• Сыктывкар — административный центр Республики Коми с численностью населения 253,5 тыс. человек, а это 28 % населения региона. Являясь столицей республики, Сыктывкар был и остается главной площадкой субъекта РФ по внедрению новых методов управления городским хозяйством, а также новых форм оказания муниципальных услуг. На 1 января текущего года в муниципалитете в данном направлении работало более 190 учреждений в таких отраслях, как дошкольное и школьное образование, культура и спорт, здравоохранение, информационная деятельность, в том числе средства массовой информации. Об этапах реализации реформы местного самоуправления в столице Коми рассказывает Елена Анатольевна ВОЛКОМУРОВА, заместитель главы администрации, начальник департамента финансов города Сыктывкара.
Первый этап реформы
Начиная с 2006 года в Сыктывкаре активно идет реформа системы управления муниципальными финансами. Очередным логичным шагом ее развития стала реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. №
Учитывая проблематику и масштабность грядущих изменений, в том числе задач, которые ставятся перед городскими властями по реформированию бюджетной сферы, в департаменте финансов администрации Сыктывкара в августе 2010 года был создан отдел методологии бюджетного процесса. Отдел стал экспериментальной площадкой и основным центром по выработке направлений реформирования муниципальных финансов и совершенствования бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе и по реализации Закона №
Для достижения максимальной эффективности в муниципалитете утвержден план мероприятий, в котором за каждым ответственным исполнителем закреплены направления работы. План мероприятий стал отправной точкой реализации реформы, очертив порядок, последовательность и сроки выполнения работ во всем муниципальном образовании. Сегодня все участники бюджетного процесса города четко осознают, что оптимальный результат может быть достигнут только в тесном взаимодействии учреждений, главных распорядителей бюджетных средств и администрации города.
В рамках плана первым организационным мероприятием стал расширенный семинар с участием руководителей главных распорядителей бюджетных средств и руководителей подведомственных им бюджетных и автономных учреждений, прошедший в сентябре 2010 года. В ходе семинара обозначались направления по методологическим и прикладным аспектам реализации положений Закона №
Стоит отметить, что для более результативной работы и охвата большего числа участников, реализующих положения Закона №
Консервативный вариант в переходный период
Нормами, закрепленными Законом №
В ходе исполнения плана мероприятий по реализации Закона №
Проблемы и способы их решения
На сегодняшний день в муниципалитете сформирован координационный совет по оперативному решению вопросов, возникающих при реализации Закона №
В ходе выполнения плана мероприятий по реализации Закона №
- определение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.
Данный вопрос обусловлен тем, что функции и полномочия учредителя по подведомственным учреждениям на сегодняшний день осуществляют отраслевые органы администрации. В соответствии с поправками, внесенными Законом №
- открытие лицевых счетов муниципальными автономными учреждениями в финансовом органе муниципального образования.
Закон №
- утверждение порядков и перечней предоставления из бюджета муниципального образования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условий предоставления указанных субсидий из местных бюджетов устанавливается администрацией муниципального образования. В этом плане ведется активная работа с главными распорядителями бюджетных средств. Поступают предложения по перечням и порядкам предоставления иных субсидий, которые обсуждаются на рабочих встречах и совещаниях. В перечень основных направлений расходов предлагается включить капитальный ремонт зданий (сооружений) и оборудования, разовые (крупные) закупки оборудования, проведение общегородских мероприятий;
- обложение налогом на добавленную стоимость операций по выполнению работ (оказанию услуг) муниципальными учреждениями.
Ввиду ограниченности и дефицитности бюджетных средств, а также роста социальных обязательств, которые стоят перед бюджетом муниципального образования, данная норма ведет к росту расходов муниципалитета при формировании муниципального задания муниципальным учреждениям. Здесь возникает необходимость принятия совместных решений, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. В этой связи департамент финансов администрации Сыктывкара подготовил предложения в Министерство финансов РФ и Министерство финансов Республики Коми, в которых содержатся возможные направления по оптимизации налогового законодательства и внесению в него изменений.
Бюджетные и автономные
В ходе подготовки и проведения совещаний координационного совета проводится оперативный и ежеквартальный мониторинг реализации Закона №
В муниципалитете наблюдается тенденция к снижению количества бюджетных учреждений: в 2008 году в Сыктывкаре было 190 учреждений, в 2010 году — 159. Это вызвано двумя факторами, связанными с оптимизацией сети:
- объедением и укрупнением учреждений;
- переводом бюджетных учреждений в автономные (см. рис. 1).
Сложившаяся положительная динамика увеличения количества автономных учреждений сохраняется и в 2011 году. Так, согласно сводному плану реорганизации, изменения типов учреждений на 2011 год, из действующего 191 учреждения на 1 января 2012 года муниципальные автономные учреждения составят 36 % (см. рис. 2).
Информационная открытость
Немаловажным аспектом в реализации Закона №Поделиться: