять свои расходы в соответствии с приоритетами государственной политики.
Третье ключевое направление бюджетной реформы касается прежде всего административной реформы. В ее рамках правительство проводит масштабную реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, меняя порядок их финансирования и статус значительной части таких учреждений. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и функционально прозрачной системы органов власти в стране с четким разделением их компетенции. После анализа функций федеральных органов исполнительной власти было выявлено, что примерно треть функций признана избыточными или дублирующими. Еще около 20% потребовали сокращения или уточнения.
В результате проделанной работы штатная численность федеральных органов исполнительной власти в центре и на местах уже сокращена более чем на 40 000 человек. Правительство ведет работу по оптимизации подведомственных федеральным органам исполнительной власти унитарных предприятий и государственных учреждений. Сегодня значительное число таких организаций выполняют властные полномочия, включая контроль и надзор, что является исключительной прерогативой органов власти, ведут деятельность, не соответствующую поставленным целям, а их создание сдерживает развитие конкуренции в силу своего монопольного положения.
По итогам работы по инвентаризации этой сети правительству еще предстоит решить судьбу примерно 37 000 государственных учреждений и почти 10 000 государственных унитарных предприятий. Особое внимание в 2005 году правительство будет уделять решению задач в области социальной политики, нацеленной на сокращение бедности. В среднесрочной перспективе меры будут направлены на выявление категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, определение глубины бедности малообеспеченных групп населения с целью разработки соответствующих мер по ее сокращению.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, по прогнозам, в 2005 году снизится до 15%. В целом же за период с 2003 по 2007 год доля бедного населения сократится в два раза — с 20,6% до 11%.
Решению этой задачи будет способствовать и начинающийся со следующего года процесс перевода значительной части натуральных льгот в денежную форму. Проект бюджета на следующий год полностью обеспечивает в финансовом плане все выплаты денежных компенсаций за отменяемые льготы. Общая сумма этих выплат — 173 млрд. рублей. Такую сумму предусматривает Правительство России на обеспечение льготных выплат. Из них на обеспечение лекарственными средствами будет выделено более 50 млрд. рублей, на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения — более 10 млрд. рублей.
Государство в состоянии обеспечить в следующем году полноценное санаторно-курортное обслуживание более миллиона льготников. Это в четыре раза больше, чем в 2004 году и в предыдущие годы. Фактически станет возможным обеспечение всех льготников путевками, которые они не могли получить в течение многих лет. При этом будет задействована практически вся сеть лечебнооздоровительных учреждений. То есть будут решены сразу две задачи: люди получат возможность оздоровиться и хорошо отдохнуть, а с другой стороны, будет загружена сеть наших предприятий, что в свою очередь даст толчок для развития этой сферы экономики.
Также в будущем году предусмотрены средства на обеспечение проезда в пригородном транспорте и на другие виды услуг, которые рассматривались на весенней сессии Государственной Думы при обсуждении социальных законов. В дальнейшем предстоит выстроить систему адресных субсидий малоимущим гражданам по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и на этой основе демонополизировать данный сектор экономики, повысив его эффективность.
Формирование расходов на образование в 2005 году осуществлялось с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования на уровень субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Значительные ассигнования будут направлены на реализацию федеральных целевых программ в здравоохранении. Содержащиеся в них мероприятия направлены на охрану материнства и детства, расширение профилактических мер, способствующих снижению заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение квалифицированной медицинской помощью населения, повышение качества медицинского обслуживания в рамках реализации программы государственных гарантий будут достигнуты на основе реформирования амбулаторнополиклинической службы, реструктуризации стационаров, реорганизации «Скорой помощи», совершенствования системы управления и финансирования, внедрения новых организационно-правовых форм медицинских организаций и обеспечения информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения.
Расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в 2005 году возрастут в реальном выражении на 17,6% и составят почти 5% внутреннего валового продукта.
Также в бюджете 2005 года предусмотрены расходы на перевод в денежную форму льгот для военнослужащих, переход к комплектованию Вооруженных сил на контрактной основе, а также расходы на борьбу с терроризмом, на реализацию накопительно-ипотечной системы для обеспечения военнослужащих жильем, на утилизацию вооружений и военной техники.
Президентом РФ в числе приоритетных задач отмечена необходимость прекращения нерационального использования природных ресурсов и наведения порядка в их использовании. Ключевыми направлениями работы правительства по решению этой проблемы должны стать обеспечение прозрачных условий доступа к природным ресурсам, введение экономически обоснованной платы за пользование ими, а также совершенствование налогообложения в этой сфере.
