Версия для печати 12228 Материалы по теме
разгулин
В процессе административной реформы Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая перешла в ведение Минфина России. В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина создан новый отдел — Отдел координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов. Рассказать о том, как теперь будут строиться отношения Минфина и ФНС, мы попросили начальника отдела Сергея Разгулина.

—Сергей Викторович, к Минфину перешла часть функций экс-МНС. Какие именно?

—В результате проведения административной реформы на Минфин возложены ответственные задачи — выработка государственной политики в сфере налогообложения и соответствующие функции по нормативно-правовому регулированию. И это не только
участие в подготовке законопроектов, чем министерство занималось всегда. Значительно возрастет роль Минфина в непосредственном регулировании налоговых отношений.
Конечно, речь идет только о тех случаях, когда Налоговым кодексом предусмотрено принятие подзаконных актов.
 —Пожалуйста, остановитесь на этом подробно.
—Нововведений много. В частности, приказами Минфина будут утверждаться формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению. Причем министерство будет разрабатывать декларации не только по федеральным, но и по региональным и местным
налогам. Также Минфину переданы полномочия по установлению особенностей постановки на учет налогоплательщиков. В том числе крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Теперь Минфин отвечает за определение порядка и условий
присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, установление порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада. Министерство финансов курирует теперь и порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов. Кроме того, изменились и правила проведения разъяснительной работы. Ответы на запросы налогоплательщиков, касающиеся законодательства, теперь предоставляются не налоговыми, а только финансовыми органами.
— Таким образом, одна из основных функций МНС — ответы на запросы налогоплательщиков — ложится на плечи Минфина?
—Да. А за налоговыми органами закреплена обязанность по информированию налогоплательщиков. То есть они должны доводить до сведения налогоплательщика информацию (в том числе в письменном виде), содержащуюся в актах законодательства о налогах и сборах. А также о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах: о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Зато разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, я подчеркиваю, имеет право давать только Министерство финансов и финансовые органы на местах.
—Будет ли Минфин пересматривать результаты работы МНС по ответам на вопросы налогоплательщиков?
—Нет. Просто необходимо знать, что налогоплательщику, у которого возникла спорная ситуация в вопросах применения законодательства о налогах и сборах, следует ориентироваться на мнение Минфина. А ситуации, когда по одному и тому же вопросу
могли существовать противоположные разъяснения налоговых органов и Минфина, как это случалось раньше, теперь быть не должно. Внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.06.2004 №58-ФЗ поправки направлены в том числе на исключение таких противоречий. Это, безусловно, положительный момент и для всех налогоплательщиков, и для сотрудников министерства.
—Как Минфин относится к методическим рекомендациям МНС о порядке исчисления и уплаты налогов, которые в последнее время «засекречивались»? Насколько это правомерно?
—Налоговики не нарушили никаких правил, засекречивая свои внутренние документы.
Ведь ФНС, а до этого МНС, как и любой другой орган исполнительной власти, вправе издавать документы, адресованные своим территориальным органам, в том числе касающиеся проведения проверок по отдельным налогам. И такие приказы имеют
юридическую силу для должностных лиц налоговых органов. При этом исходя из содержания документа ему может присваиваться гриф «для служебного пользования».
—Могут ли сотрудники ФНС участвовать в работе по разъяснению законодательства?
—Конечно, ведь позиции Минфина и ФНС по спорным вопросам законодательства должны быть предварительно согласованы. Издание совместных разъяснений Минфина России и налоговых органов практиковалось и до реформирования системы федеральных
органов исполнительной власти. Совместная работа по разъяснению законодательства обеспечивала более высокое качество подготавливаемых документов и способствовала единообразному применению норм участниками налоговых отношений. Поэтому
сотрудники ФНС будут привлекаться к работе по разъяснению законодательства налогоплательщикам, но эта работа будет проходить под контролем Минфина.
—Вправе ли будет ФНС издавать какие-либо нормативные документы, обязательные для налогоплательщиков?
—В предусмотренных Налоговым кодексом случаях ФНС вправе принимать нормативные акты, затрагивающие права налогоплательщиков. Только перечень этих случаев по сравнению с ранее действовавшим списком существенно ограничен. Например, приказом ФНС будут утверждаться формы налогового уведомления, требования об уплате налога. ФНС будет курировать выдачу свидетельств и уведомлений о постановке на учет, решений о проведении выездной налоговой проверки. Акт налоговой проверки — тоже дело налоговой службы.
—Среди новых функций Минфина — контроль за деятельностью налоговой службы. Какими документами регламентировано проведение контроля?
—Действительно, на Минфин возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», которым МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, а также Постановлениями Правительства от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004
№329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». Но в настоящее время можно говорить только о подготовительной работе к осуществлению координации. Обращаю ваше внимание на то, что положения Указа в отношении МНС начали действовать только со дня вступления в силу Федерального закона 29.06.2004 №58-ФЗ, которым внесены необходимые поправки в Налоговый кодекс. Кроме того, Постановление Правительства, регулирующее деятельность ФНС, одобрено совсем недавно — 30 сентября.
—Как именно Минфин России будет контролировать ФНС?
—Минфин будет определять план работы и показатели деятельности службы. Это поступление налогов, размер задолженности, эффективность проверочных мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой службе, отменять решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству. Минфин уполномочен разъяснять применение законодательства в конкретной ситуации и налогоплательщикам, и налоговой службе. Кстати, сотрудники Минфина будут отвечать и на вопросы налогоплательщиков о правомерности действий налоговых инспекторов. И, обратите внимание, такие запросы будут для нас еще и источником информации о работеналоговых органов.
—Расскажите, какие функции возложены на отдел координации и контроля деятельности
ФНС России?

