Работать в социальной сфере не просто. Наряду с инвалидами и ветеранами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми-инвалидами сегодня приходится помогать всем наиболее нуждающимся в помощи людям. Делать это необходимо от имени государства, в рамках бюджетных возможностей, а также и от чистого сердца. Именно так работает начальник Департамента социальной защиты населения Тверской области Татьяна Владимировна Тищенко.
С ней корреспондент журнала беседует о социальной ответственности бизнеса, о вертикали органов социальной защиты в Тверской области.
- Сразу хочу отметить, что основополагающий момент программы губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина - экономическое и социальное благополучие области. А так как он одновременно является и руководителем Ассоциации менеджеров России, которая реализует крупномасштабный проект “Социальная ответственность бизнеса”, наш регион является ведущим в сфере разработки мер по привлечению бизнеса в социальную сферу и определению мер взаимной ответственности власти и бизнеса.
Необходимо понимать, что взаимоотношения бизнеса и власти не могут строиться на основе «торга», то есть своего рода благодарности за средства или услуги. Долгосрочное взаимовыгодное и многогранное партнерство – это платформа, на которой строится взаимодействие администрации Тверской области и коммерческих организаций.
Нами разработан принципиально новый документ – Соглашение о социальном партнерстве, которое предусматривает взаимные обязательства и гарантии сторон в сфере соблюдения основных прав граждан. Это и безопасные условия труда, защита претензий в случае неплатежеспособности работодателей, справедливое вознаграждение за труд, достаточное для поддержания нормального уровня жизни и другие права в сфере трудовых отношений и социальных гарантий. И это не просто декларация, а мотивация к действию, поскольку разработан и механизм контроля. В таком контексте помощь бизнеса в решении социальных задач более органична.
Еще один принципиальный момент – социальное проектирование. Мы составили бизнес-планы 160 объектов, из которых бизнесмены могут выбрать те, которые, на их взгляд, требуют адресной помощи. Здесь есть и программы для детей, и программа “Старшее поколение”, а также помощь школам, больницам, детским садам. Также у нас существует строгая система отчетности предприятий, которые берут на себя социальные обязательства.
Такая позиция была разработана еще летом, но окончательная программа была сформирована в октябре. Важно было выделить отрасли, которые более всего нуждаются в помощи. Ведь бизнес готов помогать, ему надо лишь предоставить возможность делать это открыто, предоставить возможность выбора среди реальных объектов. Бизнесменам важно знать, как используются предоставленные ресурсы, и видеть реальный результат от своей помощи.
Выбрав конкретный объект, компания подписывает соглашение с администрацией Тверской области. Таким образом, наша программа показывает, что мы выходим на качественно новый уровень благотворительности. Ведь раньше, во многих случаях, благотворительность рассматривалась как индульгенция. Но благотворительность нельзя понимать как возможность откупиться от налоговой инспекции или получить какие-либо привилегии.
- Какие мероприятия, проведенные департаментом в 2004 году вы можете выделить особо?
- Во-первых, мы создали основу для формирования гражданского общества, используя механизм общественного контроля. В июне этого года предприняли удачную попытку создать институт общественного контроля – Общественный экспертный совет. В июле текущего года состоялось его первое заседание по вопросам социальной защиты населения.
Совет не управляется департаментом, он является абсолютно независимой организацией и состоит из представителей общественных организаций области. Департамент являемся лишь своеобразной площадкой для переговоров. Члены совета могут проверить абсолютно любое решение и действие департамента: как распределяется адресная помощь, как реализуется программа помощи ветеранам и т.д. Кроме этого, члены совета помогают решать сложные вопросы при оказании адресной помощи – например, если нужны деньги на дорогую операцию за рубежом или на приобретение дорогостоящего лекарства.
Я считаю, что создание подобного совета стимулирует не только общественный контроль, но и может выполнять функцию социального заказа. Мы советуемся с нашими экспертами и по вопросам законодательства. За последнее время нами, совместно с советом, было подготовлено девять новых законопроектов. Совместно была разработана и утверждена областная целевая программа “Социальная поддержка населения на 2005 год”.