В области внешнеэкономической деятельности одной из важнейших задач является завершение переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. В настоящее время переговорный процесс набрал неплохие темпы и, по сути, входит в завершающую стадию. Важнейшей задачей российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО является отстаивание национальных интересов, позиции российских производителей и потребителей.
Для решения социальных проблем необходима разработка целого комплекса законодательных мер. Это и законодательство в сфере финансовых рынков, банковской системы, и новые редакции Закона «О недрах», Лесного и Водного кодексов, и регулирование отношений в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Законопроект «О федеральном бюджете на 2005 год», внесенный Правительством России, не только обеспечивает все приоритеты социально-экономического развития страны на следующий год и на ближайшую перспективу, но и позволяет решить те накопившиеся неотложные проблемы, которые требуют своего скорейшего разрешения.
В своем выступлении он отметил, что текущее состояние российской экономики характеризуется устойчивой позитивной тенденцией. Прирост валового внутреннего продукта за первые восемь месяцев текущего года составил 7,3%- Реальные доходы населения выросли более чем на 9%. Инвестиции в основной капитал по отношению к соответствующему периоду прошлого года возросли более чем на 12%. Прибыль предприятий в январе — июле этого года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%.
Высокие темпы экономического роста сейчас уже не связаны напрямую, как это было в предыдущие годы, с низкой базой прошлых лет, а благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая наблюдается в текущем году, поддержана факторами внутреннего роста, которые сформировались на основе увеличения реальной заработной платы граждан и активизации инвестиционного процесса в промышленности.
В течение последних нескольких месяцев наиболее высокими темпами развивались не сырьевые отрасли, а отрасли, ориентированные на внутренний спрос, такие как металлообработка, машиностроение, связь, строительство.
Правительство России и в 2005 году, и в последующие годы будет обеспечивать проведение сбалансированной бюджетной политики, которая даст возможность постепенно снижать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты и формировать финансовые резервы, дающие устойчивость нашей экономике.
Экономическая политика правительства, положенная в основу прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и сценарных условий развития экономики на период до 2007 года, отражает приоритеты, сформулированные Президентом России, и, по мнению правительства, позволяет в прогнозном периоде решить задачи уверенного продолжения экономического роста и, соответственно, последовательного повышения уровня благосостояния граждан России.
Основные параметры прогноза на 2005 год: рост внутреннего валового продукта — 6,3% и снижение инфляции до уровня 8%. Они базируются на достаточно благоприятном прогнозе цен на нефть марки «Юралс» — около 28 долл. за баррель.
Если в предыдущие годы в экономике преобладали внешние факторы роста, то теперь прогнозируется значительный рост факторов внутренних, причем обеих основных составляющих этого роста — инвестиций и доходов населения.
Предполагаемый рост инвестиций в следующем году — 9,8%, опережающий по сравнению с ростом внутреннего валового продукта. Доходы населения также будут увеличиваться опережающими темпами. Их рост прогнозируется на уровне 9%.
Таким образом, в 2005 году, по прогнозу правительства, экономика будет расти в первую очередь счет повышения внутреннего спроса. С учетом прогнозируемого замедления роста экспорта вклад внутренних факторов должен составить две трети против одной трети, как это было в предыдущие годы, когда две трети прироста давал экспорт.
Однако изменения структуры роста требуют активизации институциональных реформ и изменения структуры самой экономики, повышения вклада во внутренний валовой продукт конечных отраслей. Инфляция на 2005 год прогнозируется порядка 8%, притом что прирост денежной массы составит 26 — 30%. Монетизация российской экономики в 2005 году возрастет с 23% внутреннего валового продукта почти до 26%. Это одна из старых проблем нашей экономики. Были годы, когда монетизация составляла менее 15%. Сейчас, увеличивая ее, правительство не допускает одновременного роста инфляции, поскольку проводит достаточно взвешенную политику, которая обеспечивает сокращение скорости оборота обращения денег и ограничивает регулирование роста тарифов естественных монополий.
Реализация в 2005 году и в среднесрочной перспективе денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции, будет учитывать и влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние экономики.
Курсовая политика будет направлена на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса годы темпы роста реального эффективного курса рубля не превышали роста производительности труда и были не более 3-4% в год.
Снижение инфляции будет обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями в отраслях экономики, в том числе и та-рифной политикой в области естественных монополий.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2005 год правительство исходило из того, что максимальное удорожание газа для конечных потребителей составит не более 23%, электроэнергии — не более 9,5%, железнодорожных перевозок — не более 8,5%. Проект федерального бюджета на 2005 год сформирован по доходам в объеме 3 трлн. 326 млрд. рублей, по расходам — 3 трлн. 47,9 млрд. рублей, с профицитом — 278,1 млрд.рублей.
