Версия для печати 5902 Материалы по теме
Что делать, чтобы хлеб был дешевым

Шинаков
Хлеб — социально значимый продукт, и руководство страны требует, чтобы цены на него не росли. Осенью 2010 года Президент РФ Д. А. Медведев раскритиковал ряд регионов России, в том числе и Владимирскую область, за повышение цен на хлеб. Однако хлебопекарная отрасль просто вынуждена была пойти на этот шаг, так как из-за засухи еще в середине лета выросли цены на зерно и муку, подорожали и другие продукты, которые являются сырьем для производства хлеба. Почему это произошло и какие проблемы хлебопекарной отрасли вскрылись в результате этой ситуации, рассказал управляющий ОАО «Владимирский хлебокомбинат» Владимир Геннадьевич ШИНАКОВ.

— Владимир Геннадьевич, почему Владимирский хлебокомбинат был вынужден повысить цены на свою продукцию?

— Хочу отметить, что наше предприятие не повышало цены с марта 2008 года на все массовые сорта производимых изделий. При этом за два с половиной года за счет инфляции существенно выросли цены на сырье — яйца, масло, маргарин, а также на энергоносители, упаковку. Урожаи зерна предпоследних лет были очень хорошие, и благодаря этому у нас была возможность компенсировать издержки, связанные с подорожанием сырья, покупая муку, которая падала в цене. В 2009 году наше предприятие сработало с рентабельностью 5,2 процента, в первом полугодии 2010 года рентабельность составила уже 3,7 процента. Когда в июне 2010 года начался рост цен на муку и не на 1–2 процента, а, например, на муку второго сорта на 130 процентов, высшего сорта — на 90 процентов, ржаную обдирную муку — на 80 процентов, в июле рентабельность нашего хлебокомбината составила всего 1 процент.

В ценовой политике на зерно и муку существует сезонность, мы надеялись, что урожай составит 90–95 миллионов тонн и вообще-то не планировали повышать цены. Но когда урожай оказался на порядок ниже и стоимость сырья возросла на порядок, это вынудило нас пересчитать цены, чтобы компенсировать издержки и не уйти в убыток.

— Как же быть с вопросом о социальной значимости хлеба? Возможно ли добиться того, чтобы цены на него не повышались?

— Много говорят о том, что хлеб — это социально значимый продукт и что мы должны быть социально ответственным бизнесом. Действительно, некоторые недобросовестные производители не повышают цены на хлеб, но при этом ухудшают его качество. Что может сделать предприятие, чтобы обеспечить качество хлеба, не поднимая цен? Оно должно провести модернизацию. Мы убедились на собственном опыте: внедрение инновационных технологий удешевляет в конечном счете продукцию на 20–30 процентов, сохраняя прежнюю рентабельность производства.

Но, на мой взгляд, социально ответственным в первую очередь все-таки должно быть государство. В этом случае для предприятий хлебопекарной отрасли должна существовать какая-то специальная программа, потому что, когда мы не имеем никаких льгот — ни налоговых, ни таможенных, ни по получению долгосрочных кредитов, предприятиям очень сложно развиваться. И когда заявляют, что мы устанавливаем спекулятивную цену на хлеб, становится очень обидно. Ведь коммунальные платежи никто не отменял, с их повышением все сталкиваются каждый год. Почему их повышение считается нормальным, а цену на хлеб повышать нельзя? Общество почти не реагирует на повышение цен на любые другие продукты и при этом очень остро реагирует на повышение цен именно на хлеб, так как хлеб является своего рода индикатором.

— Владимирский хлебокомбинат — один из немногих в России, внедряющих в производство инновационные технологии. Расскажите, какие это дает результаты?

— Две технологические линии из работающих на хлебокомбинате не имеют аналогов в стране. В ноябре 2010 года на Владимирском хлебокомбинате запущена единственная в России и на всей территории СНГ линия по производству более 20 наименований бараночной, сушечной и другой продукции. Мощности новой линии составляют более 600 тонн баранок, сушек, палочек и другой продукции в месяц. Линия стоимостью почти 150 миллионов рублей в принципе не имеет аналогов, так как создавалась и проектировалась американской компанией «Рэдинг Бэйкери систем» в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Владимирского хлебо­комбината. Она полностью автоматизированная, компьютеризированная, с использованием роботов. Эта линия позволила снизить издержки производства и увеличить производительность труда в 10 раз! Благодаря этому мы имеем возможность увеличить количество выпускаемой продукции, не поднимая цены. Можно произвести дешевую продукцию, закупив более дешевое сырье, но мы не идем на это. Примечательно, что 95 процентов продукции нашего хлебокомбината — без химических консервантов и красителей, мы избрали такую политику и активно проводим ее в жизнь. Отдельно выпускается линия продуктов здорового питания, именно мы впервые в России ввели йодированные дрожжи, что позволило хотя бы частично решить проблему с заболеваниями щитовидной железы.

У нас работает инновационная группа, которая занимается новыми разработками, в ее составе — опытные специалисты и молодой ученый. Именно они адаптировали американскую производственную линию под наши хлебопекарные технологии. За время работы группа зарегистрировала 20 патентов.

— А какие основные проблемы хлебопекарной отрасли вы бы выделили в целом?

— Износ техники в хлебопекарной отрасли составляет более 70 процентов, высока доля ручного труда. На мой взгляд, главная проблема в нашей стране, и не только в хлебопекарной отрасли, — производительность труда. В СССР был такой постулат: рост заработной платы не должен превышать рост производительности труда. Мы об этом забыли, и сейчас зарплата растет, а производительность труда не только не увеличилась, но даже и упала.

С целью именно повышения производительности труда с сохранением высокого качества продукции мы и начали модернизацию производства. Из-за инновационной составляющей издержки на 1 килограмм произведенной продукции у нас возрастают по сравнению с теми, кто не вкладывает средства в инновации. Кроме того, всю прибыль предприятие направляет на развитие производства: из 480 миллионов рублей, которые мы за пять лет вложили в модернизацию, 30 процентов — это деньги предприятия. В России существуют сложности с кредитами, так как процентные ставки довольно высоки. На мой взгляд, должны предоставляться какие-то льготы предприятиям, которые занимаются модернизацией, внедряют инновационные технологии.

При введении инновационных технологий возникает еще один вопрос — кадровый. В хлебопекарной отрасли, как и во многих других, проблема подготовки специалистов, нехватки профтехучилищ стоит очень остро. И мы сами на базе школ готовим специалистов для работы на комбинате, вкладываем средства в их обучение. Становится необходимым привлекать качественно другой уровень специалистов для работы на производстве: образованных, амбициозных, готовых осваивать новые технологии. И уровень зарплаты для специалистов такого уровня должен быть, конечно, выше. За последние два года мы повысили зарплату всего на 10 процентов, средний уровень зарплаты на нашем предприятии составляет 15 700 рублей. И при этом почти никто не уходит, у нас работают патриоты своей профессии, соблюдается семейная преемственность, есть люди, которые проработали на комбинате по 40–45 лет. Я убежден, что хороший хлеб делают люди с доброй душой и чистыми руками.

Поделиться