- Каково содержание данной программы?
- Главный ее пункт - мероприятия по ликвидации бедности. Проблема, конечно, многогранная. Но мы выделили для себя главную задачу - распределить деньги таким образом, чтобы дать возможность людям переступить черту бедности. Мы постоянно анализируем динамику около 20 показателей, связанных с качеством жизни, один из них - количество семей, имеющих доход в половину прожиточного минимума и ниже. У нас таких семей - около 110 тысяч. Это те семьи, где доход менее 2600 рублей в месяц.
Наша программа ориентирована на то, чтобы выделить действительно нуждающиеся семьи. Мы обязали всех, обращающихся за социальной помощью предоставлять декларацию об имуществе: ведь если человек хочет получить помощь от государства, он должен быть перед ним открыт и ответственен. То есть, сначала мы определяем причину бедности, а затем рассматриваем ее следствие. Мы считаем, что необходимо дифференцировать граждан не только по уровню их доходов, но и по причинам, которые привели их к категории бедных и оказывать помощь адресно, с учетом причин, приведших человека к трудной ситуации. Ведь среди большого количества нуждающихся есть люди, бедность которых наступила по независящим от них причинам. Это бедность, вызванная продолжительной нетрудоспособностью тяжелобольных людей, или бедность среди людей пенсионного возраста. В этом случае мы можем оказать единовременную помощь или предоставить жилищную субсидию.
Но есть многодетные семьи или семьи, в которых одна мать воспитывает ребенка-инвалида, и реально помочь этим людям можно только определив для них специальные меры социальной поддержки на определенный срок. Разовая помощь в этих случаях будет неэффективна. Сегодня для поддержки таких граждан разработана отдельная программа помощи.
Также отдельно можно выделить “экономическую” бедность работающего населения. Естественно, не возможно устранить ее в рамках бюджетных возможностей, но мы можем предоставить людям социальный пакет услуг. Также мы собираемся предложить концепцию поддержки работников бюджетной сферы. Надо исходить из факта, что прожиточный минимум способен удовлетворить минимальные потребности, а люди, работающие в бюджетной сфере (учителя и врачи), те, кто работает на благо общества, не могут ограничиться минимумом. Ведь они должны заниматься самообразованием, покупать книги, посещать музеи, быть социально активными и ощущать поддержку государства. Поэтому мы и разрабатываем концепцию, обеспечивающую работникам бюджетной сферы отдельный пакет социальных услуг.
Отдельная программа разрабатывается и для тех, кто временно утратил возможность работать. Здесь предполагается выплата разовых пособий. Также на уровне законодательной инициативы предусматривается введение широкого пакета адресной поддержки, будут проиндексированы пособия на детей.
И еще один проект, о котором не могу не сказать - социальные ссуды на предприятиях. Долгое время я и сама была руководителем предприятия и уже в 1994 году ввела практику подобных ссуд. Скажу сразу, на моем предприятии тогда работало 100 человек и все, абсолютно все воспользовались этой возможностью. Что я имею в виду. Любой работник предприятия имеет возможность взять ссуду на год или на более долгий срок под любые цели: покупка мебели, поступление ребенка в институт и так далее. И сейчас мы ввели такой закон в области. В общем расходы бюджета Тверской области на выплату денежных компенсаций и пособий в 2005 году вырастут примерно на треть.
- Какие дополнительные вопросы приходится решать департаменту в связи с заменой льгот денежными компенсациями? Как формируется реестр льготников?
- Еще до введения закона, в апреле, мы приняли решение просчитать, сколько денег у нас уходит на каждого льготника. Получилось, что 30 % населения области проживает в сельской местности, и, следовательно, не пользуется услугами ЖКХ и возможностью бесплатного проезда. В результате у нас вышло максимум 179 рублей на каждого льготника. Это немного. Но я всегда оговариваюсь, ведь у нас заложено 30 млн. рублей на адресную социальную помощь. И те, кому недостаточно денег по льготам, могут обратиться за помощью в наш департамент. Любое предложение будет рассмотрено.