В 2005 году будет продолжено снижение налогового бремени на экономику, которое играет ключевую роль в области институциональных преобразований и стимулов экономического роста. Налоговая нагрузка на экономику в постоянных ценах на нефть сократится до 32,1% ВВП в 2005 году. В то время как в 2002 году она составляла 36,5% внутреннего валового продукта. Снижение произойдет в первую очередь за счет принятого решения по снижению единого социального налога. Эта мера позволит оставить в экономике более 200 млрд. рублей, которые могут быть использованы предприятиями на инвестиции и повышение заработной платы.
Это не просто снижение налогов, это еще и важный структурный маневр, который обеспечит снижение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части природной ренты добывающих отраслей. Это подтверждается тем, что правительство предлагает в 2005 году часть доходов Стабилизационного фонда (которые, по сути, являются доходами от сверхприбыли на нефть и газ) направить на финансирование выплаты пенсий.
Бюджет 2005 года является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления.
Первое. В этом году сделан большой шаг по пути реформирования системы расходных полномочий. Приняты важнейшие законы по разграничению полномочий, внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Эти законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами.
В части налоговой реформы правительству еще предстоит сделать достаточно много. В этом году необходимо будет принять главы Налогового кодекса, касающиеся налога на наследование или дарение, земельного налога. Предстоит дополнить Налоговый кодекс главами о водном налоге, предусмотреть сокращение льгот, количество объектов налогообложения. Необходимо окончательно определиться с главой по государственной пошлине. И, конечно, назрела необходимость существенного совершенствования системы налогового администрирования.
Вероятно, в следующем году будут предложены изменения в главу по налогу на добавленную стоимость в сторону снижения этого налога, унификацию ставки и ликвидацию налоговых льгот.
Результатом бюджетной реформы по разграничению полномочий является то, что государство, начиная с 2005 года, впервые за последние годы будет полностью выполнять все взятые на себя обязательства, а результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами. Предусмотренные в 2005 году мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений позволят решить задачу обеспечения достаточными источниками финансовых ресурсов бюджеты всех уровней.
Правительство предусмотрело весьма серьезные резервы в федеральном бюджете для того, чтобы уже в ходе его исполнения оказывать необходимую финансовую помощь тем регионам, которые будут сталкиваться с объективными трудностями при исполнении новых, разграниченных полномочий.
Вторым основным направлением бюджетной реформы является переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Россия переходит к перспективному финансовому плану. Сейчас он составлен на три года, в дальнейшем горизонты будут расширены до пяти лет. И с 2006 года перспективные финансовые планы будут утверждаться правительством и направляться в Государственную Думу. Бюджет будет строиться на основе разделения действующих и вновь принимаемых обязательств. Это важное новшество, которое правительство ввело в бюджете 2005 года.
Суть бюджетной реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами или затратами на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных перспектив.
В рамках работы над бюджетом 2005 года правительство подготовило сводный доклад о целях и показателях деятельности министерств. Он позволит обеспечить прозрачный контроль над выполнением целей и задач, поставленных Президентом РФ перед правительством, и тех задач, которые поставило Правительство России перед собой. Они сформулированы в явной и четкой форме. Теперь каждое министерство знает, что оно должно сделать для выполнения этих задач, и можно осуществлять контроль за четкими, легко просчитываемыми целевыми показателями.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом обеспечен значительный рост объемов финансирования федеральных целевых программ — со 180 млрд. рублей до 257,8, что составит 8,5% от всех расходов федерального бюджета против 6,7%, утвержденных Законом о бюджете на 2004 год.
Для реализации «Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год» выделяются государственные капитальные вложения в размере 178,1 млрд. рублей, или почти в два с половиной раза больше, чем в 2004 году. При этом 122 млрд., или почти 70% от общего объема средств, направляется на реализацию тридцати восьми федеральных целевых программ.
В 2005 году Правительство РФ разработает порядок формирования и использования нового инструмента — ведомственных целевых программ. Этот вид программ обеспечит реализацию программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне министерств и ведомств, позволит ведомствам осуществлять свои расходы в соответствии с приоритетами государственной политики.
Третье ключевое направление бюджетной реформы касается прежде всего административной реформы. В ее рамках правительство проводит масштабную реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, меняя порядок их финансирования и статус значительной части таких учреждений. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и функционально прозрачной системы органов власти в стране с четким разделением их компетенции. После анализа функций федеральных органов исполнительной власти было выявлено, что примерно треть функций признана избыточными или дублирующими. Еще около 20% потребовали сокращения или уточнения.
В результате проделанной работы штатная численность федеральных органов исполнительной власти в центре и на местах уже сокращена более чем на 40 000 человек. Правительство ведет работу по оптимизации подведомственных федеральным органам исполнительной власти унитарных предприятий и государственных учреждений. Сегодня значительное число таких организаций выполняют властные полномочия, включая контроль и надзор, что является исключительной прерогативой органов власти, ведут деятельность, не соответствующую поставленным целям, а их создание сдерживает развитие конкуренции в силу своего монопольного положения.
По итогам работы по инвентаризации этой сети правительству еще предстоит решить судьбу примерно 37 000 государственных учреждений и почти 10 000 государственных унитарных предприятий. Особое внимание в 2005 году правительство будет уделять решению задач в области социальной политики, нацеленной на сокращение бедности. В среднесрочной перспективе меры будут направлены на выявление категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, определение глубины бедности малообеспеченных групп населения с целью разработки соответствующих мер по ее сокращению.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, по прогнозам, в 2005 году снизится до 15%. В целом же за период с 2003 по 2007 год доля бедного населения сократится в два раза — с 20,6% до 11%.
Решению этой задачи будет способствовать и начинающийся со следующего года процесс перевода значительной части натуральных льгот в денежную форму. Проект бюджета на следующий год полностью обеспечивает в финансовом плане все выплаты денежных компенсаций за отменяемые льготы. Общая сумма этих выплат — 173 млрд. рублей. Такую сумму предусматривает Правительство России на обеспечение льготных выплат. Из них на обеспечение лекарственными средствами будет выделено более 50 млрд. рублей, на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения — более 10 млрд. рублей.
Государство в состоянии обеспечить в следующем году полноценное санаторно-курортное обслуживание более миллиона льготников. Это в четыре раза больше, чем в 2004 году и в предыдущие годы. Фактически станет возможным обеспечение всех льготников путевками, которые они не могли получить в течение многих лет. При этом будет задействована практически вся сеть лечебнооздоровительных учреждений. То есть будут решены сразу две задачи: люди получат возможность оздоровиться и хорошо отдохнуть, а с другой стороны, будет загружена сеть наших предприятий, что в свою очередь даст толчок для развития этой сферы экономики.
Также в будущем году предусмотрены средства на обеспечение проезда в пригородном транспорте и на другие виды услуг, которые рассматривались на весенней сессии Государственной Думы при обсуждении социальных законов. В дальнейшем предстоит выстроить систему адресных субсидий малоимущим гражданам по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и на этой основе демонополизировать данный сектор экономики, повысив его эффективность.
Формирование расходов на образование в 2005 году осуществлялось с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования на уровень субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Значительные ассигнования будут направлены на реализацию федеральных целевых программ в здравоохранении. Содержащиеся в них мероприятия направлены на охрану материнства и детства, расширение профилактических мер, способствующих снижению заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение квалифицированной медицинской помощью населения, повышение качества медицинского обслуживания в рамках реализации программы государственных гарантий будут достигнуты на основе реформирования амбулаторнополиклинической службы, реструктуризации стационаров, реорганизации «Скорой помощи», совершенствования системы управления и финансирования, внедрения новых организационно-правовых форм медицинских организаций и обеспечения информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения.
Расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, в 2005 году возрастут в реальном выражении на 17,6% и составят почти 5% внутреннего валового продукта.
Также в бюджете 2005 года предусмотрены расходы на перевод в денежную форму льгот для военнослужащих, переход к комплектованию Вооруженных сил на контрактной основе, а также расходы на борьбу с терроризмом, на реализацию накопительно-ипотечной системы для обеспечения военнослужащих жильем, на утилизацию вооружений и военной техники.
Президентом РФ в числе приоритетных задач отмечена необходимость прекращения нерационального использования природных ресурсов и наведения порядка в их использовании. Ключевыми направлениями работы правительства по решению этой проблемы должны стать обеспечение прозрачных условий доступа к природным ресурсам, введение экономически обоснованной платы за пользование ими, а также совершенствование налогообложения в этой сфере.
В области внешнеэкономической деятельности одной из важнейших задач является завершение переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. В настоящее время переговорный процесс набрал неплохие темпы и, по сути, входит в завершающую стадию. Важнейшей задачей российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО является отстаивание национальных интересов, позиции российских производителей и потребителей.
Для решения социальных проблем необходима разработка целого комплекса законодательных мер. Это и законодательство в сфере финансовых рынков, банковской системы, и новые редакции Закона «О недрах», Лесного и Водного кодексов, и регулирование отношений в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Законопроект «О федеральном бюджете на 2005 год», внесенный Правительством России, не только обеспечивает все приоритеты социально-экономического развития страны на следующий год и на ближайшую перспективу, но и позволяет решить те накопившиеся неотложные проблемы, которые требуют своего скорейшего разрешения.
Материал Подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004 г.