 —Деятельность отдела будет регулироваться внутренними документами МинфинаРоссии. В целом, сейчас можно сказать, что к нам в отдел будет поступать информация о работе налоговой службы. Мы будем рассматривать статистику собираемости налогов, о размере задолженности, результативности проверок и тому подобные сведения. На основе анализа этой информации министерством могут быть выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства, выявлению и пресечению форм и способов уклонения от уплаты налогов, снижению задолженности по налогам и сборам. Также на основании этих данных будут подготовлены меры организационного характера, способные повысить эффективность работы налоговой службы.
—Каковы ближайшие планы?
—Планов много. Предложения Минфина были еще раз систематизированы к заседанию правительства 30 сентября текущего года, на котором обсуждался вопрос о состоянии налогового администрирования. Многие планы министерства, которые касаются совершенствования налогового администрирования, тесно связаны с созданием оптимальной структуры налоговых органов. Например, контроль над трансфертным ценообразованием будет более эффективным при условии развития отраслевой специализации налоговых инспекций. То есть в определенном налоговом органе надо ставить на учет отдельную категорию налогоплательщиков: нефтяников, транспортников и т. д. Создание специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам позволяет учитывать отраслевую специфику, осуществлять контрольные мероприятия по всем звеньям вертикально-интегрированной структуры налогоплательщика. Необходимо провести аналитическую работу по мониторингу финансово-хозяйственных связей взаимозависимых структур. Ведь ни для кого не секрет, что взаимозависимые группы хозяйствующих субъектов продолжают использовать различные формы и методы уклонения от налогообложения, среди которых и манипуляции с трансфертными ценами. Кстати, эта деятельность способствует внедрению качественно новых основ для проведения камеральной проверки. Например, таких как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. —Налоговые органы имеют право осуществлять процедуру государственной регистрации организаций. Каким образом они собираются решать такую проблему, как «брошенные фирмы», наносящие серьезный ущерб бюджету? —Да, это серьезная проблема. Сейчас в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано свыше миллиона организаций, которые в течение многих лет не представляют отчетности в налоговые органы. Также много фирм, место нахождения которых неизвестно. То есть в их учредительных документах указано место нахождения,
но фактически они расположены совсем в другом месте. У значительной части таких неработающих организаций не установлены постоянно действующие исполнительные органы, и при этом признаки несостоятельности, то есть банкротства, отсутствуют.
 Поэтому необходимо ввести упрощенную процедуру ликвидации таких юридических лиц. Это одновременно позволит решить смежные задачи: сократятся возможности использования «однодневок» в схемах уклонения от налогообложения, актуализируются сведения государственных реестров. Кроме того, будут сэкономлены бюджетные средства, которые могли бы быть истрачены при ликвидации недействующих организаций в общеустановленном порядке. —Следующий вопрос касается ответственности за правонарушения. Имеются данные, свидетельствующие о том, что процедура взыскания, например штрафа в 50 рублей за непредставление документа, стоит бюджету дороже, чем собственно штраф... —Вы совершенно правы. Выход видится в следующем. Во-первых, необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с тех организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов.
Во-вторых, надо уточнить составы налоговых правонарушений и увеличить размеры штрафов. Нарушение законодательства должно стать невыгодным. Вместе с тем необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. С этой целью должно обеспечиваться оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами имеющихся с налогоплательщиками разногласий, базирующееся на строгом соблюдении законодательства о налогах и сборах. Такой подход в большинстве случаев позволит избежать последующих судебных разбирательств, ведущих к потере времени, сил и дополнительным расходам как со стороны налогоплательщика, так и со стороны государства.
 —Что может предпринять Минфин, чтобы решить вопрос с задолженностью налогоплательщиков?
—Несмотря на динамику сокращения процентного отношения задолженности к общей  сумме поступлений, ее размер сохраняется достаточно большим. И, безусловно, на работе
с задолженностью скажется передача Федеральной налоговой службе функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Эта проблема во многом связана с тем, что к значительной части задолженности налоговые органы не вправе применять меры принудительного взыскания. Это, в частности, относится к отсроченной и реструктурированной задолженности, к задолженности организаций, находящихся в различных стадиях процедуры банкротства, к задолженности, приостановленной к взысканию по решениям судов. С нашей точки зрения, Налоговый кодекс должен включать единый для всех видов налогов и сборов перечень оснований признания задолженности безнадежной. Кроме установления единых оснований признания налоговой задолженности безнадежной, требуется установление единого порядка списания указанной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Внесение вышеназванных изменений обеспечит единообразное применение законодательства о налогах и сборах, а также устранит потенциальные возможности для уклонения от налогообложения.

Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» №11 ноябрь 2004 г.

Поделиться