Реестр льготников сейчас составляется нашими работниками. В нем числится 13 категорий граждан, в числе которых инвалиды и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, дети-инвалиды и другие категории.
- В области есть специальный центр по учету детей, оставшихся без попечения родителей. Расскажите о его работе. Как работает «Школа приемных родителей»?
- Да, администрация области уделяет огромное внимание детям, оставшимся без попечения родителей. Главную задачу мы видим в том, чтобы большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, нашла свою вторую семью. По инициативе департамента и директора областного Центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, О.П. Янике разработана программа “Школа приемных родителей”. Выпускаются сборники со сведениями из регионального банка данных о детях, оставшихся без родителей, на местном телевидении регулярно проходят передачи о таких детях.
Опыт показывает, что подобный подход увеличивает шансы детей обрести новую семью. Честно скажу, сейчас не так много людей изъявляют желание стать приемными родителями. Да и одного желания здесь недостаточно - многие дети нуждаются в психологической, социальной и медицинской помощи. Поэтому и был разработан социальный проект «Школа приемных родителей”. Он предполагает бесплатное проведение занятий-консультаций для людей, желающих взять ребенка. Мы предусматриваем оказывать существенную помощь приемным родителям и считаем, что инвестирование в приемные семьи будет эффективнее, чем содержание детей в государственных учреждениях. Несомненно, мы понимаем и меру ответственности перед этими детьми за их будущее. В этих целях осуществляется система социального патронажа приемных семей.
- С 1 января 2005 года в муниципальных образованиях будут созданы территориальные отделы областного департамента. Что это даст? Какая дополнительная нагрузка ляжет на работников областного департамента?
- Ранее отделы подчинялись главам муниципальных образований, а сейчас мы выступаем за единство социальной политики, за единство контроля. Естественно, мы будем тесно работать с главами местных администраций, учитывая их замечания и пожелания. Однако подобное, строго вертикальное подчинение позволит не только своевременно запустить сложный механизм ежемесячных денежных выплат, но и даст возможность укрепить кадровый потенциал органов социальной защиты. Также это упростит систему контроля бюджетных расходов.
С ней корреспондент журнала беседует о социальной ответственности бизнеса, о вертикали органов социальной защиты в Тверской области.
- Сразу хочу отметить, что основополагающий момент программы губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина - экономическое и социальное благополучие области. А так как он одновременно является и руководителем Ассоциации менеджеров России, которая реализует крупномасштабный проект “Социальная ответственность бизнеса”, наш регион является ведущим в сфере разработки мер по привлечению бизнеса в социальную сферу и определению мер взаимной ответственности власти и бизнеса.
Необходимо понимать, что взаимоотношения бизнеса и власти не могут строиться на основе «торга», то есть своего рода благодарности за средства или услуги. Долгосрочное взаимовыгодное и многогранное партнерство – это платформа, на которой строится взаимодействие администрации Тверской области и коммерческих организаций.
Нами разработан принципиально новый документ – Соглашение о социальном партнерстве, которое предусматривает взаимные обязательства и гарантии сторон в сфере соблюдения основных прав граждан. Это и безопасные условия труда, защита претензий в случае неплатежеспособности работодателей, справедливое вознаграждение за труд, достаточное для поддержания нормального уровня жизни и другие права в сфере трудовых отношений и социальных гарантий. И это не просто декларация, а мотивация к действию, поскольку разработан и механизм контроля. В таком контексте помощь бизнеса в решении социальных задач более органична.
Еще один принципиальный момент – социальное проектирование. Мы составили бизнес-планы 160 объектов, из которых бизнесмены могут выбрать те, которые, на их взгляд, требуют адресной помощи. Здесь есть и программы для детей, и программа “Старшее поколение”, а также помощь школам, больницам, детским садам. Также у нас существует строгая система отчетности предприятий, которые берут на себя социальные обязательства.
