На заседании присутствовали руководители и сотрудники федеральных министерств и их территориальных и подведомственных служб, руководители финансовых органов субъектов Федерации, губернаторы, представители международных организаций. С полноформатными докладами выступили премьер В. В. Путин, министр финансов А. Л. Кудрин и министр экономического развития Э. С. Набиуллина. С краткими тезисами к собравшимся обратились ректор Российской экономической школы С. М. Гуриев, президент Московской межбанковской валютной биржи Р. А. Аганбегян, зампред Счетной палаты России В. П. Горегляд, губернатор Тамбовской области О. И. Бетин, первый зампред Центрального банка РФ А. В. Улюкаев, президент «Деловой России» А. С. Галушка.
2010: непростой посткризисный год
Все основные докладчики отметили, что прошедший 2010 год был непростым для финансовой и экономической системы России. Премьер-министр В. В. Путин назвал его годом «преодоления последствий кризиса и перехода к посткризисному развитию». По его словам, во главу угла внутренней политики ставились необходимость последовательного снижения зависимости от сырьевой конъюнктуры, обеспечение устойчивого, качественного подъема экономики с опорой на внутренний рынок и несырьевой сектор. Как пример он отметил существенный вклад обрабатывающих отраслей и торговли в экономический рост по итогам 2010 года. Например, машиностроение выросло практически на 25 %. «Это значит, что структура экономики России шаг за шагом, постепенно, но все-таки изменяется… в том направлении, которое нам с вами и нужно», — заметил премьер.
Министр финансов А. Л. Кудрин, оценивая прошедший год, также отметил, что Россия смогла пройти этот сложный период без серьезных потерь, даже с приобретениями: финансовая система начала кредитование экономики, оправдались надежды на то, что она даст необходимый импульс развитию страны.
2011: стратегические приоритеты
В. В. Путин обозначил стратегические приоритеты дальнейшего развития страны. Правительство РФ намерено сосредоточиться на поддержке инноваций и модернизации промышленности, создании сильной финансово-кредитной системы и повышении отдачи от институтов развития, на создании условий для опережающего роста производительности труда. Жесткие требования, по мнению Путина, должны предъявляться к эффективности государственных и рыночных институтов, качеству и доступности государственных услуг, результативности бюджетных расходов и инвестиционных программ госкорпораций и крупных компаний с государственным участием. При этом приоритетом остается продолжение активной политики социального развития, инвестиций в качество жизни людей, обновление образования, здравоохранения, поддержку российской культуры.
Премьер подчеркнул, что России нужна экономическая модель, которая гарантирует конкурентоспособность страны в современном мире, устойчивость ее экономики, финансовой системы «к разного рода шокам» и при этом позволит последовательно повышать благосостояние граждан РФ. И большая доля ответственности за практическую реализацию всех этих задач, уверен Путин, лежит на финансово-экономическом блоке Правительства РФ, на Минфине и МЭР.
Э. С. Набиуллина уверена, что основные движущие силы и барьеры для будущего развития — внутри российской экономики, а не в мировой конъюнктуре. Чтобы задействовать внутренние ресурсы, необходимо переходить к новой модели устойчивого роста, которая в отличие от кризисного периода должна дать максимальную самодостаточность и внутреннюю устойчивость нашей экономике по отношению к внешней конъюнктуре. При этом новая модель должна обеспечить и достаточно высокие темпы роста экономики — в среднем более 4 % в год, что позволит государству исполнять взятые на себя социальные обязательства.
Инфляция меньше 5 %
Как одно из главных направлений работы для финансово-экономического блока В. В. Путин обозначил дальнейшее снижение инфляции. «Нам необходима низкая инфляция, а это значит, и доступный банковский кредит для реального сектора, и более дешевая ипотека, — пояснил он, — главное — защита реальных доходов и накоплений граждан от инфляционных потерь». Путин обозначил амбициозную задачу: добиться нового исторического минимума инфляции к 2014 году — 4–5 %.
А. Л. Кудрин поддержал главу кабинета министров: снижение инфляции — одна из важнейших мер для поддержания макроэкономической стабильности. В этой связи он положительно оценил жесткую политику Центрального банка, направленную на удержание инфляции. По мнению министра финансов, курс на снижение инфляции как базовый, фундаментальный фактор для роста кредитов и инвестиций, улучшения сбережений населения является даже более приоритетным, чем сдерживание процесса укрепления рубля.
