Версия для печати 3435 Материалы по теме
Калининградская концепция успеха: преемственность  и профессионализм
мухомор
Финансовая служба столицы европейского анклава России — Калининграда, — как и сам город, имеет многолетнюю и знаменательную историю. Сегодня муниципальные финансы Калининграда — одна из самых надежных и уверенно развивающихся областей городской экономики. Благодаря профессиональным управленческим решениям, внедрению современных информационных технологий и лучших практик организации бюджетного процесса даже в период кризиса финансовые показатели Калининграда демонстрировали положительную динамику и гарантировали стабильное развитие города.

С. Б. Мухомор, и. о. главы администрации г. Калининграда

Трансформация структуры

В 2008 году произошли серьезные изменения в структуре управления городским округом «Город Калининград». Прежде всего перемены коснулись организации руководства и сферы финансового управления. Комитет экономики, финансов и контроля стал уполномоченным органом, выполняющим функции управления денежными средствами муниципальной казны, осуществляющим бюджетный процесс. Также на комитет были возложены функции по обеспечению разработки прогноза социально-экономического развития городского округа, составлению среднесрочного финансового плана, проекта бюджета, размещению заказов на поставки товаров, выполнению работ и оказанию услуг для муниципальных нужд, казначейское исполнение бюджета, предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета городского округа. Кроме того к обязаностям новой структуры были отнесены защита прав потребителей и развитие внешнеэкономических связей.

За последние три года комитетом, в его новом статусе, проделана огромная работа во всех сферах деятельности, наработана соответствующая правовая база. Исполнение бюджета организовано с использованием программного комплекса, который обеспечивает интерактивный доступ к информации об исполнении бюджета всех бюджетополучателей. С 2009 года бюджет городского округа утверждается сроком на три года. В июле 2010 года приступили к внедрению программного обеспечения для планирования бюджета.

Контроль за полнотой поступления доходов осуществляется в рамках «Порядка взаимодействия с главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа». Комитет плотно сотрудничает с Управлением ФНС по Калининградской области. Разработан и реализуется комплексный план мероприятий по увеличению доходов городского округа. Активно функционирует межведомственная комиссия при главе администрации городского округа по обеспечению легализации заработной платы на предприятиях и организациях города и своевременности ее выплаты. По результатам работы комиссии формируют планы проверок налоговые органы, Управление по налоговым преступлениям и Государственная трудовая инспекция по Калининградской области.

Порядок в закупках

Включение в 2008 году в структуру комитета подразделения, осуществляющего функции уполномоченного органа по размещению заказов для нужд муниципальных заказчиков городского округа, позволило усовершенствовать процедуры закупок товаров, работ, услуг. Благодаря централизации закупочных процедур в указанном подразделении удалось исключить случаи нарушений законодательства при проведении торгов (конкурсов и аукционов). За прошедший период при проведении процедур торгов контролирующие органы не смогли выявить или доказать в суде ни одного нарушения. Достижению таких результатов способствовало и внедрение программного продукта в сфере муниципальных заказов, с помощью которого произошла стыковка с аналогичным программным обеспечением в сфере планирования и исполнения бюджета. Таким образом все стадии размещения муниципальных заказов, начиная с составления планов-графиков до заключения контрактов по результатам проведенных процедур и контроля за их исполнением, удалось сконцентрировать в одном комитете.

Наиболее видимым и значимым результатом такой оптимизации является показатель роста экономии средств городского бюджета, достигнутой по результатам размещения заказов. Так, в 2008 году она составила 4,44 % от общей стоимости размещенных заказов, в 2009 году — 7,4 %, а в 2010 году — 9,2 %. Проведенная в 2008–2010 годах работа по совершенствованию и централизации процесса размещения заказов позволила обеспечить безболезненный переход к проведению процедур электронных торгов.

Контроль прежде всего

Контроль за деятельностью муниципальных организаций, последующий финансовый контроль и контроль в сфере размещения муниципальных заказов осуществляет контрольно-ревизионное управление, с 2008 года входящее в структуру Комитета экономики, финансов и контроля. Результаты текущего контроля позволяют более качественно и оперативно планировать контрольные мероприятия по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения действующего законодательства в сфере размещения муниципальных заказов. В свою очередь результаты проверок активно используются как в процессе планирования, так и при исполнении бюджета. В целом за счет тесного взаимодействия структурных подразделений внутри комитета значительно повысился эффект от проведения контрольных мероприятий, возросла эффективность принимаемых мер по устранению нарушений и их недопущению в дальнейшем. В течение последних трех лет удалось повысить охват контрольными мероприятиями подведомственных учреждений и предприятий с 14 до 27 % и периодичность проведения контрольных мероприятий с 1 раза в 7 лет до 1 раза в 4 года.