Такая позиция была разработана еще летом, но окончательная программа была сформирована в октябре. Важно было выделить отрасли, которые более всего нуждаются в помощи. Ведь бизнес готов помогать, ему надо лишь предоставить возможность делать это открыто, предоставить возможность выбора среди реальных объектов. Бизнесменам важно знать, как используются предоставленные ресурсы, и видеть реальный результат от своей помощи.
Выбрав конкретный объект, компания подписывает соглашение с администрацией Тверской области. Таким образом, наша программа показывает, что мы выходим на качественно новый уровень благотворительности. Ведь раньше, во многих случаях, благотворительность рассматривалась как индульгенция. Но благотворительность нельзя понимать как возможность откупиться от налоговой инспекции или получить какие-либо привилегии.
- Какие мероприятия, проведенные департаментом в 2004 году вы можете выделить особо?
- Во-первых, мы создали основу для формирования гражданского общества, используя механизм общественного контроля. В июне этого года предприняли удачную попытку создать институт общественного контроля – Общественный экспертный совет. В июле текущего года состоялось его первое заседание по вопросам социальной защиты населения.
Совет не управляется департаментом, он является абсолютно независимой организацией и состоит из представителей общественных организаций области. Департамент являемся лишь своеобразной площадкой для переговоров. Члены совета могут проверить абсолютно любое решение и действие департамента: как распределяется адресная помощь, как реализуется программа помощи ветеранам и т.д. Кроме этого, члены совета помогают решать сложные вопросы при оказании адресной помощи – например, если нужны деньги на дорогую операцию за рубежом или на приобретение дорогостоящего лекарства.
Я считаю, что создание подобного совета стимулирует не только общественный контроль, но и может выполнять функцию социального заказа. Мы советуемся с нашими экспертами и по вопросам законодательства. За последнее время нами, совместно с советом, было подготовлено девять новых законопроектов. Совместно была разработана и утверждена областная целевая программа “Социальная поддержка населения на 2005 год”.
- Каково содержание данной программы?
- Главный ее пункт - мероприятия по ликвидации бедности. Проблема, конечно, многогранная. Но мы выделили для себя главную задачу - распределить деньги таким образом, чтобы дать возможность людям переступить черту бедности. Мы постоянно анализируем динамику около 20 показателей, связанных с качеством жизни, один из них - количество семей, имеющих доход в половину прожиточного минимума и ниже. У нас таких семей - около 110 тысяч. Это те семьи, где доход менее 2600 рублей в месяц.
Наша программа ориентирована на то, чтобы выделить действительно нуждающиеся семьи. Мы обязали всех, обращающихся за социальной помощью предоставлять декларацию об имуществе: ведь если человек хочет получить помощь от государства, он должен быть перед ним открыт и ответственен. То есть, сначала мы определяем причину бедности, а затем рассматриваем ее следствие. Мы считаем, что необходимо дифференцировать граждан не только по уровню их доходов, но и по причинам, которые привели их к категории бедных и оказывать помощь адресно, с учетом причин, приведших человека к трудной ситуации. Ведь среди большого количества нуждающихся есть люди, бедность которых наступила по независящим от них причинам. Это бедность, вызванная продолжительной нетрудоспособностью тяжелобольных людей, или бедность среди людей пенсионного возраста. В этом случае мы можем оказать единовременную помощь или предоставить жилищную субсидию.
Но есть многодетные семьи или семьи, в которых одна мать воспитывает ребенка-инвалида, и реально помочь этим людям можно только определив для них специальные меры социальной поддержки на определенный срок. Разовая помощь в этих случаях будет неэффективна. Сегодня для поддержки таких граждан разработана отдельная программа помощи.
Также отдельно можно выделить “экономическую” бедность работающего населения. Естественно, не возможно устранить ее в рамках бюджетных возможностей, но мы можем предоставить людям социальный пакет услуг. Также мы собираемся предложить концепцию поддержки работников бюджетной сферы. Надо исходить из факта, что прожиточный минимум способен удовлетворить минимальные потребности, а люди, работающие в бюджетной сфере (учителя и врачи), те, кто работает на благо общества, не могут ограничиться минимумом. Ведь они должны заниматься самообразованием, покупать книги, посещать музеи, быть социально активными и ощущать поддержку государства. Поэтому мы и разрабатываем концепцию, обеспечивающую работникам бюджетной сферы отдельный пакет социальных услуг.