Первый зампред Центрального банка РФ А. В. Улюкаев также считает, что инфляцией нужно заниматься в первую очередь. ЦБ аккуратно использует весь набор инструментов, предусмотренных законодательством РФ: и политику процентной ставки, и ставки рефинансирования, и политику резервных требований. «Безусловно, мы должны использовать и гибкую курсовую политику, чтобы она предохраняла нас от скоротечных колебаний ликвидности», — заявил Улюкаев.
Ректор Российской экономической школы С. М. Гуриев выступил по вопросу с позиции эксперта. По его мнению, в этом году у России есть исторический шанс выполнить обязательства по инфляции и удержать показатели на уровне 7,5 %. Гуриев считает, что «инфляция — это индикатор макроэкономической стабильности, трудно говорить о долгосрочных инвестициях и финансовых инструментах в странах, где инфляция является двухзначной или превышает 5 процентов». Поэтому планы по снижению инфляции до 5 % и ниже к 2014 году будут самым существенным шагом в сторону развития российской финансовой системы. Гуриев уверен, что при этом можно обеспечить и более высокие темпы развития экономики. При условии, что планы Правительства РФ будут выполняться, возможно рассчитывать и на 6 % роста ВВП в год в течение ближайших 10 лет.
Эффективность бюджетных расходов
Одно из главных требований к бюджетной системе, актуализирующихся в посткризисный период — это эффективность бюджетных расходов, считает В. В. Путин. И здесь необходимы серьезные структурные преобразования. Без них не будет роста экономики и благосостояния граждан. Поэтому особое внимание премьер предлагает уделить завершению реформы бюджетной сферы, которая предполагает «большую самостоятельность, но и большую ответственность бюджетных учреждений». В этой связи он предлагает серьезно поработать над качеством планирования и использования федеральными ведомствами бюджетных ассигнований. Это касается и федеральных целевых программ, и текущих расходов. Ежегодно выявляются немалые объемы неэффективных расходов, которые после обнаружения еще и не корректируются, а их финансирование продолжается. Отсутствует система четко выстроенных приоритетов и персональной ответственности руководителей ведомств, ресурсы распыляются, используются без ощутимой отдачи. Сроки и объемы финансирования объектов непропорционально увеличиваются сверх заявленных в проектах после их утверждения. Премьер негативно относится к подобной практике. Он предложил Минэкономразвитию и Минфину проработать конкретные критерии формирования государственных программ, причем акцент должен быть сделан на повышении персональной ответственности их разработчиков и исполнителей. Должна быть усовершенствована и система государственного финансового контроля.
Зампред Счетной палаты России В. П. Горегляд также отметил, что эффективность расходования государственных средств находится отнюдь не на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты проверок его ведомства. Он считает, что с точки зрения долгосрочной перспективы, основной резерв для удовлетворения растущих социальных потребностей бюджета находится в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
А. Л. Кудрин живо откликнулся в своем выступлении на замечания премьера. Он также не совсем доволен эффективностью бюджетного планирования и расходования бюджетных средств. Например, в прошлом году не было освоено более 50 % заявленных в виде субсидий средств. Кудрин уверен, что с этими проблемами можно покончить или как минимум заметно их уменьшить примерно за год. Для этого министр предлагает вводить жесткие санкции против проштрафившихся ведомств. Тем, кто не успевает подготовить необходимые документы к середине июня — началу июля, грозит перенос рассмотрения заявок на следующий год, а за не введенный вовремя объект заявки на очередной год могут быть снижены, дополнительные же заявки даже не будут рассматриваться. Кудрин пообещал, что совместно с Минэкономразвития его министерство в ближайшее время займется повышением финансовой дисциплины. Проблемы регионов От имени регионов на совещании выступил губернатор Тамбовской области О. И. Бетин. В первую очередь он говорил о доходах региональных бюджетов. Чтобы пережить кризис, субъекты Федерации «заложили все, что только можно было… нужно развиваться, а закладывать, по сути дела, уже и нечего». Необходимы действующие институты развития. Губернатор, по его словам, с оптимизмом воспринял постановление Правительства РФ о создании Фонда гарантий федерального бюджета по инвестпроектам регионов. Но «положение вышло, бумаги направили, а фонд не работает до сих пор». Бетин попросил главу правительства обратить внимание на данный факт и найти соответствующее решение. Главу Тамбовской области отчасти поддержал президент «Деловой России» А. С. Галушка. Его организация наблюдает в России «очень дифференцированную картину» бюджетных доходов регионов. Есть регионы-лидеры, которые последние 6–7 лет последовательно прилагали усилия к улучшению собственного инвестиционного климата, и эти усилия конвертируются сегодня в прямые измеримые результаты. Но, как отмечает Галушка, сегодня в рамках межбюджетных отношений недостаточны внешние стимулы для повышения собственной налогооблагаемой базы региона. Например, субъект Федерации, который улучшает свой инвестиционный климат, создает новую налоговую базу, фактически на сумму новых налогов лишается федеральных дотаций. <Губернатору и президенту «Деловой России» ответил В. В. Путин. Он не считает межбюджетные отношения в России идеальными и ждет от Минфина России дальнейшей работы по их совершенствованию. Премьер также отметил как крайне актуальную проблему дестимулирования успешных регионов. Ее острота благодаря принимаемым Правительством РФ мерам постепенно снижается. Например, уменьшение поддержки со стороны Министерства финансов не может быть больше 10 % по отношению к регионам, которые успешно работают над ростом своих доходов. Субъектам Федерации дается возможность не учитывать в общих доходах неналоговые поступления при рассмотрении вопроса о его поддержке из федерального бюджета. А. Л. Кудрин добавил, что налоговый потенциал регионов считается за два последних года. В результате в расчет попадает не только более-менее успешный 2010-й, но и кризисный 2009-й, что позволяет субъектам ожидать дополнительной поддержки. Также Кудрин отметил создание Фонда по премированию регионов, которые достигли наибольших успехов в развитии налогового потенциала. Объем фонда пока оценивается в 10 млрд руб. В заключение
Несмотря на сложности прошедшего года, вызванные кризисом и нестабильностью мировой экономики, в завершение своих выступлений практически все участники заседания отметили хорошую работу коллективов Минфина и Минэкономразвития России, руководителей финансовых органов субъектов Федерации. В. В. Путин заявил, что в прошедшем году они «выполнили колоссальный объем работы в трудный период кризиса», за что глава правительства выразил им свою благодарность. Со словами благодарности к присутствующим и их коллегам в регионах обратились и министр финансов А. Л. Кудрин, и министр экономразвития Э. С. Набиуллина. По итогам совещания работа обоих министерств была одобрена как участниками, так и премьер-министром. Д. С. ЕЛОВСКИЙ
Колонка эксперта
Анна Ивановна Воробьева, аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений
Действующий с 2002 года Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», как показала практика, не принес результатов: в России электронную цифровую подпись (ЭЦП) используют менее 1 % лиц. Для примера, в Европе, по данным Института Фраунхофера по открытым коммуникационным системам (Германия), еще в 2005 году ЭЦП использовало 70 % населения. Причинами неудачного опыта в России послужило отсутствие правовых признаний различных видов подписей, несогласованность с другими законами и др.
6 апреля 2011 года Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который призван не только устранить недостатки действующего законодательства, но и простимулировать внедрение ЭЦП среди физических лиц. Несмотря на положительные аспекты нового закона, владельцы ЭЦП старого образца могут столкнуться с некоторыми проблемами при их применении.
Например, новый закон закрепляет положение о том, что сертификаты ключей ЭЦП, выданные в соответствии со «старым» законом, продолжают действовать до истечения срока, установленного в сертификате. Однако уже до принятия нового закона «Об электронной подписи» торговые площадки, отобранные для проведения открытых аукционов в электронной форме, установили особые требования к указанным сертификатам. В соответствии с данными требованиями такие сертификаты должны быть изготовлены только Авторизированными удостоверяющими центрами. Иные сертификаты могли использоваться на электронных площадках в пределах срока действия, но не позднее 1 января 2011 года. Таким образом, указанное требование торговых площадок привело к массовой замене сертификатов ключей ЭЦП на форматы нового образца.
В сложившейся ситуации представляется необходимым официальное разъяснение органа, осуществляющего контроль в сфере размещения государственных заказов, по данному вопросу. Полагаем, что для исключения подобных ситуаций и эффективной реализации нового закона «Об электронной подписи» целесообразно принятие подзаконных правовых актов, определяющих методы реализации закона в различных сферах, а также осуществление действенного контроля за исполнением указанных актов.