Программный подход

Значительная работа проведена по расширению применения программно-целевого метода управления. Регулярно проводится оценка эффективности мероприятий, утвержденных муниципальных программ, ведется анализ результатов их реализации, выявляются недостатки. На основе результатов анализа определяются подходы к оценке степени достижения целей, дорабатываются действующие и утверждаются новые муниципальные программы.

Инвестиции мы рассматриваем как инструмент развития, и в целях преодоления кризиса уже в 2009 году расходы бюджета в рамках адресной инвестиционной программы Калининграда составили 2,2 млрд руб., из них за счет средств вышестоящих бюджетов — 1,5 млрд руб., то есть каждый вложенный в объекты муниципальной собственности рубль позволил привлечь более 2 рублей федерального и областного бюджетов. Для сравнения можно привести данные по инвестиционным расходам в юбилейный для Калининграда 2005 год — год 750-летия со дня основания нашего города: 685,9 млн руб., в том числе средства федерального бюджета — 276,0 млн руб. Таким образом, системно проводимая работа позволила увеличить объем инвестиций в строительство объектов социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В 2010 году инвестиционные расходы из средств городского бюджета выросли до 1,5 млрд руб., а на 2011 год — предусмотрены в размере 2,5 млрд руб.

Мера эффективности

В течение последних лет последовательно реализован комплекс мер по повышению эффективности муниципального сектора экономики. Общая сумма прибыли муниципальных предприятий в 2010 году составила 232 млн руб., что более чем в три раза превосходит показатели 2009 года. В целях повышения эффективности функционирования бюджетной сети и качества предоставления муниципальных услуг в 2010 году в городском округе продолжалась работа по оптимизации бюджетной сети и созданию автономных муниципальных учреждений. В рамках решения этих задач финансовый орган проводит большую методическую работу, ведь принятые на федеральном уровне своевременные и нужные решения задают общие рамки проведения реформы общественного сектора. На уровне муниципалитета, при отсутствии соответствующего опыта, проводилась кропотливая работа по формированию собственной практики и разработке методического обеспечения. Благодаря этому на сегодняшний день в Калининграде наработана методическая база, которая формулирует принципы изменения типа имеющихся учреждений, формирования муниципального задания, обоснования его финансового обеспечения и решения возникающих перед учреждениями нестандартных задач.

На начало 2011 года в Калининграде путем изменения типа существующих бюджетных учреждений создано 23 муниципальных автономных учреждения, из них в сфере культуры — 10 учреждений, в сфере образования — 13. В настоящее время доля муниципальных автономных учреждений составляет 31 % от общего количества учреждений (в 2009 году — 10 %). Планируется, что в течение 2011 года значение данного показателя возрастет до 96 %, а это, в конечном итоге, расширит возможности граждан по выбору «поставщика», предоставляющего наиболее качественные услуги.

Нельзя не сказать и о разработке нормативов финансирования услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями. Ветераны еще помнят, что несколько десятков лет назад существовало жесткое нормирование, которое осуществлялось централизованно. Сейчас о нем можно судить по сметному делу в строительстве. Мы оказались перед проблемой формирования нормативов для учреждений «с чистого листа». Но совместные усилия учреждений, экономических служб профильных подразделений и финансового органа обеспечивают формирование нормативов. Уже утверждены нормативы на услуги детских дошкольных учреждений, учреждений социальной поддержки населения и даже услуг симфонического оркестра. И работа эта продолжается.

Координация мелкорозничной торговли

В мае 2010 года Комитет экономики, финансов и контроля был определен уполномоченным органом администрации по координации деятельности в сфере мелкорозничной торговли. За счет внутренних кадровых резервов, без увеличения штатной численности, комитет взял на себя функции по заключению договоров на размещение объектов мелкорозничной торговли и администратора доходов по соответствующим платежам. В городе проделана большая работа по упорядочению малой торговли, совместно с объединениями предпринимателей проведена инвентаризация всех торговых объектов, принята необходимая нормативная правовая база. По результатам работы заключено более 1200 договоров. Регулярно организуются ярмарки для поддержки местных производителей.

Рост экономики

В результате реализации антикризисных мер, предпринимаемых органами местного самоуправления городского округа, усилий собственников и руководителей предприятий и организаций в 2010 году обеспечена позитивная динамика по основным экономическим показателям. В целом в экономике города наблюдается рост. По ряду позиций темпы развития превысили среднероссийский уровень. К таким показателям относится объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в обрабатывающих производствах — 165,2 % (по РФ — 125,2 %). Также по Калининграду зафиксированы темпы роста выше, чем в целом по Российской Федерации, по грузообороту и перевозке грузов на автомобильном транспорте, объему платных услуг населению, что свидетельствует о благоприятной экономической динамике.