Отдельная программа разрабатывается и для тех, кто временно утратил возможность работать. Здесь предполагается выплата разовых пособий. Также на уровне законодательной инициативы предусматривается введение широкого пакета адресной поддержки, будут проиндексированы пособия на детей.
И еще один проект, о котором не могу не сказать - социальные ссуды на предприятиях. Долгое время я и сама была руководителем предприятия и уже в 1994 году ввела практику подобных ссуд. Скажу сразу, на моем предприятии тогда работало 100 человек и все, абсолютно все воспользовались этой возможностью. Что я имею в виду. Любой работник предприятия имеет возможность взять ссуду на год или на более долгий срок под любые цели: покупка мебели, поступление ребенка в институт и так далее. И сейчас мы ввели такой закон в области. В общем расходы бюджета Тверской области на выплату денежных компенсаций и пособий в 2005 году вырастут примерно на треть.
- Какие дополнительные вопросы приходится решать департаменту в связи с заменой льгот денежными компенсациями? Как формируется реестр льготников?
- Еще до введения закона, в апреле, мы приняли решение просчитать, сколько денег у нас уходит на каждого льготника. Получилось, что 30 % населения области проживает в сельской местности, и, следовательно, не пользуется услугами ЖКХ и возможностью бесплатного проезда. В результате у нас вышло максимум 179 рублей на каждого льготника. Это немного. Но я всегда оговариваюсь, ведь у нас заложено 30 млн. рублей на адресную социальную помощь. И те, кому недостаточно денег по льготам, могут обратиться за помощью в наш департамент. Любое предложение будет рассмотрено.
Реестр льготников сейчас составляется нашими работниками. В нем числится 13 категорий граждан, в числе которых инвалиды и участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда, дети-инвалиды и другие категории.
- В области есть специальный центр по учету детей, оставшихся без попечения родителей. Расскажите о его работе. Как работает «Школа приемных родителей»?
- Да, администрация области уделяет огромное внимание детям, оставшимся без попечения родителей. Главную задачу мы видим в том, чтобы большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, нашла свою вторую семью. По инициативе департамента и директора областного Центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, О.П. Янике разработана программа “Школа приемных родителей”. Выпускаются сборники со сведениями из регионального банка данных о детях, оставшихся без родителей, на местном телевидении регулярно проходят передачи о таких детях.
Опыт показывает, что подобный подход увеличивает шансы детей обрести новую семью. Честно скажу, сейчас не так много людей изъявляют желание стать приемными родителями. Да и одного желания здесь недостаточно - многие дети нуждаются в психологической, социальной и медицинской помощи. Поэтому и был разработан социальный проект «Школа приемных родителей”. Он предполагает бесплатное проведение занятий-консультаций для людей, желающих взять ребенка. Мы предусматриваем оказывать существенную помощь приемным родителям и считаем, что инвестирование в приемные семьи будет эффективнее, чем содержание детей в государственных учреждениях. Несомненно, мы понимаем и меру ответственности перед этими детьми за их будущее. В этих целях осуществляется система социального патронажа приемных семей.
- С 1 января 2005 года в муниципальных образованиях будут созданы территориальные отделы областного департамента. Что это даст? Какая дополнительная нагрузка ляжет на работников областного департамента?
- Ранее отделы подчинялись главам муниципальных образований, а сейчас мы выступаем за единство социальной политики, за единство контроля. Естественно, мы будем тесно работать с главами местных администраций, учитывая их замечания и пожелания. Однако подобное, строго вертикальное подчинение позволит не только своевременно запустить сложный механизм ежемесячных денежных выплат, но и даст возможность укрепить кадровый потенциал органов социальной защиты. Также это упростит систему контроля бюджетных расходов.
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004 г.