Версия для печати 25 Материалы по теме
От диалога к проектам. Взаимодействие региональных и муниципальных властей в Оренбургской области

Успешное развитие субъекта РФ определяет эффективная работа как региональных, так и муниципальных властей. Наши полномочия распределены, но мы делаем общее дело, и поэтому тесное взаимодействие необходимо. О том, как его выстраивает Министерство финансов Оренбургской области, я бы хотел сегодня рассказать.

Евгений Валерьевич Сеньчев, министр финансов Оренбургской области

Диалоги о бюджете

Как Минфин мы сотрудничаем в первую очередь с финансовыми органами муниципальных образований (МО). Ежегодно проводим расширенные заседания коллегии министерства, посвященные итогам исполнения бюджетов за отчетный год, зональные семинары-совещания для представителей западной, центральной и восточной зон муниципалитетов области, а также обучающие семинары по инициативному бюджетированию (ИБ).

В августе — сентябре мы формируем первоочередные расходы бюджетов МО на предстоящую трехлетку. На заседаниях бюджетной комиссии вместе с главами и руководителями финансовых органов рассматриваем минимальный уровень обязательных расходов муниципальных образований: на оплату труда работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг. Именно эти расходы впоследствии ложатся в основу местного бюджета.

Как министр я работаю с каждым муниципалитетом отдельно и вижу глубокое погружение глав в вопросы исполнения и планирования бюджета. Это важно, потому что принимать решения необходимо при хорошем знании возможностей бюджета территории, его доходных источников и нагрузки уже имеющихся расходных обязательств. Практика показывает, что только в формате диалога можно выстроить устойчивые, рабочие отношения с МО.

Совместное взаимодействие с финансовыми органами муниципалитетов дает позитивные результаты, в том числе и на федеральном уровне. По итогам XVIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» победителями были признаны Тоцкий район и Соль-Илецкий муниципальный округ Оренбургской области.

Рейтинг рейтингов

Одним из действительно эффективных способов стимулирования к достижению высоких результатов я считаю рейтингование муниципальных образований. Взгляд на себя со стороны — место в рейтинге среди других МО — позволяет объективно оценить себя и предпринять шаги для развития.

Мы ежегодно рейтингуем муниципальные образования по качеству управления финансами, по уровню открытости бюджетных данных, по эффективности межбюджетных отношений, по уровню взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, по темпу роста налоговых и неналоговых доходов, по уровню расходов консолидированного бюджета на душу населения и так далее. Таких крупных рейтингов, всесторонне охватывающих деятельность МО в сфере управления общественными финансами, в Оренбургской области двенадцать.

Все наши рейтинги мы интегрировали в один. Между собой мы называем его «рейтинг рейтингов» (таблица). На данный момент оценили два периода: 2024 год и первое полугодие 2025 года. Итоги обнародовали на семинаре-совещании, на котором присутствовали финансисты всех МО региона, и подробно разобрали каждый рейтинг. У муниципалитетов, занявших последние позиции за первое полугодие текущего года, еще есть шанс подтянуться. С нетерпением ждем окончательных итогов за 2025 год.

Таблица. Рейтингование муниципальных образований. Итоги за 2024 г.

Место в рейтинге

Муниципальное образование

Место в рейтинге

Муниципальное образование

1

Бугурусланский район

6

Бузулукский район

2

Город Бузулук

7

Город Оренбург

3

Грачевский район

8

Ташлинский район

4

Сорочинский округ

9

Матвеевский район

5

Переволоцкий район

10

Тюльганский район

Хочу отметить, что рейтинг рейтингов был сформирован не для одноразового использования. На основе его данных сформирован цифровой дашборд, доступный губернатору региона и главам МО. Уверен, что такие данные необходимы для принятия управленческих решений.

Народные инициативы

Уже много лет в России развивается механизм, который позволяет жителям влиять на развитие муниципалитета. Это инициативное бюджетирование. Оно эффективно дополняет региональные проекты развития, модернизации и благоустройства.

Одна из задач любого МО — развитие территории и привлечение максимального объема ресурсов как из бюджетов вышестоящих уровней посредством участия в различных программах и проектах, так и из внебюджетных источников — через инициативные платежи населения и спонсоров. Однако дополнительные средства на повышение качества жизни — это далеко не все, что дает нам инициативное бюджетирование. Когда человек поучаствовал во всех этапах выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения, отбора и реализации инициативного проекта, он по-другому смотрит на бюджетный процесс и в целом на бюджетную систему. Этот человек вовлечен и увлечен. А ведь нет ничего хуже равнодушия и нежелания понять базовые принципы бюджетной системы.

Оренбургская область реализует инициативное бюджетирование девятый год. Активно включился в процесс и оказывает всестороннюю поддержку направлению губернатор региона Е. А. Солнцев. Региональная практика представлена приоритетным проектом «Местные инициативы», направленным на поддержку проектов жителей МО (рисунок 1). Его эффективность подтверждает ежегодный рост количества реализованных инициативных проектов. Так, если в 2017 году было реализовано 32 проекта, то на 2025 год запланировано уже 220 проектов. Вовлеченность населения выросла более чем в 20 раз: в 2017 году в процессе выбора инициативных проектов участвовали восемь тысяч человек, а в 2025 году — 164 тысячи человек. С 2017 года через механизм ИБ отобрано к реализации более 1,5 тысячи инициатив стоимостью почти 2 миллиарда рублей.

Отмечу, что вклад областного бюджета остается основным — более 60% от общей стоимости проектов. Но такое капиталоемкое участие региона действительно побуждает органы местного самоуправления к развитию, а население и спонсоров — к софинансированию: доля инициативных платежей у нас составляет 16%.