Положительные изменения в экономике стабилизировали положение в сфере занятости и на рынке труда. За минувший год среднесписочная численность работников в обрабатывающих видах производства увеличилась на 2,4 тыс. человек. К концу 2010 года численность безработных, которые зарегистрированы в государственной службе занятости населения, составила 2,7 тыс. человек. В сравнении с декабрем 2009 года значение данного показателя снизилось на 1,7 тыс. человек, или на 37,2 %. Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственную службу занятости населения, в сравнении с началом 2010 года увеличилась почти в три раза и составила 3,2 тыс. вакансий.

За 2010 год по крупным и средним предприятиям, расположенным на территории городского округа, получено 17,2 млрд руб. балансовой прибыли, что в 2,3 раза больше, чем за 2009 год. Доля предприятий, имеющих прибыль, возросла с 68,2 % в 2009 году до 72,5 % за 2010 год. В целом в крупных и средних организациях городского округа преодолена неблагоприятная ситуация замедления роста заработной платы, которая имела место в 2009 году. Рост заработной платы в 2010 году составил 113,4 %, тогда как за 2009 год он составлял 105,6 %. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника на крупных и средних предприятиях составила 22 297 руб., что выше, чем в среднем по Калининградской области, на 11,7 процента.

Бюджет

По сравнению с 2009 годом общий объем доходов бюджета городского округа увеличился на 6,4 %. Доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета муниципального образования составила 68,3 % (в 2009 году — 44,6 %). По расходам бюджет исполнен к 2009 году на 103,7 %. При этом бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств в сравнении с предшествующим годом увеличились на треть, а их доля в общих расходах бюджета составила 29,2 % (в 2009 году — 22,7 %).

Финансовый орган успешно справляется со всеми поставленными задачами, несмотря на их значительный рост и непростые условия. Опыт последних трех лет показал, что наделение одной структуры большим объем разносторонних задач, с одной стороны, повышает качество принимаемых решений и дает возможность комплексного подхода к решению поставленных задач, а с другой — значительно повышает уровень ответственности и нагрузки на руководителя, а также требования к его профессионализму.

Финансовой службе Калининграда 65 лет

Финансовая служба Калининграда прошла своеобразный путь становления и развития, обусловленный спецификой послевоенного периода новой территории Советского Союза. Инфраструктура города была практически уничтожена войной. Для ее восстановления требовались огромные финансовые средства и значительные человеческие ресурсы.

65 лет назад на развалинах Восточной Пруссии возникла новая российская область, самая западная в стране, самая молодая, самая многонациональная. В 1945 году в соответствии с Потсдамскими соглашениями северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей ее территории) была передана Советскому Союзу. Так возник этот уголок страны, отделенный от России несколькими государственными границами, но неразрывно связанный с нею. До весны 1946 года область управлялась военной администрацией. Сам город был почти полностью разрушен, целые районы, кварталы были превращены в заваленную обломками пустыню. В таких тяжелейших условиях зарождались гражданские органы управления регионом и городом.

Новый отсчет времени ведется с 7 апреля 1946 года, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР. Для управления новой территорией было образовано Управление по гражданским делам Кенигсбергской области, состоящее из 14 отделов, в том числе финансового. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1946 года Кенигсбергская область была переименована в Калининградскую, а город Кенигсберг — в Калининград.

Днем рождения финансовой службы города, точкой отсчета ее истории считается 20 мая 1946 года. В этот день был издан приказ № 1 по городскому финансовому отделу временного гражданского управления Кенигсберга о за­чи­сл­ен­ии в штат 17 работников (из 24 по штатному расписанию), откомандированных Министерством фи­нан­сов РСФСР. Важным этапом в жизни города стало формирование в 1947 году административных рай­онов и создание в их структурах районных финансовых отделов.

В самом начале становление коллектива финансовой службы и всей финансовой системы города шло напряженно. Остро ощущалась нехватка кадров: собственных специалистов в городе не было, все работники направлялись из Москвы. Работу затруднял и языковый барьер: значительная часть населения говорила на немецком языке, а в финотделе был только один переводчик. Особенно трудно было работать с частными торговцами и кустарями. Те годы отличались атмосферой энтузиазма. Любые трудности казались преодолимыми и действительно преодолевались. Город и его экономика развивались. Общими усилиями была пущена первая очередь трамвая, началось промысловое освоение Северной Атлантики, открылись воздушные линии Калининград — Москва, Калининград — Рига, приняли первых студентов учебные заведения: педагогический институт (сейчас Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта), технический институт (Калининградский государственный технический университет), среднее мореходное училище (Калининградский морской колледж), открыли свои двери областной драматический театр, Дворец культуры рыбаков, широкоэкранный кинотеатр «Россия».

Вся важность финансовой работы в те годы подчеркивалась правительственными решениями. Для финансовых работников в 1948 году было введено звание «Советник финансовой службы», в 50-х годах учрежден нагрудный знак «Отличник финансовой работы». Многие Калининградские финансисты в то время были удостоены правительственных званий и наград.

В 2011 году финансовой службе Калининграда исполняется 65 лет. Сменилось несколько поколений финансистов города. На долю многих из них выпало работать в двух измерениях: была другая страна по территории, по структуре, по экономике. Был другой бюджет, доходы, как правило, превышали расходы. Но основные принципы, базовые ценности профессии значимы сейчас ничуть не меньше, чем полвека назад. Преемственность поколений обеспечивалась в любые времена. Всегда финансовый орган города возглавляли профессионалы, глу­боко преданные своему делу.

Начфины Калининграда

Первым заведующим финансовым отделом города был Николай Сергеевич Белов. Он руководил финотделом городского Исполкома Калининграда с 1946 по 1963 год.

После ухода из жизни Н. С. Белова в 1963 году на место заведующего финотделом был назначен его заместитель Михаил Иванович Баранов, который бессменно руководил фи­нан­совой службой Калининграда 23 года — до 1986 года. Время деятельности Миха­ила Ивановича в должности заведующего совпало с бурным развитием города, размахом строительства и благоустройства. Это период ввода в эксплуатацию домостроительного комбината, кардиологического отделения, эстакадного моста через реку Преголя, начала троллейбусного движения в городе, реконструкции здания Концертного зала с органом, открытия Кукольного театра, Музея янтаря.

С 1986 года финансовый отдел в течение трех лет возглавлял Александр Васильевич Цапенко, а в 1990 году его сменила Раиса Ильинична Заремба, которая проработала на этом посту 18 лет — до 2008 года. Время ее работы ознаменовалось началом перестройки, распадом супердержавы, разрывом экономических связей, изменением геополитического по­ло­жения Калин­инград­ской области. Это был сложный период становления новых социально-экономических отношений, которые потребовали от финансистов 90-х годов титанических усилий, профессионализма, порой неординарных подходов в решении финансовых проблем. Время показало, что экономический прогноз и политическая воля руководства были верными.

С 2008 года городскими финансами Калининграда управляет Светлана Борисовна Мухомор, пятый руководитель финансовой службы города за его 65-лет­н­юю историю. В мае 2010 года в связи с окончанием срока контракта главы администрации, выборами нового состава представительного органа и невозможностью проведения нового конкурса на замещение должности главы администрации Светлана Борисовна назначена и до сих пор является исполняющей обязанности главы администрации городского округа «Город Калининград». Причина такого выбора — ее разносторонняя глубокая профессиональная подготовка, стаж и опыт работы, связанной с управлением, экономикой, финансами, осуществлением фи­на­­н­­сово-кре­дит­ных операций, организацией бюджетного процесса. В нынешнем виде задачи финансового под­разделения городской администрации стали шире, вобрав в себя вопросы экономического разви­тия, контрольные полномочия и функции организации закупок для муниципальных нужд.

Город сегодня

Такая организация финансовой работы позволила Калининграду преодолеть последствия мирового финансового кризиса. Усилия органов местного самоуправления города были сконцентрированы на мобилизации ресурсов и выявлении резервов в целях безусловного обеспечения социальных обязательств. Основная работа легла на плечи финансистов. Эта работа принесла свои плоды: обеспечена позитивная динамика по ключевым экономическим показателям. За 2010 год в экономике города зафиксирован рост — 135,4 % к уровню 2009 года. Численность населения Калининграда за период между переписями населения увеличилась на две тысячи человек, в течение ряда последних лет стабильно увеличивается чис­ло родив­шихся и снижается смертность населения.

Город развивается: в прошлом году открыта набережная на озере, начато строительство детского сада, школы и проектирование еще двух детских садов и одной школы. Большое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры. Возобновилось строительство моста через реки Старая и Новая Преголя, раз­рабатываются проекты транспортных развязок, призванных значительно улучшить транспортное сообщение. Активно развивается коммунальная инфраструктура: строятся водоводы, очистные сооружения и коллекторы, производится газификация городских объектов. Все это свидетельствует о том, что финансисты Калининграда с оптимизмом смотрят в будущее и готовы решать самые сложные задачи, которые могут встать перед городом в условиях модернизации производственных сил страны и развития инновационной экономики.

В Комитете экономики, финансов и контроля работают высокопрофессиональные сотрудники, стаж многих из них по 20 и более лет, но есть много и молодых перспективных кадров. Про­фес­­си­она­лизм и квалификация подтверждены тем, что ряд работников отмечены государственными наградами, званиями «Отличник финансовой работы», почетными грамотами Правительства Калининградской области, ряд специалистов имеют ученые степени.

На калининградской земле вырастает уже третье поколение финансистов, которому многое предстоит сделать, чтобы наш город стал более удобным для жизни, работы и отдыха, преумножить богатство и красоту российской земли в центре Европы.

Поделиться