В любой самой успешной практике обязательно есть и уязвимые места. По моему мнению, главный вызов для инициативного бюджетирования — необходимость его постоянного развития, наращивания объемов. Если остановиться, мы сразу попадем в тупик.

Развитие ИБ возможно тогда, когда есть люди-«локомотивы», являющиеся основой проектных офисов. В нашем случае это сотрудники Минфина области. У нас есть и помощники — члены Общественного совета при Министерстве финансов Оренбургской области. Также в процесс вовлечены исполнительные органы и депутаты Законодательного собрания области: они сопровождают более половины выдвинутых населением на региональный конкурсный отбор проектов.

Мы развиваем приоритетный проект, делая акцент на определенных критериях отбора. Например, это соответствие проекта принципам универсального дизайна и доступности среды, участие в инициировании проекта социально ориентированных некоммерческих организаций, степень участия молодежи в выборе проекта, использование платформы обратной связи при проведении опроса.

Муниципальные практики

Еще один важный вызов для инициативного бюджетирования — это его развитие на муниципальном уровне, то есть создание и реализация собственных практик МО. Именно «на земле» инициативное бюджетирование воспитывает вовлеченных и увлеченных людей. Крайне важны такие практики инициативного бюджетирования, как «Школьный бюджет» и «Молодежный бюджет». Они помогают воспитанию детей и молодежи, превращению подрастающего поколения в ответственных граждан. Ребята начинают понимать, что от них действительно многое зависит и они способны менять этот мир. Стоит только начать со своей родной школы и села или города.

С 2016 года в Оренбургской области активно развиваются различные муниципальные практики ИБ: «Народный бюджет», «Школьный бюджет», «Молодежный бюджет», «Культурный бюджет», «Спортивный бюджет». При этом МО самостоятельно определяют все особенности вовлечения жителей в бюджетный процесс. В 2016 году реализовано было лишь пять практик, но это только старт. Уже в 2023 году насчитывалось 52 практики, в 2024 году — 73, а в 2025 году — 80 практик, и, на мой взгляд, это не предел (рисунок 2).

У нас есть лидеры по количеству внедренных практик инициативного бюджетирования на местном уровне. Это город Оренбург и Акбулакский район. Они реализуют по пять практик. Александровский, Бугурусланский и Тюльганский районы — по четыре практики.

Первопроходцем молодежного инициативного бюджетирования в регионе стал Гайский муниципальный округ в 2021 году. Первый проект — «Сад памяти» — был реализован по инициативе гайской молодежи при поддержке молодежного центра. Целью проекта стало возрождение яблоневого сада, который был разбит в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1980 году. На территории сада установили входную арку в виде звезды, пешеходные дорожки, скамейки и стенд с информацией о жизни муниципалитета в годы ВОВ.

Всего за четыре года в регионе было реализовано 13 проектов молодежного инициативного бюджетирования общей стоимостью более 3 миллионов рублей. Основные направления: организация патриотических, экологических клубов, профориентационных, творческих и развлекательных мероприятий. В процесс выбора и реализации проектов было вовлечено 25 тысяч представителей молодежи. Среди самых ярких проектов хочу выделить «Семейный тимбилдинг» Александровского района, «Гонки дронов» Гайского муниципального округа, «ОренЭкоМаршрут: территория природы и людей» города Оренбурга и «День молодежи» Переволоцкого района.

Роль Минфина

Благодаря региональной и муниципальным практикам в бюджетный процесс ежегодно вовлекаются порядка 200 тысяч жителей области. За девять лет реализовано две тысячи проектов. В 2025 году Оренбургская область отмечена Минфином России как регион — лидер по количеству реализованных инициативных практик в 2024 году: одна областная практика и 73 муниципальные практики. Тройку лидеров замкнули Краснодарский край (60 практик) и Самарская область (52 практики).

Инициативные проекты оренбуржцев побеждают не только количеством, но и качеством: сразу три проекта вошли в число победителей IX Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования. Победители были выбраны в шести номинациях, а наши проекты были отмечены в двух из них. В номинации «Общественное партнерство» второе место занял проект города Медногорска «Благоустройство мемориала памяти участникам Великой Отечественной войны». В номинации «Вклад проекта школьного инициативного бюджетирования в финансовую культуру граждан» лучшим был признан проект города Медногорска «Литературно-театральная гостиная „Беседка“», третье место присуждено проекту Новоорского района «Финансовая грамотность сквозь призму школьного театра».

Задача Минфина области во внедрении и расширении муниципальных практик инициативного бюджетирования заключается в том, чтобы постоянно придавать им новый импульс.

1. Мы проводим системные обучающие мероприятия для МО, на бюджетных комиссиях информируем и побуждаем глав муниципальных образований развивать различные практики инициативного бюджетирования.

2. Минфин интегрировал в региональный приоритетный проект отдельный критерий: «Проект отобран местной администрацией в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33‑ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти“».

3. Мы финансово стимулируем МО. Проведена интеграция пяти отдельных показателей, характеризующих развитие ИБ, включая разнообразие практик, в оценку качества управления муниципальными финансами. Ежегодно между десятью муниципалитетами с наилучшими результатами мы распределяем 6 миллионов рублей. Также используем поощрение МО по итогам участия в управлении общественными финансами: за внедрение на территории муниципального образования практик инициативного бюджетирования — 100 тысяч рублей.

4. Также задача Минфина — вовлечение в процесс инициативного бюджетирования общественных деятелей и экспертов: членов общественных советов и Общественной палаты региона.

Итак, развитие инициативного бюджетирования в наших руках. Главное, не бояться экспериментировать и обязательно прислушиваться к мнению жителей.


Поделиться: